- 1. And Solomon, the son of David, made himself strong in his kingdom, and the Lord his God was with him, and made him very great.
- 2. And Solomon sent word to all Israel, to the captains of thousands and of hundreds and to the judges and to every chief in all Israel, heads of their families.
- 3. Then Solomon, and all the men of Israel with him, went to the high place at Gibeon, because the Tent of meeting of God, which Moses, the servant of the Lord, had made in the waste land, was there.
- 4. But the ark of God had been moved by David from Kiriath-jearim to the place which he had made ready for it, for he had put up a tent for it at Jerusalem.
- 5. And the altar of brass which Bezalel, the son of Uri, the son of Hur, had made, was there before the Tent of the Lord; and Solomon and all the people went to give worship there.
- 6. And Solomon went up there to the brass altar before the Lord at the Tent of meeting, offering on it a thousand burned offerings.
- 7. In that night God came to Solomon in a vision, and said to him, Say what I am to give you.
- 8. And Solomon said to God, Great was your mercy to David my father, and you have made me king in his place.
- 9. Now, O Lord God, let your word to David my father come true; for you have made me king over a people like the dust of the earth in number.
- 10. Give me now wisdom and knowledge, so that I may go out and come in before this people: for who is able to be the judge of this great people of yours?
- 11. And God said to Solomon, Because this was in your heart, and you did not make request for money, property, or honour, or for the destruction of your haters, or for long life; but you have made request for wisdom and knowledge for yourself, so that you may be the judge of my people over whom I have made you king:
- 12. Wisdom and knowledge are given to you; and I will give you wealth and honour, such as no king has had before you or ever will have after you.
- 13. So Solomon went back from the high place at Gibeon, from before the Tent of meeting, to Jerusalem; and he was king over Israel.
- 14. And Solomon got together war-carriages and horsemen; he had one thousand, four hundred carriages and twelve thousand horsemen, which he kept, some in the carriage-towns and some with the king at Jerusalem.
- 15. And the king made silver and gold as common as stones in Jerusalem, and cedar like the sycamore-trees of the lowland in number.
- 16. And Solomon's horses came out of Egypt; the king's traders got them from Kue at a price.
- 17. A war-carriage might be got from Egypt for six hundred shekels of silver, and a horse for a hundred and fifty: they got them at the same rate for all the kings of the Hittites and the kings of Aram.
1-6.- и - рассказывают о тех же фактах, о которых повествует и (3Цар 3:4-15), и передают их существенно сходно с 3 Царств. Отличия - частные, обозначающие или особый стиль свящ. писателя Паралипоменон, или же его своеобразную точку зрения на одни и те же факты, или, наконец, восполняющие повествование 3 Царств новыми чертами. Так, в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон ст. 2 указано, что Соломона в его паломническом путешествии в Гаваон сопровождали главы и начальники народа (чего не сказано в (3Цар 3:4), ср. однако там же ст. 15), что, без сомнения, действительно имело место в данное время, как и после при перенесении ковчега в храм и освящении последнего (3Цар 8:1); (2Пар 5:2). Затем, если в (3Цар 3:4) сказано общее: "там (в Гаваоне) был главный жертвенник (собственно; "высота", евр. бама)", то в ст. 3-5 рассматриваемой главы 2 Паралипоменон со всей определенностью сказано, что 1) в Гаваоне пребывала скиния Моисеева (ст. 3, ср. (Исх 40:18); что 2) перед этой скинией собрания там стоял сделанный при Моисее же художником Веселиилом жертвенник (ст. 5, ср. (Исх 37:1) след. (Исх 38:1) д.), на котором Соломон и совершил 1 000 всесожжении (ст. 6), и что 3) ковчег Божий или ковчег завета из Кириафиарима (ср. (1Цар 7:1) был перенесен Давидом в построенную им скинию в Иерусалиме. О последнем рассказывается во (2Цар 6:1), особ. ст. 17 (см. Толков. Библию, т. II. Спб. 1905, с. 424-425), а также в (1Пар 15:1) и (1Пар 16:1) гл. Действительность существования до времен Соломона скинии Моисеевой с ее священными принадлежностями подтверждается свидетельством (3Цар 8:4) (см. Толков. Библию, т. II, с. 461). О положении Гаваона см. Толков. Библию, т. II, с. 317-318 и 450-451. О положении Карифиарима (Нав 9:17); (Иер 26:20) иначе Ваала Иудина (2Цар 6:2); (Нав 15:9,60) см. Толков. Библию, т. II, с. 318 и 424; по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast. 596, ср. 192), город этот лежал на 9 милиарии по дороге из Элии (Иерусалима) в Диосполь (Лидду); теперь мусульманская деревня Карьет-эл-инеб.
Что касается точки зрения, то свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает о не вполне согласном с законом служении Соломона и народа Богу на высотах, как сказано в (3Цар 3:2) (Толк. Библия II, 450): различались высоты, издревле посвященные Богу, от позднее произвольно избираемых (см. там же, с. 439). К числу последних, преступных, с точки зрения закона, не мог относиться жертвенник при скинии Моисеевой: вот причина, почему свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает здесь о служении на "высотах".
Наконец, в одном слововыражении отличается 2 Паралипоменон от 3 Царств в рассказе о ночном богоявлении Соломону: дарованная Богом Соломону чрезвычайная мудрость в (3Цар 3:9,12) обозначается конкретно: "сердце мудрое и разумное" евр. лев хакам венабон, а во (2Пар 1:9,12) абстрактно: "мудрость и знание" евр. гахокма вегамадда. Абстрактное представление может указывать на сравнительно позднее происхождение кн. Паралипоменон (мадда принадлежит позднейшему гебраизму, встречается в (Дан 1:4,17).13.2 Паралипоменон путешествие Соломона в Гаваон полагает в начале его царствования, что, вероятно, и было (возможно, что события, описанные в (3Цар 2:1), имели место после этого путешествия. Спав, "от вышнего Гаваона" (ср. ст. 3), как у LXX (υψηλη) и в Вульгате (excelsus), - неточная передача евр. "бама", высота.14-17.- ср. (3Цар 10:26-29); (3Цар 4:26) Ср. Толков. Библия II, с. 453 и 468. В масоретском евр. тексте к I гл. отнесен в качестве 18 стиха и 1-й стих II гл. С гл. II по VII включительно идет речь о построении храма и его освящении.



