Глава 24

  • Закрыть сопоставления
  • 11.

    и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать

    Заметь, как много всего происходит подле воды, да ты и сам приглашен приходить ежедневно к водам Слова Божия и помогать у колодезя Его, как это делала и Ревекка, о которой в Писании сказано: девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж.

    Гомилии на Бытие.

  • 15.

    Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее

    Ревекка приходила к колодезю каждый день, каждый день черпала воду и поэтому могла быть найдена отроком Авраама и соединиться браком с Исааком. Ты думаешь, что это басни рассказываются в Писании Святого Духа? Это - духовное учение и образование души, которое учит и наставляет каждодневно приходить к колодезям Писания, к воде Святого Духа и черпать, и всякий раз полный сосуд приносить домой, как поступала святая Ревекка, которая не иначе могла выйти замуж за Исаака, который рожден по обетованию, кроме как черпая воду, не только для утоления жажды домашних, но и для отрока Авраама, и не только отрока, но настолько много имела воды, которую черпала из колодца, что хватило поить даже и верблюдов, пока не напьются. Множество таинств здесь описано: ибо Христос и на тебя возлагает Свою надежду. Ибо к тебе обращается через пророков, говоря: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя мне в верности, и ты познаешь Господа. Поскольку Он желает обручить тебя Себе навек, Он посылает вперед к тебе отрока. Тот отрок есть пророческое слово, и не прежде, чем ты принял его, можешь обручиться с Христом. Однако знай, что никто неподготовленный и неопытный слово пророческое не примет, но только тот, кто знает, как черпать воду из глубины колодезя, кто знает, как набрать ее такое количество, чтобы хватило также для тех, которые кажутся неразумными и невежественными, которых представляют верблюды, - так, чтобы можно было сказать: Я должен мудрецам и невеждам. Так и Ревекка, которая означает «терпение», как только встретила раба и созерцала слово пророческое, тотчас спустила кувшин свой на руку и напоила его. Ибо она опускает низко высокомерную надменность возвышенного греческого красноречия и склоняется до простоты пророческого слова и говорит: пей, я и верблюдам твоим дам пить.

    Однако, возможно, ты спрашиваешь, как такое может быть: если отрок представляет пророческое слово, то как его может напоить Ревекка, которой, скорее, он сам должен предложить воду? Посмотри, не обстоит ли дело следующим образом. Хотя Иисус Христос, с одной стороны, является хлебом жизни и Сам кормит голодные души, с другой, Он, напротив, допускает, что Сам голоден, когда говорит: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; и снова: в то время как Он Сам есть вода живая и дает пить всем жаждущим, Он говорит самаритянке: дай Мне пить. Так и со словом пророческим, которое хотя и дает напиться жаждущим, но о нем самом говорится, что оно пьет от последних, когда получает употребление и бодрствование усердных. Такая душа, которая все исполняет с терпением, которая настолько усердна и расторопна и настолько учена, что привыкла черпать из глубин знания, - такая сама может быть невестой Христу. Но если ты каждодневно не будешь ходить к колодезю, если каждодневно не будешь черпать воду, то не только не сможешь других напоить, но и сам будешь страдать жаждой слышания слов Господних.

    Гомилии на Бытие.

  • 16.

    девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх

    Что же так отличает деву, что про нее сказано: которой не познал муж? Есть ли другая дева, которую познал муж? Я уже не раз говорил, что в таких местах не история рассказывается, а таинства ткутся. Полагаю, что на нечто подобное и здесь указывается. Как Христос называется мужем душе, которая идет в невесты Ему, когда обращается к вере, так же случается и в противоположном смысле, что муж, к которому идет в невесты душа, бывает тем самым, который называется врагом человеческим и сеет между пшеницею плевелы и склоняет душу к измене вере. Ибо, следовательно, недостаточно душе быть чистой в теле - важно, чтобы тот наиподлейший муж не познал ее. Ибо может и такое случиться, что некто будет блюсти чистоту в теле, однако, познавая того злого мужа, диавола, и получая от него удары вожделения в сердце, погубит чистоту души. Следовательно, поскольку Ревекка была святою и телом, и духом, то Писание только удваивает ее славу, когда говорит: дева, которой не познал муж.

