< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50

Глава 46

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака

    Слыша это, научимся, чтобы, предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, - прежде всего возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и таким образом подражать благочестию древних праведников.

    И принес, сказано, жертвы Богу отца своего Исаака, - чтобы видно было, что он шел по следам отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно Исааку. И поскольку он сам предварительно показал свою признательность Богу благодарственной молитвой, то тотчас же последовали и знамения вышнего благоволения. Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость, он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости видеть сына, и поэтому молил Господа продлить его жизнь, чтобы он мог насладиться совершенной радостью.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 4.

    Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои

    Господь обещает праведнику то, чего он желал, и даже еще больше. Щедрость Его часто превышает наши желания, по свойственному Ему человеколюбию. Не бойся, говорит, идти в Египет. Так как Израиля устрашала дальность пути, то и говорит ему Бог: ты не смотри на немощь старости: там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет. Я Сам буду сопутствовать тебе и все благоустрою для тебя. Заметь Божие снисхождение в словах: Я пойду с тобою в Египет. Что может быть блаженнее того, чтобы иметь Самого Бога сопутником? А затем последовало и утешение, в котором особенно имел нужду старец: Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Он, возлюбленный твой, он сам приготовит тело твое к погребению и возложит руки свои на очи твои. Итак, с радостью и без всякого опасения предпринимай путь. Теперь представь себе, с каким благодушием праведник совершал путешествие, получив из обетования Божия такое удостоверение.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 27.

    Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят

    Для чего Божественное Писание с такой точностью показало нам число лиц? Для того, чтобы мы могли видеть, как исполнилось проречение Божие Иакову: ибо там произведу от тебя народ великий. От этих семидесяти пяти душ потомство Израиля распространилось до шестисот тысяч.

    Видишь, как не напрасно и не без цели Писание показало нам число переселившихся в Египет, но чтобы мы видели, от какого малого числа такое великое число душ произошло, и чтобы, смотря на это, мы всегда веровали обетованиям Божиим. Когда помыслишь, как после смерти Иакова и Иосифа царь египетский употреблял все усилия, чтобы уменьшить их потомство и не дать им размножиться, однако не успел в этом, род же Иакова прибавлялся и увеличивался все больше и больше, - тогда удивись и изумись промышлению Божию и знай, что не может не исполниться определенное Им, хотя бы кто придумывал тысячи препятствий.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 29.

    Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его

    Произошло то, о чем я вначале говорил вам: что нередко и чрезвычайная радость заставляет проливать слезы… Тотчас пришло ему на ум, сколько он сам выстрадал и сколько вытерпел из-за него отец. Он представил себе и то, сколько времени прошло после их разлуки, и как, сверх всякого ожидания, и он видит отца, и отец видит сына, - и испускал потоки слез, показывая этим величайшую радость и благодаря Господа за свершившееся.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 34.

    то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец

    Заметь разумность, с какой он дает совет братьям, не просто и не случайно внушая им это, а желая поставить их в большей безопасности и не допустить их до смешения с египтянами. Так как египтяне гнушались людьми, ведущими пастушескую жизнь, и презирали их, а между тем братья Иосифа не имели египетского образования, то поэтому Иосиф и советует им наперед выставлять свои занятия, чтобы под этим благовидным предлогом можно было отделить лучшую для них землю, где они могли бы жить безопасно.

    Гомилии на Книгу Бытия.

Ничего нет для сопоставления.