- 1.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я
Откройте уши ваши, вы, которые приблизились к Богу, которые верными Богу себя полагаете, и над словами, что нам зачитаны, поразмыслите всерьез, и о том, каким образом вера верных проверяется. И было, сказано, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам! Обращай внимание на детали, что записаны, ибо умеющий глубоко копать найдет в деталях сокровище, и, быть может, там же скрываются неизвестные драгоценные камни таинства. Аврамом звали этого человека прежде, и не найдем, чтобы таким именем звал его Бог или позвал его: «Аврам, Аврам!». Ведь он не мог быть зван именем, упраздняемым Богом, но Бог призывает его именно тем именем, которым Сам наградил, и не только зовет по имени, но и повторяет: Авраам, Авраам!
Гомилии на Бытие.
- 2.
Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе
Что на это скажешь, Авраам? Какие мысли рождаются в твоем сердце? Донесся голос Бога, взвешивающего и испытывающего твою веру. Что об этом говоришь? что думаешь? что переоцениваешь? Не о том ли думаешь, не переживаешь ли в сердце твоем, что «раз в Исааке дано мне обетование, и его же я должен представить ко всесожжению, остается или нет в силе обетование?». Или, скорее, ты думаешь и произносишь, что невозможно солгать Тому, Кто принес обетование, и что, что бы ни случилось, обетование будет исполнено?
Воистину я, как «наименьший», не могу ни мыслей великого патриарха постичь, ни познать гласа Божия, раздавшегося для искушения, и какие мысли тот пробудил, какое расположение души привнес, когда Аврааму приказывалось заклать единственного сына. Однако поскольку и духи пророческие послушны пророкам, то апостол Павел, который, я верю, научил нас по духу, указал нам, какие душевные чувства и какие мысли имел Авраам, сказав: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Тем самым апостол нам передал мысли верного мужа и что вера в воскресение уже тогда началась во Исааке. Ведь Авраам надеялся на воскресение Исаака и веровал, что в будущем случится то, чего до сих пор не случалось… Более того, скажу прямее: Авраам знал, что он предвосхищает образ грядущей истины, знал, что из семени его родится Христос, Который был заклан как более истинная жертва во искупление всего мира и Которому предстояло воскреснуть из мертвых.
Зачем добавляется: которого ты любишь? Заметь вес искушения: обозначения единственности и нежной любви, заново и часто повторяемые, вызывают такие чувства у отца, чтобы пробуждающаяся память любви могла задержать занесенную над сыном десницу и чтобы вся мощь плоти могла воевать против веры души. Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, - сказано. Да будет так, Господи, поскольку Ты напоминаешь отцу о сыне и прилагаешь единственного к тому, кого отдаешь приказание сжечь. Достаточно и того для муки отца; но добавляешь также которого ты любишь - пусть в этом будет мучение отца утроенное. К чему же добавляешь Исаака? Не знал ли Авраам, что сына его единственного, которого любил, звали Исаак? К чему упомянуто имя в этот раз? - Чтобы Авраам мог вспомнить слова, которые Ты сказал ему: в Исааке наречется тебе семя, в Исааке будет тебе обетование. Из-за упоминания имени закрадывается отчаяние в обетования, которые под этим именем сделаны. Но все это происходило потому, что Бог искушал Авраама.
Заметьте по деталям, как испытание усиливается. Пойди в возвышенную землю: нельзя ли сперва было привести Авраама вместе с отроком в возвышенную землю и разместить их на выбранной Господом горе и уже там объявить, что он должен принести сына своего в жертву? Однако ему сперва говорится, что он должен принести сына в жертву, и лишь затем приказывается подниматься в гору. С какой целью? Чтобы, пока он ступает, пока держит путь, на всем пути его разрывали бы мысли, и чтобы отселе терзался неумолимым повелением и противоборством с чувством любви к единственному своему сыну. Поэтому и дорога налагается, и восхождение в гору - чтобы на протяжении всего пути держали сражение привязанность и вера, любовь Бога и любовь плоти, благодать настоящего и ожидание будущего. Он послан в возвышенную землю, но и высоты местности недостаточны для патриарха, который идет для совершения такого дела перед Господом, но ему также велено подняться в гору, что значит - покинуть все земное и возвыситься в вере до наивысших сфер.
