- 14.
Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец
Заметь, что праведник, у которого от старости ослабело телесное зрение (глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно), очи душевные имел еще крепкие и верой предвидел даже будущее. Не следуя указанию Иосифа, но переложив руки во время благословения, он отдал преимущество младшему сыну его и предпочел Манассии Ефрема.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 16.
Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли
Слова души благопризнательной, сердца благочестивого, сохраняющего в свежей памяти благодеяния Божии! Он, говорит, Бог, Которому благоугодили отцы мои, Который питал меня от юности до настоящего времени, Который с самого начала избавлял меня от всех зол и показал столь великое попечение обо мне, - Он да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. Видишь ли вместе и разумение, и смиренномудрие? Разумение в том, что, предувидев очами веры, он предпочел Манассии Ефрема, а смиренномудрие в том, что он нисколько не упомянул о своей добродетели, но вознес молитву и преподал им благословение, основанное на благоугождении отцов и на бывших ему от Бога благодеяниях.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 20.
И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии
Итак, не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям, - будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога. Вот это, именно это - величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее богатство все большее. Нет ничего равного добродетели, нет ничего могущественнее ее. Даже если ты укажешь мне на царство и на того, кто облечен диадемой, - если только не имеет он добродетели, он будет несчастнее убогого, того, кто одет в рубище. Какую пользу может ему принести диадема или порфира, если он губится собственной своей беспечностью? Разве Господь взирает на различие внешних достоинств? Или преклоняется пред знаменитостью лиц? Одно здесь требуется - подвигами добродетели отверзать двери дерзновения к Нему, так что не стяжавший этим путем дерзновения будет оставаться среди отверженных и лишенных всякой надежды спасения.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 21.
И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших
Когда он благословлял сыновей Иосифа и, предвидя будущее, предпочел младшего старшему, то, желая убедить Иосифа, что он сделал это не просто и не напрасно, но предсказывая будущее, он предсказывает ему и собственную свою кончину, и то, что потомки его возвратятся из чужой земли в Ханаан, в землю отцов своих, и тем поддерживает в них отрадные надежды, чтобы они были ободряемы ожиданием. Ведь надежда будущих благ всегда уменьшает трудности настоящей жизни.
Гомилии на Книгу Бытия.
И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема
[и пошел к Иакову].2.Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе.
Израиль собрал силы свои и сел на постели.3.И сказал Иаков Иосифу:
Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской,
и благословил меня,4.и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя,
и произведу от тебя множество народов,
и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение.5.И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской,
до моего прибытия к тебе в Египет, мои они;
Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои;6.дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои;
они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе.7.Когда я шел из Месопотамии,
умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской,
по дороге, не доходя несколько до Ефрафы,
и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.8.И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это?9.И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои,
которых Бог дал мне здесь.
[Иаков] сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их.10.Глаза же Израилевы притупились от старости;
не мог он видеть ясно.
Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их.11.И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице;
но вот, Бог показал мне и детей твоих.12.И отвел их Иосиф от колен его
и поклонился ему лицем своим до земли.13.И взял Иосиф обоих [сыновей своих],
Ефрема в правую свою руку против левой Израиля,
а Манассию в левую против правой Израиля,
и подвел к нему.14.Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему,
хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии.
С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.15.И благословил Иосифа и сказал:
Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак,
Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня,16.Ангел, избавляющий меня от всякого зла,
да благословит отроков сих;
да будет на них наречено имя мое
и имя отцов моих Авраама и Исаака,
и да возрастут они во множество посреди земли.17.И увидел Иосиф,
что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема;
и прискорбно было ему это.
И взял он руку отца своего,
чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии,18.и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой,
ибо это — первенец;
положи на его голову правую руку твою.19.Но отец его не согласился
и сказал: знаю, сын мой, знаю;
и от него произойдет народ, и он будет велик;
но меньший его брат будет больше его,
и от семени его произойдет многочисленный народ.20.И благословил их в тот день,
говоря: тобою будет благословлять Израиль,
говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии.
И поставил Ефрема выше Манассии.21.И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю;
и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших;22.я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок,
который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.



