< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50

Глава 47

  • Закрыть сопоставления
  • 9.

    Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их

    Вот как все праведники проводили настоящую жизнь: как бы на чужой стороне, и так в ней располагались. Послушай, как и Давид говорил: странник я у Тебя и пришлец. Так и Иаков говорит: дней странствования моего. Поэтому и Павел сказал о древних праведниках, что они сознавали, что они странники и пришельцы на земле… Дни, говорит, которые я прожил, малы и несчастны. Здесь он разумеет годы рабства, какое он терпел у Лавана, после бегства, совершенного им из-за брата; потом, после возвращения оттуда, - скорбь, столь долговременную, о предполагаемой смерти Иосифа, и еще многие другие бедствия, им испытанные. Представь себе, в каком страхе он был, когда Симеон и Левий, в отмщение за свою сестру, истребили целый город и взяли в плен всех жителей Сихема. Он сказал тогда, обнаруживая беспокойство, в каком находился: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для всех жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мои. Поэтому и говорит теперь фараону: малы и несчастны дни жизни моей.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 12.

    И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства

    И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом по числу тел. Что значит: по числу тел? Значит, сколько потребно было для каждого. В Писании обыкновенно называется весь человек - иногда душой, иногда телом. И как выше было сказано, что в семидесяти пяти душах сошел Иаков в Египет, вместо того, чтобы сказать, что их было семьдесят пять «мужей и жен», - так и здесь говорится: по числу тел, то есть, на каждого человека. Таким образом, в то время, когда весь Египет и земля Ханаанская страдали от голода, дом Иакова благоденствовал, имея продовольствие, как бы из источников неких текущее.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 26.

    И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону

    Да слышат нынешние люди, какие преимущества в древности оказывались служителям идолов, и да научатся хотя бы такую же честь оказывать тем, кому вверено служение Богу. Если древние, заблуждаясь и совершая служение идолам, думали, что они воздают особенное почтение идолам, когда такой чести удостаивают служителей их, то какого осуждения заслуживают те, которые ныне не имеют попечения о служителях Божиих? Разве не знаете, что эта честь переходит Господу? Итак, не смотри на того, кто принимает честь. Не ради его самого ты должен делать то, что требуется от тебя, но ради Того, Кому он служит, - чтобы ты мог получить от Него щедрое воздаяние. Поэтому-то и сказал Господь: сделавший одному из сих, Мне сделал, и: кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка.

    Разве Господь ниспосылает тебе Свои воздаяния соразмерно с достоинством или слабостью Своих служителей? Он награждает тебя или осуждает сообразно с твоим расположением. И как честь, воздаваемая через них, подает нам великое дерзновение (потому что Он усвояет Себе то, что делается ради Его служителей), так и презрение их низведет свыше великое наказание. Господь усвояет Себе как воздаваемую честь, так и презрение. Зная это, никогда не будем пренебрегать попечением об иереях Божиих. Говорю это я, не столько о них заботясь, сколько о вашей любви, желая, чтобы вы через все приобретали себе благо. Даешь ли ты столько, сколько получаешь от Господа? Какое ты служение оказываешь? Однако и за это, незначительное и ограничивающееся настоящей жизнью служение, ты можешь получить нетленные награды и неизреченные блага.

    Размышляя об этом, будем внимательны к этим служениям, рассчитывая не издержки, но пользу и прибыль, какую можем через это приобрести. Если, видя кого-нибудь близкого к человеку, облеченному мирским величием, мы стараемся оказывать ему всевозможные услуги, зная, что честь, воздаваемая ему, переходит к его покровителю, и что он, сделав это известным своему покровителю, может таким образом еще более расположить его в вашу пользу, - то тем более так будет у Господа всяческих. Если кто окажет какое-либо человеколюбие и сострадание прохожему человеку или поверженному на распутье, то Господь, усвояя Себе это, обещает ввести сделавших им что-либо доброе в Царство Небесное и изречь: придите, благословенные Отца Моего, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть. Тем более тот, кто оказывает свои услуги подвизающимся ради Господа и облеченным священным саном, получит не только такое же воздаяние, но и гораздо большее, так как человеколюбивый Господь всегда с большим избытком вознаграждает за сделанное нами.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 29.

