- 1.
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного
Авраам, охотно принимающий странников, верный Богу, неутомимый в таинстве, ревностный в служении, узрел образ Троицы и приумножил гостеприимство благочестием, принимая Трех, но поклоняясь Одному. Сохраняя различие лиц, он называл их Единым Господом и, воздавая почесть Трем, обозначал одну Силу. Ибо в нем говорило не знание, а благодать, и, потому что не учился, он верил сильнее, чем мы, которые учимся. Ибо никто не подделал образ истины, и поэтому Авраам видит Трех, но поклоняется Единству. Он берет три меры лучшей муки, но закалывает одного теленка, веря, что достаточно одной жертвы, но трех приношений, одного жертвенного животного, но трех благодеяний.
О кончине брата Сатира.
- 2.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли
Гостеприимство - доброе дело и имеет свое вознаграждение, во-первых, в виде человеческой благодарности, а затем, что более важно, в виде божественного воздаяния. В этой земной жизни мы все - странники, ибо имеем здесь лишь временное пристанище для обитания и поспешно переселяемся. И если мы окажемся жестокими или равнодушными к принятию странников, то смотрите, как бы и нам не отказали в пристанище святых в конце нашего жизненного поприща. Поэтому Спаситель говорит в Евангелии: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они приняли вас в вечные обители. Также, пока вы еще в этом теле, часто возникает нужда в путешествии, поэтому то, в чем ты отказал другим, на то осудил самого себя, и что дал другим, того окажешься достоин сам. Если бы все решили не принимать странников, где нашли бы приют странники? Тогда, оставив человеческие жилища, мы будем искать убежища в логовищах диких зверей.
Об Аврааме.
- 6.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы
Он говорит: замеси три меры лучшей муки и сделай пресные хлебы. По-гречески они называются enkruphia, то есть «спрятанные», потому что каждая тайна должна оставаться сокрытой и словно окутанной глубоким молчанием, чтобы ей не коснуться случайно ушей непосвященных. Этим вскармливается божественное величие. Этим чувством питается тот, кто сдержан в речи и не разглашает священное. И Сарра, делая три меры лучшей муки, кратко научает нас таинству веры, будучи прообразом Церкви, которой сказано: Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами. Ибо действительно: Церковь сохраняет веру глубочайшим духом, исповедуя Троичность одного и того же Божества, поклоняясь в некоторой равной мере и благоговении Отцу, Сыну и Святому Духу, прославляя их в едином величии и различая особенность Лиц. Сочетай и ты свое благочестие с этим исповеданием веры!
Об Аврааме.
- 7.
Ст. 7-8 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели
Не случайно то, что Авраам побежал к стаду быков, взял молодого и хорошего тельца и подал его с молоком. Действительно, в Исходе Моисей, возвестив Пасху Господню, сказал: Агнец у вас должен быть без порока, чистый, совершенный, однолетний, мужского пола; вы будете брать его из овец и козлят и убивать его на закате при стечении всего собрания. Поэтому и здесь описывается, что был полдень, когда Авраам оказывает гостеприимство Господу. Телец же закалывается к ужину и поедается с молоком, то есть не с кровью, но с чистотой веры. Телец хороший, потому что он омыл грехи, молодой, поскольку он познал иго легкого закона, а не жестоковыйного, и не отверг виселицу креста. И он по справедливости молодой, потому что от его головы, ног и внутренностей ничего не оставляется и кость его не сокрушается, но он полностью становится пищей вкушающих. То, что символизировала тень Закона, то явила истина Евангелия.
Об Аврааме.
- 8.
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели
См. Толкование на (Быт 18:7)
- 32.
Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти
Так через поочередное следование вопросов и ответов, если будет найдено в городе хотя бы десять праведников, Он обещает благодаря праведности немногих избавить от кары весь народ. Таким образом мы научаемся, каким даром для отчизны является праведный муж и что не следует завидовать святым мужам и по неразумию отказывать им в доверии. Ибо их вера спасает нас, их праведность защищает от истребления. Если бы Содом имел даже десять праведников, он мог бы избавиться от погибели.
Об Аврааме.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Амвросий Медиоланский > Бытие > Глава 18
Глава 18
Ничего нет для сопоставления.