Гомилии на Бытие.
- 3.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог
Авраам встал рано утром (поскольку в тексте прибавлено рано, вероятно стремление показать, что начало света сияло в его сердце), оседлал осла своего, наколол дров, взял с собой сына. Не мешкает, не раздумывает, не имеет с кем-либо из людей совета, но сразу выступает в дорогу.
И пришел на то место, о котором сказал ему Бог, на третий день. Выпущу сейчас из рассмотрения, какое таинство содержат слова третий день, и попытаюсь постичь мудрость и замысел Искушавшего. Итак, поблизости не было ни горы, хотя всему предстояло свершиться в горах, и в течение всех трех дней непрестанными тревогами раздирается сердце отца, и на протяжении всего пути отец смотрит на сына, разделяет с ним пищу, укачивает его в объятьях каждую ночь, прижимает к груди, лелеет в своем сердце. Посмотри, насколько усиливается искушение.
Гомилии на Бытие.
- 4.
На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека
Третий день всегда подходит для таинства. Ведь и народ, когда вышел из Египта, на третий день приносит жертву Богу и на третий день очищается, и Воскресение Господа приходится на третий день, и множество других таинств заключены в третьем дне.
Гомилии на Бытие.
- 5.
И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам
Он оставляет отроков, ведь не могли отроки взойти с Авраамом на место всесожжения, о котором сказал ему Бог. …Скажи мне, Авраам, верно ли говоришь отрокам, что поклонишься и вернешься с чадом, или лжешь? Если говоришь правду, то не предашь его всесожжению. Если обманываешь, то патриарху этого не подобает. На какое же расположение твоей души указывает эта речь? Я, говорит он, говорю правду и всесожжению предаю отрока, для чего и дрова несу с собой, и с ним самим возвращаюсь к вам. Ведь я верю, и вера моя такова, что Бог силен и из мертвых воскресить.
Гомилии на Бытие.
- 6.
И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе
В том, что Исаак несет на себе дрова для всесожжения, есть образ, поскольку Христос шел на Голгофу, неся крест Свой. И все же нести дрова для всесожжения есть обязанность священника. Исаак, следовательно, становится и жертвой, и священником. Но и то, что в тексте прибавляется, также имеет к этому отношение: и пошли оба вместе. В то время как Авраам взял в руки огонь и нож, Исаак идет не «за» ним, но вместе с ним, чтобы было видно, что он на равных вместе с ним исполняет жертвоприношение.
Гомилии на Бытие.
- 7.
И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения
Что дальше? И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! И в такое время от сына донесся голос искушения. Ведь как, полагаешь ты, приносимый в жертву сын этими словами ранил сердце отцовское? И хотя Авраам очерствел через веру, тем не менее отвечает сам словами любви и говорит: вот я, сын мой. И Исаак сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Гомилии на Бытие.
- 8.
Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе
Меня трогает ответ Авраама, достаточно точный и осторожный. Не знаю, что видел он в духе, поскольку не о настоящем, а о будущем говорит. Бог Сам усмотрит Себе агнца для всесожжения: о будущем ответил он сыну, вопрошавшему о настоящем. Сам, поскольку Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения во Христе, и оттого Премудрость сама построила себе дом и смирил Сам Себя, даже до смерти. И во всем, что бы ты ни читал о Христе, найдешь, что это совершается не по необходимости, но по Его воле.
Гомилии на Бытие.
