- 1.
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного
Но давайте посмотрим, что есть это дерево, под которым стоял Авраам и устраивал трапезу Господу и ангелам… Мамре на наш язык передается как «видение» или острота зрения. Видишь ли, в каком месте Бог может иметь трапезу? Видение и острота зрения Авраама была любезна Богу: поскольку он был чист сердцем, он мог видеть Бога. В таком месте и в таком сердце может Бог пировать с ангелами. Ведь не случайно бывшие до того пророки назывались прозорливцами.
Гомилии на Бытие.
- 2.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли
Теперь давайте последуем за тем, что Авраам делает с тремя мужами, которые стали над ним. Обратите внимание на то, что они стоят над ним, а не против его. Он, конечно же, покорился воле Бога, оттого сказанное означает, что Бог стоит над ним.
Давайте сравним прежде всего это явление с тем, что было Лоту. Три мужа приходят к Аврааму и стоят против него - к Лоту приходят двое и сидят на улице. Посмотри, не согласно ли заслугам каждого нисхождение Святого Духа оказывается каждому из них. И в самом деле, Лоту далеко до Авраама. И ведь если бы не был сравнительно низок, не отделился бы от Авраама, и не сказал бы Авраам ему: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. И если бы он не был ниже Авраама, то земля и жительство в Содоме не понравились бы ему. Вот почему к Аврааму три мужа приходят в полдень, а к Лоту два - вечером. Ведь Лот не мог воспринять величие полуденного света, но Авраам был способен воспринять всю яркость полного света. Посмотрим же теперь, как Авраам принял тех, кто пришел, и как Лот, и сравним качественно гостеприимство каждого. Во- первых, заметь, что Господь присутствовал у Авраама вместе с двумя ангелами, но только ангелы приходят к Лоту. И что говорят? Господь послал нас стереть город и истребить его. Таким образом, он встретил тех, которые несут разрушение, - не встретил Того, Который спасает. Авраам же встретил Того, Кто спасает, и тех, которые губят.
Увидев, Авраам побежал навстречу им. Обрати внимание на незамедлительно усердного и скорого на услуги Авраама. Сам бежит навстречу и, когда прибежал, спешит в шатер и говорит жене своей: спеши в шатер. Посмотри в деталях, какова готовность принять! Поспешание во всем, все делается с прилежанием, и спустя рукава ничто не делается.
Гомилии на Бытие.
- 4.
и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом
Но ведь как он продолжает, словно разговаривая с людьми: и принесут немного воды и омоют ноги ваши. Этим самым учит и тебя Авраам, отец и учитель народов, тому, как ты должен принимать гостей и омывать ноги гостей. Однако и это говорится втайне. Ведь он знал, что таинства Господни завершаются не иначе, как омовением ног. И не для него была сокрыта важность того, о чем говорится Спасителем: И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Следовательно, он хотел упредить и умыть ноги, чтобы никакого праха не осталось, который, будучи отрясенным, мог сохраниться во свидетельство неверия в день суда. Поэтому прозорливый Авраам говорит: и принесут немного воды, и омоют ноги ваши.
Гомилии на Бытие.
- 7.
Ст. 7-8 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка, сказано в тексте. Какого теленка? Первого, до которого успел добежать? Не так, но теленка нежного и хорошего. И хотя он поспешает во всех вещах, тем не менее знает, что самое достойное и лучшее следует предложить Господу или ангелам. Поэтому он выбрал и взял из стада теленка нежного и хорошего и передал отроку. И сказано: и тот поспешил приготовить его. Он сам бежит, его жена поторапливается, слуга спешит. Никто не мешкает в доме мудрого. Приносит на стол тельца, и тут же хлеб, и молоко, и масло. Таково усердие в гостеприимстве Авраама и Сарры.
Все, что он делает, таинственно, целиком исполнено таинств. Теленок подается на стол, и это еще одно таинство. Теленок не жесткий, а нежный и хороший. И что есть такого нежного и хорошего, как не Тот, Кто смирил Себя для нас до смерти, положил душу свою за друзей своих? Он есть откормленный на убой теленок, которого отец заколол для встречи со своим раскаивающимся сыном. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб - для жизни этого мира.
Однако не укрывается от мудрого, кого он принимает. Троим выбежал навстречу, а поклоняется Одному, и обращается к Одному, говоря: зайди к отроку твоему и остудись под деревом.
Гомилии на Бытие.
- 8.
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели
См. Толкование на (Быт 18:7)
- 10.
И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его
Пусть же жены научатся по примеру патриархов, пусть научатся следовать своим мужам. Ведь не без причины написано, что Сарра стояла сзади Авраама, но для того, чтобы ясно показать, что, если муж идет навстречу Богу, жене надлежит следовать. Я имею в виду, что жене надлежит следовать за мужем, если она видит приверженность своего мужа Богу… Но мы также можем почувствовать нечто таинственное в данном месте, если посмотрим, как в Исходе Господь же шел перед ними днем в столбе облачном, показывая путь, а ночью в столбе огненном, светя им, дабы идти и днем и ночью, и паства Господа следовала за ним.
Гомилии на Бытие.
- 11.
Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось
Что же говорится затем? Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных - то есть состарились и дожили до глубоких дней своих. Что касается срока плотской жизни, так многие до них прожили жизнь более долгую, однако ни о ком подобных слов не сказано, так что, похоже, имеется в виду не их долголетие, а их зрелость.
Гомилии на Бытие.
- 21.
сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю
Вот слова Священного Писания, посмотрим, что же следует под ними понимать. Написано: сошел, чтобы посмотреть. Когда ответы даются Аврааму, то о Боге не говорится, что Он спустился, а говорится, что перед Ним стоит, как мы уже объяснили выше… Но теперь, поскольку вынуждают грешники, говорится о Боге: сошел. Смотри, не помышляй о спуске и подъеме пространственном, ведь в священных книгах часто встречается такое, как у пророка Михея: Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли. Поэтому о Боге говорится «спускается», «снисходит», когда он удостаивает Своим вмешательством порочного человека. Это особенно следует понимать касательно Господа и Спасителя нашего, Который, будучи образом Божиим, не почел хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба. Поэтому Он снизошел, ведь никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Потому что Господь снизошел не только, чтобы заботиться о нас, но также чтобы понести то, что наше. И хотя Сам по природе невидим и равен Отцу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.
И в Своем снисхождении Он опускается до одних и поднимается вместе с другими, и оказывается выше. Он поднимается с избранными апостолами: и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. На этом основании Он «над» с теми, кого учит таинствам Царства Небесного - но Он «внизу» с толпами людей и с фарисеями, чьи грехи порицает, и там в самом низу пребывает с ними. …Он бы мог преобразиться внизу, но поднялся наверх с теми, кто мог следовать Ему, и только там преображается.
Гомилии на Бытие.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Бытие > Глава 18
Глава 18
Ничего нет для сопоставления.