Глава 21

  • Закрыть сопоставления
  • 8.

    Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди

    Помолимся Господу, чтобы не случилось с нами согласно словам апостола: когда читается Моисей, пелена ложится на сердце наше. Мы прочли, что Аврааму было сто лет, когда родился у него сын Исаак. И написано: И сказала Сарра: кто бы сказал Аврааму, что Сарра будет кормить грудью? и: и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день. Авраам не празднует дня рождения своего сына, но празднует день отнятия от груди: и Авраам сделал большой пир в тот день. К чему все? Следует ли нам полагать, что в намерение Святого Духа входит писать истории и рассказывать, как ребенка отнимают от груди и устраивается пир; как он играл и делал прочие детские дела? Или же следует полагать, что через это Он желает нас научить чему-то божественному и достойному, что род человеческий мог бы познать из божественных слов?

    Исаак переводится как «смех» или «радость». Кто же получает такого сына? Без сомнения, тот, кто сказал о тех, кого через Евангелие породил: Ибо вы - слава наша и радость. Для таких детей и пир, и радость, когда их отнимают от груди - для них, которые питаются не молоком, но твердой пищей, свойственной совершенным, у которых чувства приучены к различению добра и зла. Велик пир для таких, как эти, когда их отнимают от груди. Однако пир не может быть предложен и радость не может принадлежать тем, о ком апостол говорит: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. И я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Пусть же те, кто желает, чтобы Священное Писание понималось на простейший манер, скажут нам, что означает: И я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею. Нельзя ли как-нибудь эти слова понимать по-простому?

    Исаак, как гласит Писание, рос и креп, то есть «радость» Авраама росла по мере того, как он смотрел не на видимое, но на невидимое. Ведь Авраам радовался не настоящему, не богатствам мира, не делам века. Но не хотите ли услышать, чему именно радовался Авраам? Услышьте слова Бога иудеям: Авраам, отец ваш, хотел увидеть день Мой, и увидел и возрадовался. В этом смысле, следовательно, Исаак рос. Видение Авраама, в котором он увидел день Христа и надежду, которая во Христе, увеличивало его радости. Так бы и вы также стали Исааком и радостью матери вашей, Церкви!

    Гомилии на Бытие.

  • 9.

    И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается

    Негодует Сарра, что сын рабыни играет с сыном свободной, и саму игру считает губительной. Подает совет Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. О том, как следует понимать это, не я скажу - апостол рассудил об этом, сказав: Скажите мне вы, желающие быть под Законом: разве вы не слушаете Закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Что же? Исаак не рожден по плоти? Сарра не вынашивала его? Он не обрезан? В ту игру, в которую он играл с Измаилом, он не по плоти играл? И вот что удивляет в апостольском понимании: он назвал иносказанием вещи, совершенно очевидно совершаемые по плоти. Он затем назвал их иносказаниями, чтобы научить нас, как понимать и другие места, в особенности на примере таких, историческое повествование которых ни на что, связанное с Законом Божиим, на первый взгляд, не указывает.

    Измаил, следовательно, рожден от рабыни по плоти, Исаак же рожден от свободной, и не по плоти, а по обетованию. И апостол говорит: рождающая плотских людей в рабство есть Агарь. Но Сарра, свободная, родила народ не по плоти, но как призванный к свободе, которую даровал нам Христос. Ибо Сам Христос сказал: Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Но давайте посмотрим, что прибавляет апостол к словам, когда объясняет их, ссылаясь на Священное Писание: Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Заметь, как апостол учит нас, что во всем плоть враждебна духу, будь то народ плотский, противящийся народу духовному, или среди нас, если некто по-прежнему плотский, то он противоположен духовному. И даже ты, если живешь по плоти и направляешь свою жизнь по плоти, - ты сын Агари и потому противник тем, кто живет по духу. Или если в самих себя заглянем, найдем, что плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, и что в членах моих вижу другой закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного.

    Видишь ли, как велики битвы, ведущиеся плотью против духа? Но есть также еще одна битва, быть может, еще более ожесточенная, чем все эти. Те, кто понимает Закон по плоти, враждебны и преследуют тех, кто понимает его по духу. Отчего так? Потому что Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

    Даже следуя тому, что написано, не вижу, что же побудило Сарру приказать изгнать сына рабыни. Он играл с ее сыном Исааком - как же он мог задеть или ранить его, если играл? Как будто бы в том возрасте сыну рабы не было приятно играть с сыном свободной. Так же и апостолу удивляюсь, который назвал эту игру преследованием, говоря: Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне, хотя, несомненно, ни о каком преследовании Исаака Измаилом не упоминается, кроме как одной этой детской игры.

    Но давайте посмотрим, что Павел понимал под этой игрой и что именно рассердило Сарру. Мы уже поставили Сарру на место добродетели в нашем духовном вступлении . Следовательно, если плоть, которая есть Измаил (он представляет ее как рожденный по плоти), привлекает дух, который есть Исаак, и коварно соблазняет его, обольщает его наслаждениями, разнеживает удовольствиями, - то такого рода заигрывание плоти с духом в особенности раздражает Сарру, представляющую добродетель, и тогда Павел судит о соблазнах такого рода как о жестоком преследовании.