- 9.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров
Многие из вас, слушающих эти слова, являются отцами в Церкви Божией. Найдется ли среди вас кто-либо, кто из простого пересказа этой истории такое постоянство, такую крепость духа себе приобретает, что, потеряв сына для смерти, которая едина для всех и предназначается всякому, даже сына единственного, любимого, он был бы в состоянии в Аврааме найти для себя пример и величие духа его имел бы перед глазами? В самом деле, от тебя не требуется такого величия духа, чтобы ты сам связал своего сына, сам приготовил меч, сам заклал - все эти поступки от тебя не требуются. Будь же сознательно верен цели, тверд в вере и с легким сердцем принеси сына в жертву Богу. Будь священником жизни твоего сына: священнику, приносящему жертву Богу, рыдать не пристало. Хочешь убедиться, что это требуется от тебя? В Евангелии Бог говорит: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. И вот, это дело Авраама. Делайте дело Авраама, но не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог. Если и вы так же близки будете к Богу, то и вам возвестится: взойди в возвышенную землю и на гору, которую Я тебе укажу, и там принеси Мне в жертву сына твоего. Принеси в жертву сына твоего не в глубинах земли или в долине плача, но высоко в высоких горах. Покажи, что любовь к Богу сильнее плотской привязанности. Ведь любил, сказано, Авраам сына своего Исаака, но любви по плоти предпочел любовь к Богу, и он найден не в утробе плоти, но в утробе Христа, то есть в утробе Слова Божия, и истины, и мудрости.
Гомилии на Бытие.
- 12.
Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня
В этих словах обычно вызывает возражение то обстоятельство, что Бог только теперь говорит, будто бы узнал, что Авраам боится Бога, как если бы Он Сам того ранее не ведал. Знал Бог, и не было от Него скрыто, поскольку Он - ведающий все сокровенное и знающий все прежде бытия его. Но для тебя это здесь написано, поскольку ведь и ты уверовал в Бога. Но не прежде, чем совершишь дело веры, покажешь смирение перед всеми повелениями, даже еще более тяжелыми, принесешь жертву и покажешь, что не держишь ни отца, ни мать, ни сыновей ближе Бога, - ты узнаешь, что боишься Бога, и услышишь голос, обращенный к тебе: теперь Я знаю, что боишься ты Бога.
А теперь поразмыслим над написанным, что это было сказано Аврааму ангелом и что затем ясно показывается, что этим ангелом был Господь. На основании чего полагаю, что подобно тому, как среди нас, человеков, Он по виду стал как человек, так и среди ангелов по виду стал как ангел. И следуя Его примеру, ангелы на небе ликуют об одном грешнике кающемся и славят приближение человеков к Богу. Ибо они подобны попечителям и домоправителям над нашими душами, которым, доколе в детстве, мы подчинены до срока, отцом назначенного. И они о росте каждого говорят: теперь Я знаю, что боишься ты Бога. Например, я на словах соберусь принять мученичество за веру, но не скажет мне ангел из-за этого: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога», - ибо намерения ума известны одному только Богу. Но если вступлю в борьбу, если исповедаю доброе исповедание перед многими свидетелями, если перенесу стойко всевозможные страдания, которые выпадут на мою долю, - только тогда ангел сможет сказать мне, как бы в подтверждение и укрепление: теперь Я знаю, что боишься ты Бога.
Истинно сказано об Аврааме, что боится он Бога. Почему? Потому что не пощадил сына. Сопоставим эти слова со словами апостола, сказанными о Боге: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас. Узри Бога, превосходящего человеков в благородной жертвенности: Авраам не к смерти смертного своего сына приносил в жертву Богу - Бог бессмертного Своего Сына предал смерти за человеков. Что скажем на это? Что воздам Господу за все благодеяния его ко мне? Бог Отец ради нас Сына Своего не пощадил. Кто из вас, вы полагаете, услышит однажды голос ангела: теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, или дочь, или жену? Или ты отказался от твоих денег и почестей века сего и от честолюбия мира, и презрел все это и почел за сор, чтобы приобрести Христа? Или ты продал имение твое и раздал нищим и последовал за Богом? Кто же из вас, как вы полагаете, услышит такое слово от ангелов? А между тем Авраам слышит голос, и ему сказано: ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
Гомилии на Бытие.
- 14.
