< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Глава 24

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Behold, Jehovah maketh the earth empty, and maketh it waste, and turneth it upside down, and scattereth abroad the inhabitants thereof.
  • 2. And it shall be, as with the people, so with the priest; as with the servant, so with his master; as with the maid, so with her mistress; as with the buyer, so with the seller; as with the creditor, so with the debtor; as with the taker of interest, so with the giver of interest to him.
  • 3. The earth shall be utterly emptied, and utterly laid waste; for Jehovah hath spoken this word.
  • 4. The earth mourneth and fadeth away, the world languisheth and fadeth away, the lofty people of the earth do languish.
  • 5. The earth also is polluted under the inhabitants thereof; because they have transgressed the laws, violated the statutes, broken the everlasting covenant.
  • 6. Therefore hath the curse devoured the earth, and they that dwell therein are found guilty: therefore the inhabitants of the earth are burned, and few men left.
  • 7. The new wine mourneth, the vine languisheth, all the merry-hearted do sigh.
  • 8. The mirth of tabrets ceaseth, the noise of them that rejoice endeth, the joy of the harp ceaseth.
  • 9. They shall not drink wine with a song; strong drink shall be bitter to them that drink it.
  • 10. The waste city is broken down; every house is shut up, that no man may come in.
  • 11. There is a crying in the streets because of the wine; all joy is darkened, the mirth of the land is gone.
  • 12. In the city is left desolation, and the gate is smitten with destruction.
  • 13. For thus shall it be in the midst of the earth among the peoples, as the shaking of an olive-tree, as the gleanings when the vintage is done.
  • 14. These shall lift up their voice, they shall shout; for the majesty of Jehovah they cry aloud from the sea.
  • 15. Wherefore glorify ye Jehovah in the east, even the name of Jehovah, the God of Israel, in the isles of the sea.
  • 16. From the uttermost part of the earth have we heard songs: Glory to the righteous. But I said, I pine away, I pine away, woe is me! the treacherous have dealt treacherously; yea, the treacherous have dealt very treacherously.
  • 17. Fear, and the pit, and the snare, are upon thee, O inhabitant of the earth.
  • 18. And it shall come to pass, that he who fleeth from the noise of the fear shall fall into the pit; and he that cometh up out of the midst of the pit shall be taken in the snare: for the windows on high are opened, and the foundations of the earth tremble.
  • 19. The earth is utterly broken, the earth is rent asunder, the earth is shaken violently.
  • 20. The earth shall stagger like a drunken man, and shall sway to and fro like a hammock; and the transgression thereof shall be heavy upon it, and it shall fall, and not rise again.
  • 21. And it shall come to pass in that day, that Jehovah will punish the host of the high ones on high, and the kings of the earth upon the earth.
  • 22. And they shall be gathered together, as prisoners are gathered in the pit, and shall be shut up in the prison; and after many days shall they be visited.
  • 23. Then the moon shall be confounded, and the sun ashamed; for Jehovah of hosts will reign in mount Zion, and in Jerusalem; and before his elders shall be glory.

1-6.- Пророк видит, как Господь опустошает землю и совершает Свой правый суд над всеми людьми без различия, потому что люди, населяющие землю, преступили вложенные в их сердца божественные повеления и осквернили себя всякими грехами. Так как пророку будущее земли было открыто в видении, то ясно, что пророчество его не могло иметь строгой последовательности в изображении разных моментов будущего суда над землей, а равно также из него не видно, когда начнется этот суд, как и кем он будет произведен. Ясно только, что пророчество это имеет в виду последние времена мира и начинает собою ряд пророчеств об этих временах, которые (пророчества) заканчиваются 27 главой. Делает ее бесплодною - правильнее, опустошает, разоряет. Вид, т. е. все существующие на ней города, укрепления и проч.

2.Несмотря на различие в общественном положении, все люди будут подвергнуты наказанию от Бога.

3-4.- Изрек слово сие - т. е. так решил, повелел. Возвышавшиеся над народом земли - возможно правильнее, по Condamin'у, - небо вместе с землею погибнет!

5.Преступили законы, т. е. данные всему человечеству предания (Быт 9:4) и сл.) и голос своей совести (Рим 2:14).

6.Проклятие поедает, т. е. гнев Божий действует, как всепожирающий огонь. Зато сожжены - возможно правильнее, по Condamin'y - истреблены.

