Глава 47

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 9.

    Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их

    Вот как все праведники проводили настоящую жизнь: как бы на чужой стороне, и так в ней располагались. Послушай, как и Давид говорил: странник я у Тебя и пришлец. Так и Иаков говорит: дней странствования моего. Поэтому и Павел сказал о древних праведниках, что они сознавали, что они странники и пришельцы на земле… Дни, говорит, которые я прожил, малы и несчастны. Здесь он разумеет годы рабства, какое он терпел у Лавана, после бегства, совершенного им из-за брата; потом, после возвращения оттуда, - скорбь, столь долговременную, о предполагаемой смерти Иосифа, и еще многие другие бедствия, им испытанные. Представь себе, в каком страхе он был, когда Симеон и Левий, в отмщение за свою сестру, истребили целый город и взяли в плен всех жителей Сихема. Он сказал тогда, обнаруживая беспокойство, в каком находился: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для всех жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мои. Поэтому и говорит теперь фараону: малы и несчастны дни жизни моей.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 12.

    И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства

    И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом по числу тел. Что значит: по числу тел? Значит, сколько потребно было для каждого. В Писании обыкновенно называется весь человек - иногда душой, иногда телом. И как выше было сказано, что в семидесяти пяти душах сошел Иаков в Египет, вместо того, чтобы сказать, что их было семьдесят пять «мужей и жен», - так и здесь говорится: по числу тел, то есть, на каждого человека. Таким образом, в то время, когда весь Египет и земля Ханаанская страдали от голода, дом Иакова благоденствовал, имея продовольствие, как бы из источников неких текущее.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 26.

    И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону

    Да слышат нынешние люди, какие преимущества в древности оказывались служителям идолов, и да научатся хотя бы такую же честь оказывать тем, кому вверено служение Богу. Если древние, заблуждаясь и совершая служение идолам, думали, что они воздают особенное почтение идолам, когда такой чести удостаивают служителей их, то какого осуждения заслуживают те, которые ныне не имеют попечения о служителях Божиих? Разве не знаете, что эта честь переходит Господу? Итак, не смотри на того, кто принимает честь. Не ради его самого ты должен делать то, что требуется от тебя, но ради Того, Кому он служит, - чтобы ты мог получить от Него щедрое воздаяние. Поэтому-то и сказал Господь: сделавший одному из сих, Мне сделал, и: кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка.

    Разве Господь ниспосылает тебе Свои воздаяния соразмерно с достоинством или слабостью Своих служителей? Он награждает тебя или осуждает сообразно с твоим расположением. И как честь, воздаваемая через них, подает нам великое дерзновение (потому что Он усвояет Себе то, что делается ради Его служителей), так и презрение их низведет свыше великое наказание. Господь усвояет Себе как воздаваемую честь, так и презрение. Зная это, никогда не будем пренебрегать попечением об иереях Божиих. Говорю это я, не столько о них заботясь, сколько о вашей любви, желая, чтобы вы через все приобретали себе благо. Даешь ли ты столько, сколько получаешь от Господа? Какое ты служение оказываешь? Однако и за это, незначительное и ограничивающееся настоящей жизнью служение, ты можешь получить нетленные награды и неизреченные блага.

    Размышляя об этом, будем внимательны к этим служениям, рассчитывая не издержки, но пользу и прибыль, какую можем через это приобрести. Если, видя кого-нибудь близкого к человеку, облеченному мирским величием, мы стараемся оказывать ему всевозможные услуги, зная, что честь, воздаваемая ему, переходит к его покровителю, и что он, сделав это известным своему покровителю, может таким образом еще более расположить его в вашу пользу, - то тем более так будет у Господа всяческих. Если кто окажет какое-либо человеколюбие и сострадание прохожему человеку или поверженному на распутье, то Господь, усвояя Себе это, обещает ввести сделавших им что-либо доброе в Царство Небесное и изречь: придите, благословенные Отца Моего, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть. Тем более тот, кто оказывает свои услуги подвизающимся ради Господа и облеченным священным саном, получит не только такое же воздаяние, но и гораздо большее, так как человеколюбивый Господь всегда с большим избытком вознаграждает за сделанное нами.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 29.