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится
Ясный путь духовного разумения открывается тем, кто знает, как слышать эти слова. Ведь все, что совершилось, достигло теперь уровня видения, ведь говорится: Господь увидел. Однако видение, что Господь увидел, есть в духе, так что и ты можешь видеть то, что написано, в духе. И как нет ничего плотского в Боге, так и ты можешь не усматривать ничего плотского, но в духе можешь иметь сыном Исаака, когда у тебя появляется плод духа: любовь, радость, мир… Радуйся же, если всю радость оценишь, когда попадешь в различные искушения, и эту радость принесешь в жертву Богу. Когда же с радостью приступишь к Богу, то Он вновь вернет, что ты отдал, и тебе будет сказано: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. То, что ты Богу пожертвовал, то, умноженным, вновь получишь.
Нечто подобное, но в ином образе передается в Евангелиях, когда в форме притчи рассказывается о человеке, который получил серебряную мину и мог вложить ее в оборот, а господин его дома потребовал от него денег. Но если вы умножили ваши пять мин до десяти, то они вам даны и вам причитаются. Услышь, что говорится в Евангелии: возьмите у него мину и отдайте имеющему десять мин. Выглядит так, словно участвуем в деле Божием, но нам поступает прибыль от дела. И еще выглядит, будто приносим жертвы Богу, но пожертвованное к нам возвращается. Бог ни в чем не испытывает недостатка, но хочет нас видеть богатыми, желает нашего продвижения в каждой малости.
Гомилии на Бытие.
- 15.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
Чуткого и сосредоточенного слушателя требуют эти слова, ведь есть новое в сказанном: И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба. Однако то, что добавляется, само по себе не ново. Я благословляя благословлю тебя уже было сказано ранее; и умножая умножу семя твое уже было сказано в обетовании; и как звезды небесные и как песок на берегу моря уже произносилось прежде. В чем же состоит дополнение в словах, во второй раз раздающихся с неба? Какое новое слово прибавлено к прежним обетованиям? Какая еще награда дана в сказанном: так как ты сделал сие дело, то есть потому что ты не пожалел сына твоего единственного. Ничего дополнительного не вижу, то же самое повторено, что и прежде содержалось в обетованиях. Не покажется ли излишним то же самое несколько раз повторять? Только необходимым. Ведь в таинствах происходит все, чему быть. Если бы Авраам только «по плоти» жил, и одному только народу, который он породил «по плоти», приходился отцом, то достаточно было бы одного обетования. То есть, чтобы показать в тот момент, что он отец тех, которые обрезываются «по плоти», обетование, распространяющееся на людей обрезания, и дано ему в момент обрезания. Но затем, уже как отцу тех, которые «по вере» и через страсти Христовы вступают в наследство, обетование народу, спасенному страданием и воскресением Христа, обновлено во время не меньшего страдания Исаака. Повторяется то же самое по наружности, но в глубине различное. Ведь то, что раньше сказано и на первый народ распространяется, сказано на земле. Ибо так гласит Писание: И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их, и добавил: столько будет у тебя потомков. Но когда вновь повторяется обетование, обозначено, что воззвал с неба. Не видно ли здесь явственное обозначение того, о чем апостол говорит: Первый человек из земли - перстный; второй человек - Господь с неба? Это обетование, распространяющееся на верный народ, от неба, а то - от земли.
Гомилии на Бытие.
- 16.
и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего
У пророка, который говорит от лица Бога, записано: Я говорил к пророкам и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи. Слова эти указывают на то, что, хотя Господь наш Иисус Христос один в сущности Своей и не Кто иной, как Сын Божий, тем не менее Он представлен в Писании в различных образах и формах. Например, насколько я помню, мы объяснили выше, что Христос был в типологическом смысле Исааком, когда тот предлагается в жертву всесожжения. Тем не менее и овен представлял Его. Скажу больше, что Он показан в образе ангела, который говорит Аврааму: не поднимай руки твоей на отрока. И Он говорит Аврааму: так как ты сделал сие дело… Я благословляя благословлю тебя. О Нем говорят как об овце или агнце, приносимом в жертву на Пасху, и Он Себя называет пастухом овец, и не менее того описывается как верховный первосвященник, совершающий жертвоприношение.