7-13.- На земле прекратилось всякое веселье и оставшиеся в небольшом числе жители, при виде своих опустошенных городов, могут только плакать. Виноград, из которого можно приготовлять прекрасное вино, пропадает даром - никто не хочет уже заниматься этим делом! Плачет сок грозда, т. е. созревшие ягоды виноградные обламываются, падают и сок течет по земле. Болит, т. е. пропадает.

10.Город - общее обозначение вместо: города. Пророк, однако, изображает, кажется, прежде всего положение вещей в Палестине.

11-13.- На улицах - по переводу Orelli, на полях. Веселие земли - возможно точнее: веселие с земли. [В Славянском переводе LXX-и - Плачитеся о вине всюду, престала есть радость вся земная, отиде вся радость земли. Прим. ред.] Что бывает при обивании маслин. Деревья, лишившиеся плодов, служат символом исчезновения обитателей земли (ср. (Ис 17:5) и сл.).

14.Хор спасшихся на море и островах, которые издали будут видеть эту картину опустошения земли, восхвалит Бога за Его правый суд над нечестивыми людьми, которым не будет никакого спасения. Они - это, по всему вероятию, лица праведные, которые будут свидетелями суда над грешниками (ср. (Откр 22:11-12). С моря. - Пророку, конечно, прежде всего предносится опустошение Палестины и праведники представляются у него находящимися вне полосы земли, которая подвергается опустошению.

15-16.- Слава праведному. Здесь под праведным, вероятно, пророк разумел праведников, какие удостоятся от Бога высшего прославления. Конечно, праведниками этими он считал, прежде всего, избранных израильтян, как это видно из того, что он приглашает славить Бога Израилева. Наш синодальный перевод под Праведным, очевидно, понимает или Всевышнего или Христа, как Праведного Судию. И сказал я... От зрелища спасенных праведников пророк снова обращает свой грустный взор на беззакония людей, которые не хотят отстать от своих злодеяний.

17-18.- Суд Божий, изображаемый здесь пророком, исходит на те чаши гнева Божия, какие изображаются в Апокалипсисе (гл. 16). Петля, т. е. силок, каким на Востоке пользовались для ловли птиц и зверей.

18-20.- Пророк изображает потоп, какой погубит землю, и потрясение земли страшными землетрясениями. Окна небесные - см. (Быт 7:11) Основания земли. - Земля представлялась евреям стоящей на основах или столбах (ср. (1Цар 2:8).

19-20.- Как колыбель, т. е. детская колыбель или висячая постель для взрослого человека, которую на Востоке иногда вешают на суке дерева. Упадет - выражение образное.

21-23.- Суд Божий, начавшись с небесных воинств, со всей силой обрушится на земных властителей, которые подвергнутся заключению и наказанию, тогда как Господь Сам воцарится на Сионе. Посетит, т. е. будет судить. Воинство внутреннее, т. е.
а) высшие, небесные светила и
б) одушевлявших и двигавших, по верованию древних, этими светилами духов или Ангелов, (Выспреннее - по-евр. maram то же, что небо по евр. schamaim). Эти Ангелы в то же время были невидимыми покровителями отдельных царств и ходатаи за них перед Богом (Дан 10:1).

22.Ров. Темницей на Востоке, напр., в Персии, нередко и теперь служит простая, вырытая в земле, яма, захлопывающаяся железной крышкою. Здесь, конечно, нужно разуметь преисподнюю (Откр 19:1) и (Откр 20:1) гл.) После многих дней. Из (Откр 20:7-10) видно, что сатана и его Ангелы будут на некоторое время освобождены из бездны, а потом уже снова будут вызваны уже на последний, окончательный суд.

23.Солнце и луна, которым в древности воздавалось божеское почтение, должны будут со срамом уступить свое место на земле истинному Богу и Владыке мира. Сион и Иерусалим здесь имеются в виду уже новые, о которых говорится в Апокалипсисе (Откр 21:2). Пред старейшинами. Пророк припоминает здесь старейшин Израилевых, видевших славу Господа на Синае (Исх 24:9) и сл.). Апостол Иоанн Богослов имел, вероятно, ввиду это место, когда говорил о старцах, сидевших на 24 престолах вокруг престола Божия (Откр 4:4).