    И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте

    Многие малодушные люди, когда мы убеждаем их не слишком заботиться о погребении и не считать перенесение останков умерших из чужой стороны в отечество делом, достойным особого попечения, противопоставляют нам эту историю и говорят, что и патриарх имел такую заботу об этом деле. Но, как я уже заметил, следует обратить внимание, во-первых, на то, что в те времена не требовалось такого же любомудрия, какое необходимо теперь, а далее - на то, что праведник желал этого не без цели, а внушая своим сынам благие надежды, что они некогда, хотя и не скоро, возвратятся в землю обетования… А то, что они очами веры предусматривали будущее, вот послушай, как он и саму смерть называет упокоением: дабы мне лечь, говорит, с отцами моими. Поэтому и Павел сказал: все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались. Каким образом видели? Очами веры. Итак, никто да не думает, что это распоряжение было делом малодушия, но, принимая во внимание обстоятельства того времени и зная заранее о будущем их возвращении, пускай освободит праведника от всякого осуждения… И пусть никто не считает жалким того, кто окончил свою жизнь на чужбине, ни того, кто преставился от этого мира в пустыне. Не такой человек достоин сожаления, а тот, кто умирает в грехах, хотя бы и окончил жизнь на своем ложе, в собственном своем доме, в присутствии своих друзей. И никто не говори мне этих пустых, достойных смеха и безрассудных слов: что такой-то умер бесчестнее пса, поскольку рядом с ним не было никого из знакомых; что не сделано ему и приличного погребения, а на собранные от разных лиц средства устроено то, что нужно для погребения. О, человек, это не значит умереть бесчестнее пса, потому что какой вред потерпел от этого умерший? То только плохо, если он не имел для своего прикрытия одеяния добродетели. А что все иное не причиняет никакого вреда добродетельному человеку, убедись из того, что большая часть праведников, имею в виду пророков и апостолов, за исключением немногих, неизвестно, где и погребены. Одним отсекли голову; другие были побиты камнями и таким образом окончили жизнь; иные за благочестие были преданы бесчисленным и разнообразным наказаниям - все они пострадали за Христа. Однако никто не дерзнет сказать о них, что их смерть была бесчестной, но скажет вслед за Божественным Писанием: Честна пред Господом смерть преподобных его. И как последнее называет смерть преподобных честной, так, послушай, что оно говорит о смерти грешников: Убьет грешника зло. Хотя бы кто расстался с жизнью в своем доме, в присутствии жены и детей, в собрании родственников и знакомых, но, если он не имел добродетели, страшна смерть его. Напротив, тот, кто стяжал добродетель, хотя бы и умер на чужбине, будучи повержен на землю, - да и что я говорю: «на чужбине» или «на земле» - хотя бы и впал он в руки разбойников, хотя бы сделался добычей зверей, честна будет смерть его. Скажи мне: сын Захарии не во главу ли был усечен? А Стефан, первый украсившийся венцом мученичества, не скончался ли от побитья камнями? А Павел и Петр: не преставились ли они от настоящей жизни, первый будучи обезглавлен, а второй - противоположным Господу образом приняв крестное мучение? И не за то ли особенно они и прославляются и воспеваются по всей вселенной? Сводя это все воедино, не будем считать жалкими умирающих на чужбине, ни ублажать разлучающихся с жизнью в собственном доме, но, последуя правилу Божественного Писания, поживших в добродетели и так преставившихся будем ублажать, а умирающих во грехах признавать несчастными. Как добродетельный преставляется в лучшую жизнь, получая возмездие за свои труды, так не имеющий добродетели, умирая, уже испытывает начатки мучений и, отдавая отчет в своих делах, подвергается невыносимым страданиям.

    Итак, размышляя об этих вещах, следует заботиться о добродетели и в настоящей жизни, как на ристалище, подвизаться так, чтобы, по окончании зрелища, украситься светлым венцом и напрасно не раскаиваться. Пока еще продолжается время подвигов, можно, если захотим, отложить леность и преуспеть в добродетели, дабы получить предлежащие венцы.

    Гомилии на Книгу Бытия.