В прежнем обетовании была только констатация, здесь же клятва приложена, которую святой апостол в Послании к Евреям толкует так: Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. И снова Писание гласит: Люди клянутся высшим, но Бог, как не мог никем высшим клясться, клялся Собою; Мною клянусь, говорит Господь. Не было внешней необходимости Богу клясться (да и кто бы мог принудить Его к клятве?), но, как объяснил это апостол Павел, Он таким образом желал преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли. Так и повсюду пророком говорится: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. В то время как в первом обетовании нет исходной причины, по которой оно дано, лишь сказано, что Он вывел его из шатра и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков, - теперь Он приводит причину, по которой клятвой скрепляет накрепко Свое обетование. Ибо говорит: так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего. Он, следовательно, показывает, что по причине жертвоприношения или страдания сына обетование непреложно, и этим ясно обозначает, что, по причине страстей Христа, для народа из числа язычников, который по вере потомок Авраама, обетование непреложно.
Перейдем же теперь к нам самим и моральный смысл через детали истолкуем. Апостол говорит, как мы о том выше упоминали: Первый человек из земли - перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Видишь, как он показывает, что если ты останешься в том первом состоянии, что от земли, то будешь отвергнут, если только не изменишься, не обратишься и, сделавшись небесным, не будешь нести образ небесного. И об этом то же он говорит везде: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образцу Создавшего его. То же самое и в другом месте пишет: Итак… древнее прошло, теперь все новое. Ведь для того Бог обетование Свое обновляет, чтобы ясно показать тебе, что и тебе тоже следует обновиться. Не остается Он в ветхом, дабы ты не оставался ветхим человеком, и это сказано было с неба - дабы и ты мог принять и нести образ небесного. Ибо что пользы тебе в том, если Бог обновляет обетование, а ты остаешься необновленным? Если Он говорит тебе с неба, а ты слушаешь с земли? И что пользы тебе в том, если Бог связывает Себя клятвой, а ты проходишь мимо этого, будто слышишь обычную басню?
Гомилии на Бытие.
- 17.
то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих
Верно данное место толкует апостол, говоря: Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам как многим, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Следовательно, о Христе сказано: умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. И кто же теперь из видящих, как по всей земле и до пределов вселенной пророчество Евангельское распространяется настолько, что уже почти нет мест, не принявших семени Слова, нуждается в пояснении, чтобы узнать, каким образом народ Христа умножается? Ведь это в начале мира предполагалось, когда сказано было Адаму: плодитесь и размножайтесь. Так говорит и апостол по отношению ко Христу и к Церкви.
Цепи, которые нас связывают, суть наши страсти и грехи, с которыми мы связаны до тех пор, пока не распяли плоть со страстями и похотями и поэтому, наконец: Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их. И, следовательно, заняло семя Авраамово города врагов своих, а оно и есть семя Слова, которое есть проповедование Евангелия и вера в Христа.
Но что пользы мне в том, что семя Авраамово, которое есть Христос, будет владеть городами врагов своих как наследством, а моим городом владеть не будет; если в моем городе, то есть в моей душе, которая есть город великого Царя, ни законы Его, ни обычаи соблюдаться не будут? Что хорошего мне в том, что Он покорил весь мир и владеет городами врагов Своих, если Он не победит врагов Своих во мне, если не разрушит в членах моих иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного? Давайте, следовательно, каждый из нас делать достаточно, чтобы и в твоей душе и в твоем теле побеждал Христос врагов Своих и, подчиняя их и празднуя победу над ними, также и градом души твоей владел. Ибо так только станем Его народом, лучшим, которого что звезд на небе в славе, так, чтобы и мы тоже могли получить благословение Авраама через Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Гомилии на Бытие.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Бытие > Глава 22
Глава 22
Ничего нет для сопоставления.