- 14.
Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец
Заметь, что праведник, у которого от старости ослабело телесное зрение (глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно), очи душевные имел еще крепкие и верой предвидел даже будущее. Не следуя указанию Иосифа, но переложив руки во время благословения, он отдал преимущество младшему сыну его и предпочел Манассии Ефрема.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 16.
Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли
Слова души благопризнательной, сердца благочестивого, сохраняющего в свежей памяти благодеяния Божии! Он, говорит, Бог, Которому благоугодили отцы мои, Который питал меня от юности до настоящего времени, Который с самого начала избавлял меня от всех зол и показал столь великое попечение обо мне, - Он да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. Видишь ли вместе и разумение, и смиренномудрие? Разумение в том, что, предувидев очами веры, он предпочел Манассии Ефрема, а смиренномудрие в том, что он нисколько не упомянул о своей добродетели, но вознес молитву и преподал им благословение, основанное на благоугождении отцов и на бывших ему от Бога благодеяниях.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 20.
И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии
Итак, не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям, - будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога. Вот это, именно это - величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее богатство все большее. Нет ничего равного добродетели, нет ничего могущественнее ее. Даже если ты укажешь мне на царство и на того, кто облечен диадемой, - если только не имеет он добродетели, он будет несчастнее убогого, того, кто одет в рубище. Какую пользу может ему принести диадема или порфира, если он губится собственной своей беспечностью? Разве Господь взирает на различие внешних достоинств? Или преклоняется пред знаменитостью лиц? Одно здесь требуется - подвигами добродетели отверзать двери дерзновения к Нему, так что не стяжавший этим путем дерзновения будет оставаться среди отверженных и лишенных всякой надежды спасения.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 21.
И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших
Когда он благословлял сыновей Иосифа и, предвидя будущее, предпочел младшего старшему, то, желая убедить Иосифа, что он сделал это не просто и не напрасно, но предсказывая будущее, он предсказывает ему и собственную свою кончину, и то, что потомки его возвратятся из чужой земли в Ханаан, в землю отцов своих, и тем поддерживает в них отрадные надежды, чтобы они были ободряемы ожиданием. Ведь надежда будущих благ всегда уменьшает трудности настоящей жизни.
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 48