    Так и ты, слышащий эти слова, не думай, что преследование будет только тогда, когда безумие язычников погонит тебя на алтарь к идолам. Но если плотское удовольствие начнет соблазнять тебя, если соблазн похоти будет охватывать тебя, тогда всеми силами беги от них, о сын добродетели, ведь об этом говорит и апостол: Бегайте блуда. Если несправедливость льстиво поманит тебя, так что ты начнешь угождать лицу великого и благодаря этому станешь вершить неправый суд, - то пойми, что под видом игры ты терпишь льстивое преследование несправедливости. Берегись преследования духа со стороны отдельных видов зла, которые, хотя и легки, и милы, и на игру похожими кажутся, тем не менее все наносят оскорбление добродетели.

    В духовном смысле все через веру приходящие к признанию Бога могут именоваться детьми Авраама, но среди них есть такие, кто следует Богу по любви, и другие, кто поступает так из-за страха и трепета перед грядущим Судом. Отчего апостол Иоанн говорит: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Тот, следовательно, кто совершенен в любви, тот рожден от Авраама и есть сын свободной. Но и тот, кто выполняет заповеди не из совершенной любви, а из страха будущих мучений и грядущих наказаний, также есть сын Авраама, также получает дары, то есть вознаграждение за свою работу (поскольку даже и тот, кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей), и все же он ниже того, кто не из рабского страха, но в любви и в свободе является совершенным.

    Гомилии на Бытие.

  • 12.

    Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя

    Я полагаю, что Сарра, которая означает «царевна» или «руководящая царством», представляет собой arete, то есть добродетель души. Эта добродетель соединилась и срослась с мудрым и верным мужем, мудрым настолько, что он говорит о мудрости: пожелал взять ее в невесту себе. Поэтому Бог говорит Аврааму: во всем, что скажет тебе Сарра, слушай голоса ее. Эта фраза, во всяком случае, не слишком подходит к плотскому браку, поскольку хорошо известно откровение, полученное с небес, которое говорит женщине о мужчине: и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. И если сказано, что муж господин жены своей, то как может быть сказано мужу: во всем, что скажет тебе Сарра, слушай голоса ее? Однако если кто взял в жены себе добродетель, тот пусть слушается голоса ее во всем, что она ему посоветует.

    Гомилии на Бытие.

  • 14.

    Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии

    Давайте посмотрим, что делает Авраам, когда Сарра разгневалась: изгоняет рабыню и сына ее, но дает ему мех воды. Ибо у его матери нет колодца с живой водой, а мальчик не может зачерпнуть воды из колодезя. У Исаака есть колодези, за которые у него спор с филистимлянами, но Измаил пьет воду из меха. Этот сосуд исчерпывается, и оттого он мучится жаждой и не находит колодца. Но ты, который является сыном обетования по Исааку - пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям. Рожденный же по плоти пьет воду из меха, и она у него иссякает, и во многих вещах он терпит нужду. Мех Закона есть буква, от которой плотские люди пьют, и от которой получают разумение. Но нередко буква не способна объяснить Закон: буквальное объяснение во многом неполно. Церковь же пьет из источников апостольских, которые не иссякают, а текут по улицам, потому что всегда полны и текут в широте духовного толкования. Церковь также пьет из колодезей, когда более глубокое зачерпывает и извлекает из Закона. Полагаю, что про это таинство говорил Господь и Спаситель наш самарянке, когда, словно самой Агари, говорил: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек.

    Гомилии на Бытие.

  • 19.

    И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока

    После этого, когда уже был покинут на умирание отрок и плакала Агарь, ангел появляется во спасение и открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою. Как можно связать эти слова с повествованием? Найдем ли там, что Агарь сначала закрыла глаза и затем ее глаза были открыты? Не яснее ли ясного здесь духовное и таинственное понимание того, что народ по плоти покинут и лежит, страдая от жажды и голода: не голода хлеба и не жажды воды, но жажды слышания слов Господних, - покуда глаза синагоги не открылись? Вот что апостол назвал тайной, поскольку ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется. И от того слепота Агари, что породила народ по плоти, которому пребывать в слепоте до тех пор, пока покрывало Закона не будет снято ангелом Божиим и она не увидит воду живую. Ибо сейчас евреи лежат вокруг колодца, но глаза их закрыты и они не могут пить из колодца Закона и Пророков.

    Однако давайте и мы поостережемся, ведь нередко и мы также лежим подле колодца с водою живою, то есть книг Библии, и заблуждаемся в них. Мы беремся за книги и читаем их, но к духовному смыслу не притрагиваемся. И оттого нужны слезы и непрестанные молитвы, чтобы Господь открыл нам глаза. Ведь и те слепцы, что сидели в Иерихоне, если бы не они возопили к Богу, то не отверзлись бы их глаза. О чем же я говорю? О том, чтобы открылись наши глаза, которые уже открыты, ибо Иисус пришел, чтобы открыть глаза слепых. Поэтому открыты глаза наши и убрано покрывало буквы с Закона. Но я бы сказал, что и сами мы в сторону сна вновь их глубже смыкаем, когда в понимании духовном не бодрствуем, чтобы нам разогнать сон от очей наших и усматривать духовное, так чтобы не заблуждаться вместе с народом плотским, который расположился подле самой воды.

    Гомилии на Бытие.

Ничего нет для сопоставления.