    И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте

    Многие малодушные люди, когда мы убеждаем их не слишком заботиться о погребении и не считать перенесение останков умерших из чужой стороны в отечество делом, достойным особого попечения, противопоставляют нам эту историю и говорят, что и патриарх имел такую заботу об этом деле. Но, как я уже заметил, следует обратить внимание, во-первых, на то, что в те времена не требовалось такого же любомудрия, какое необходимо теперь, а далее - на то, что праведник желал этого не без цели, а внушая своим сынам благие надежды, что они некогда, хотя и не скоро, возвратятся в землю обетования… А то, что они очами веры предусматривали будущее, вот послушай, как он и саму смерть называет упокоением: дабы мне лечь, говорит, с отцами моими. Поэтому и Павел сказал: все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались. Каким образом видели? Очами веры. Итак, никто да не думает, что это распоряжение было делом малодушия, но, принимая во внимание обстоятельства того времени и зная заранее о будущем их возвращении, пускай освободит праведника от всякого осуждения… И пусть никто не считает жалким того, кто окончил свою жизнь на чужбине, ни того, кто преставился от этого мира в пустыне. Не такой человек достоин сожаления, а тот, кто умирает в грехах, хотя бы и окончил жизнь на своем ложе, в собственном своем доме, в присутствии своих друзей. И никто не говори мне этих пустых, достойных смеха и безрассудных слов: что такой-то умер бесчестнее пса, поскольку рядом с ним не было никого из знакомых; что не сделано ему и приличного погребения, а на собранные от разных лиц средства устроено то, что нужно для погребения. О, человек, это не значит умереть бесчестнее пса, потому что какой вред потерпел от этого умерший? То только плохо, если он не имел для своего прикрытия одеяния добродетели. А что все иное не причиняет никакого вреда добродетельному человеку, убедись из того, что большая часть праведников, имею в виду пророков и апостолов, за исключением немногих, неизвестно, где и погребены. Одним отсекли голову; другие были побиты камнями и таким образом окончили жизнь; иные за благочестие были преданы бесчисленным и разнообразным наказаниям - все они пострадали за Христа. Однако никто не дерзнет сказать о них, что их смерть была бесчестной, но скажет вслед за Божественным Писанием: Честна пред Господом смерть преподобных его. И как последнее называет смерть преподобных честной, так, послушай, что оно говорит о смерти грешников: Убьет грешника зло. Хотя бы кто расстался с жизнью в своем доме, в присутствии жены и детей, в собрании родственников и знакомых, но, если он не имел добродетели, страшна смерть его. Напротив, тот, кто стяжал добродетель, хотя бы и умер на чужбине, будучи повержен на землю, - да и что я говорю: «на чужбине» или «на земле» - хотя бы и впал он в руки разбойников, хотя бы сделался добычей зверей, честна будет смерть его. Скажи мне: сын Захарии не во главу ли был усечен? А Стефан, первый украсившийся венцом мученичества, не скончался ли от побитья камнями? А Павел и Петр: не преставились ли они от настоящей жизни, первый будучи обезглавлен, а второй - противоположным Господу образом приняв крестное мучение? И не за то ли особенно они и прославляются и воспеваются по всей вселенной? Сводя это все воедино, не будем считать жалкими умирающих на чужбине, ни ублажать разлучающихся с жизнью в собственном доме, но, последуя правилу Божественного Писания, поживших в добродетели и так преставившихся будем ублажать, а умирающих во грехах признавать несчастными. Как добродетельный преставляется в лучшую жизнь, получая возмездие за свои труды, так не имеющий добродетели, умирая, уже испытывает начатки мучений и, отдавая отчет в своих делах, подвергается невыносимым страданиям.

    Итак, размышляя об этих вещах, следует заботиться о добродетели и в настоящей жизни, как на ристалище, подвизаться так, чтобы, по окончании зрелища, украситься светлым венцом и напрасно не раскаиваться. Пока еще продолжается время подвигов, можно, если захотим, отложить леность и преуспеть в добродетели, дабы получить предлежащие венцы.

    Гомилии на Книгу Бытия.

1.И пришел Иосиф и известил фараона
и сказал: отец мой и братья мои,
с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них,
пришли из земли Ханаанской;
и вот, они в земле Гесем.

2.И из братьев своих он взял пять человек
и представил их фараону.

3.И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие?
Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.

4.И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле,
потому что нет пажити для скота рабов твоих,
ибо в земле Ханаанской сильный голод;
итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.

5.И сказал фараон Иосифу:
отец твой и братья твои пришли к тебе;

6.земля Египетская пред тобою;
на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих;
пусть живут они в земле Гесем;
и если знаешь, что между ними есть способные люди,
поставь их смотрителями над моим скотом.

7.И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону;
и благословил Иаков фараона.

8.Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей?

9.Иаков сказал фараону:
дней странствования моего сто тридцать лет;
малы и несчастны дни жизни моей
и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.

10.И благословил фараона Иаков и вышел от фараона.

11.И поселил Иосиф отца своего и братьев своих,
и дал им владение в земле Египетской,
в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон.

12.И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих
и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства.

13.И не было хлеба по всей земле,
потому что голод весьма усилился,
и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.

14.Иосиф собрал все серебро,
какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской,
за хлеб, который покупали,
и внес Иосиф серебро в дом фараонов.

15.И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской.
Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба;
зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?

16.Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш,
и я буду давать вам [хлеб] за скот ваш, если серебро вышло у вас.

17.И пригоняли они к Иосифу скот свой;
и давал им Иосиф хлеб за лошадей,
и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов;
и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их.

18.И прошел этот год;
и пришли к нему на другой год
и сказали ему: не скроем от господина нашего,
что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего;
ничего не осталось у нас пред господином нашим,
кроме тел наших и земель наших;

19.для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим?
купи нас и земли наши за хлеб,
и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян,
чтобы нам быть живыми и не умереть,
и чтобы не опустела земля.

20.И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона,
потому что продали Египтяне каждый свое поле,
ибо голод одолевал их.
И досталась земля фараону.

21.И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

22.Только земли жрецов не купил [Иосиф],
ибо жрецам от фараона положен был участок,
и они питались своим участком, который дал им фараон;
посему и не продали земли своей.

23.И сказал Иосиф народу:
вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу;
вот вам семена, и засевайте землю;

24.когда будет жатва, давайте пятую часть фараону,
а четыре части останутся вам на засеяние полей,
на пропитание вам и тем, кто в домах ваших,
и на пропитание детям вашим.

25.Они сказали: ты спас нам жизнь;
да обретем милость в очах господина нашего
и да будем рабами фараону.

26.И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня:
пятую часть давать фараону,
исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону.

27.И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем,
и владели они ею, и плодились, и весьма умножились.

28.И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет;
и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет.

29.И пришло время Израилю умереть,
и призвал он сына своего Иосифа
и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих,
положи руку твою под стегно мое и клянись,
что ты окажешь мне милость и правду,
не похоронишь меня в Египте,

30.дабы мне лечь с отцами моими;
вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице.
Иосиф сказал: сделаю по слову твоему.

31.И сказал: клянись мне.
И клялся ему.
И поклонился Израиль на возглавие постели.