    Гомилии на Бытие.

  • 22.

    Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота

    Заметь добродетель отрока. Не хочет взять невесту для господина своего Исаака иначе, как только подобрав прекрасную видом, и не просто девицу, но только такую, которую не познал муж и которая выходит черпать воду, - иную дать в невесты господину своему не желает. Не дает украшения той, которая не такова. Он не сразу дает золотую серьгу и два запястья - она остается простой, необразованной, неубранной. Полагаем ли мы, что у отца Ревекки, богатого человека, не нашлось серег и браслетов на свою дочь? Был ли он настолько холодным или жадным, чтобы не дать своей дочери украшений? Но Ревекка не хочет украшаться золотом Вафуила: украшения человека непросвещенного и варвара не достойны ее. От дома Авраама нуждается она в украшениях, поскольку терпение от дома мудрого украшается. Не могла поэтому Ревекка украсить свои уши, если бы не пришел отрок Авраама и сам их ей не украсил; руки ее не принимают иных украшений, кроме тех, которые послал ей Исаак. Ибо она хочет принимать в уши золотые слова и золотую работу в руках иметь. Но не прежде это могла заслужить и принять, чем спустилась черпать воду из колодезя. Ты же, который не хочешь подойти к источнику, не желаешь слышать ушами твоими золотые слова пророков, - как ты можешь украситься в учении, в делах, в нравах?

    Гомилии на Бытие.

  • 62.

    А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной

    Уже ли ты не тронут настолько, что не понимаешь, что это сказано в духовном смысле? Или ты полагаешь, что всегда патриархи идут к колодезю и у воды распределяют невест? Тот, кто так полагает, есть человек душевный, который не принимает того, что от Духа Божия. Кто желает, пускай остается при таком своем понимании, пускай остается душевным. Я же, следуя апостолу Павлу, утверждаю, что сие есть иносказание, и в браках святых усматриваю союз души со Словом Божиим. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Такой союз души со Словом не иначе возможен, как через наставление божественных книг, которые образно называются колодезями. И кто придет к тем водам, и почерпнет из них, и, размышляя над ними, постигнет более глубокий смысл, тот найдет достойную невесту Богу, ибо соединяется душа его с Богом.

    Ревекка последовала за отроком и приходит к Исааку; ибо, следуя гласу пророческому, Церковь приходит к Христу. И где же находит его? «У колодезя клятвы», говорит Писание, гуляющего. Никогда не отходят от колодезей, никогда не держатся далеко от воды. Ревекка была найдена у колодезя, и, опять, Ревекка Исаака нашла у колодезя. Здесь первый брошенный взгляд, здесь она спустилась с верблюда, здесь видит Исаака, на которого указал отрок. Ты полагаешь, это единственные слова о колодезях? И Иаков пришел к колодезю и там нашел Рахиль, и Моисей у колодезя нашел Сепфору, дочь Рагуила… И сказано: утрудившись в пути, Он селу колодезям. Видишь, что повсюду таинства перекликаются, видишь согласие образов Нового и Ветхого Заветов? Сюда, к колодезям, приходят и невест находят; и Церковь с Христом венчается в купели. Видишь, какая гора таинств над нами? Сколько их, совершающихся, объяснить не можем: во всяком случае, они призваны подстегнуть тебя к внимательному слушанию и сопереживанию. И если мы ради краткости что-либо пропускаем, то ты, когда перечитываешь текст и постигаешь, сам размышляй и открывай, и когда погрузишься в изучение книг Писания, тогда Слово Божие тебя призовет к воде и сочетается с тобою, и соединишься в один дух с Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

    Гомилии на Бытие.

  • 64.

    Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда

    Она спустилась с верблюда, то есть рассталась с грехами, отбросила неразумные чувства и соединилась с Исааком. Достойно того, что Исаак переходит от добродетели к добродетели: он, сын «добродетели», то есть Сарры, теперь объединился и связан с «терпением», то есть Ревеккой. И это есть переход от добродетели к добродетели и от веры в веру.

    Гомилии на Бытие.

Ничего нет для сопоставления.