- 1. And Jehoshaphat his son became king in his place, and made himself strong against Israel.
- 2. He put forces in all the walled towns of Judah, and responsible chiefs in the land of Judah and in the towns of Ephraim, which Asa his father had taken.
- 3. And the Lord was with Jehoshaphat, because he went in the early ways of his father, not turning to the Baals,
- 4. But turning to the God of his father and keeping his laws, and not doing as Israel did.
- 5. So the Lord made his kingdom strong; and all Judah gave offerings to Jehoshaphat, and he had great wealth and honour.
- 6. His heart was lifted up in the ways of the Lord; and he went so far as to take away the high places and the wood pillars out of Judah.
- 7. In the third year of his rule he sent Benhail and Obadiah and Zechariah and Nethanel and Micaiah, his captains, as teachers into the towns of Judah;
- 8. And with them, Shemaiah and Nethaniah and Zebadiah and Asahel and Shemiramoth and Jehonathan and Adonijah and Tobijah and Tob-adonijah, the Levites; and Elishama and Jehoram the priests.
- 9. And they gave teaching in Judah and had the book of the law of the Lord with them; they went through all the towns of Judah teaching the people.
- 10. And the fear of the Lord was on all the kingdoms of the lands round Judah, so that they made no wars against Jehoshaphat.
- 11. And some of the Philistines took offerings to Jehoshaphat, and made him payments of silver; and the Arabians gave him flocks, seven thousand, seven hundred sheep, and seven thousand, seven hundred he-goats.
- 12. Jehoshaphat became greater and greater, and made strong towers and store-towns in Judah.
- 13. He had much property in the towns of Judah; he had forces of armed men, great and strong, in Jerusalem.
- 14. This is the number of them, listed by their families, the captains of thousands of Judah: Adnah, the captain, and with him three hundred thousand men of war;
- 15. Second to him Jehohanan, the captain, and with him two hundred and eighty thousand;
- 16. After him Amasiah, the son of Zichri, who freely gave himself to the Lord, and with him two hundred thousand men of war;
- 17. And the captains of Benjamin: Eliada, a great man of war, and with him two hundred thousand armed with bows and body-covers;
- 18. And after him Jehozabad, and with him a hundred and eighty thousand trained for war.
- 19. These were the men who were waiting on the king, in addition to those placed by the king in the walled towns through all Judah.
1-2.- Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со времен Давида (2Цар. 8.14-18): с этого времени, "кроме общей повинности всякого гражданина в известном возрасте выходить на войну, у царей были войска постоянные" (проф. Гуляев, с. 554). У Иосафата такого регулярного войска было уже слишком много - по ст. 14-18, до 1 160 000 чел., - и он легче мог снабдить сильным гарнизоном не только собственно иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории северного - Израильского царства, но отобранные у израильтян отцом Иосафата Асой (2Пар 15:8). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к Израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов (см. ниже (2Пар 18:1) сл.; сн. (3Цар 22:2) сл.; см. Толков. Библию II, с. 492), хотя союз благочестивого цари иудейского с нечестивым домом Ахава израильского не принес благополучия Иудейскому царству.3-6.- Благочестие Иосафата, привлекшее к нему и царству Иудейскому при нем милость Божью, выражалось, как и у Асы, особенно ревностно об очищении культа Иеговы не только от языческих элементов, приражавшихся к нему со времен Соломона (3Цар 11:4-8), но и от пережитков древнего суеверия: "отменил высоты и дубравы в Иудее" (ст. 6). Впрочем, как и Аса (сн. гл. (2Пар 14:3) и (2Пар 15:17), Иосафат отменял лишь языческие высоты, а не издревле посвященные Иегове7-9.- Здесь дано в высшей степени знаменательное сообщение о мерах Иасафата по насаждению в народе иудейском религиозного просвещения - при посредстве комиссии из царских сановников, священников и левитов, посланных царем по всем городам с книгой закона. Со стороны царя это был сколько акт политической мудрости, столько же - или еще более - плод глубокого его личного благочестия и религиозной ревности, в силу которых он также организовал судебную часть в государстве своем на религиозно-теократическик началах (см. ниже (2Пар 19:5-11). Священники и левиты, выступая здесь в религиозном учительстве, исполняли лишь прямой долг своего знания по закону Моисееву (Втор 33:9-10); хотя в Ветхом Завете вообще мало сообщается об учительной деятельности священников и левитов, однако всегдашнее исполнение ими упомянутого важного служебного долга своего, конечно, не может подлежать сомнанию (подлинность известия (2Пар 17:7-9) и (2Пар 19:5-11) заподозривается, напр., Велльгаузеном - в силу предвзятого взгляда его на послепленное лишь происхождение так называемого "Священнического Колена", т.е., среди книг Пятикнижия, в частности и левитского священства. (Wellhausen. Prolegomena zur Geschichte Israeb, 3-te A. Bertin. 1886, s. 196. Но теория Велльгаузена и на Западе не имеет уже прежнего кредита и обаяния). При том рассказ 2Пар с перечислением имен членов комиссии имеет очевидный признак документальности, а присущая ему простота и естественность в свою очередь говорят об исторической достоверности сообщаемого здесь факта. Участие и сановников в комиссии по народному образованию в духе религии и закона объясняется высоким государственным значением предпринятой Иосафатом меры; при том библейско-еврейской древности было чуждо резкое отделение или антагонизм - гражданских и религиозных отношений, государства и церкви, образования светского и духовного, как-то имеет место в большинстве европейских государств господствовавшая в народе еврейском идея теократии, напротив, весьма тесно сближала все эти, в новом мире нередко противоположные, области жизни. Из того, что комиссия священников берет с собой "книгу закона Господа" (ст. 9) и с ней совершает обхождение страны, можно заключать, что экземпляры Библии в народе еще не были распространены.10-12.- Последствием внутренних мероприятий Иосафага - по насаждению в народе религиозного просвещения было поднятие авторитета Иудейского царства у окрестных племен - аравитян и филистимлян, плативших дань Иосафату: так внутреннее упорядочение государства сопровождалось тем же подъемом внешнего престижа государства, как и блистательная победа Асы над Зараем (2Пар 14:14).13-19.- Показанная здесь численность действующей армии Иосафата - свыше миллиона (ст. 14-18) - возбуждает серьезное недоумение и наводит на мысль об ошибке переписчиков в цифровых данных рассматриваемого места. Но сам раздел (ст. 14-18) с реестром войск и военачальников, какк показывают уже имена последних, - имеет, бесспорно, документальный характер. Характерна подробность (ст. 16): "Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу" (евр. hamitnaddeb lajhovah). По мнению некоторых толкователей, этим выражением означается его обет назарейства; но параллель Суд 5.2,9; (где встречается тот же глагол падав. в ф. Гитп) позволяет здесь видеть мысль о воинской доблести, о воинском героизме упомянутого лица.



