< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49

Глава 37

  • Закрыть сопоставления
  • 3.

    Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду.

    Итак, мы научаемся, какой должна быть любовь родителей и благодарность сыновей. Приятно любить детей и весьма приятно любить их сильнее. Однако неумеренная отеческая любовь часто вредит детям. Например, чрезмерная снисходительность расслабляет возлюбленного сына или предпочтение одного из них отвращает от братского чувства всех остальных. Больше же приобретает тот сын, который приобретает любовь братьев. Она есть более славная щедрость отцов, она - более богатое наследство сынов. Пусть равная благосклонность соединяет детей, которых соединила равная природа. Любовь не знает выгод богатства в том человеке, в ком есть преизбыток любви. Что ты удивляешься, если среди братьев начинаются ссоры из- за поместья или из-за дома, когда у сынов святого Иакова разгорелась зависть из-за одной лишь одежды? Итак, что же? Следует ли порицать Иакова за то, что он предпочитал одного сына остальным? Но мы не можем отнимать свободу родителей, чтобы они не любили более тех детей, кого считают более достойными. Мы не можем также пресекать стремление детей к большему угождению. Наконец, и Иаков более любил того, в ком предвидел большие признаки добродетелей, так что кажется, что здесь не столько отец предпочитал сына, сколько пророк - таинство. И весьма справедливо он сделал сыну разноцветную одежду, чем обозначил, что его следовало предпочесть братьям из-за одежды разнообразных добродетелей.

    Об Иосифе.

  • 7.

    вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.

    В отроке продолжала блистать божественная благодать, так как он видел во сне, что, когда вязал снопы с братьями своими (как виделось ему в видении), его сноп встал и стал прямо, снопы же братьев встали кругом и поклонились его снопу. В этом было явлено грядущее Воскресение Господа Иисуса, Которому поклонились одиннадцать учеников, когда увидели в Иерусалиме, и поклонятся все святые, когда воскреснут, принеся плоды добрых дел, как написано: Шедшие же придут с ликованием, неся снопы свои. Далее, хотя братья по зависти и отрицали верность сна, однако они высказали его толкование собственными словами, ответив ему: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? В самом деле, видение это знаменует грядущего Царя, пред Которым всякая плоть рода человеческого преклонит колена.

    Об Иосифе.

  • 10.

    И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?

    Порицание отца что может знаменовать, как не упрямство народа израильского, от которого Христос произошел по плоти, Которого они доныне не признают Богом и не хотят поклоняться Ему как Господу, потому что считают Его рожденным из своей среды? Они слышат ответы Его и не понимают; читали сами, что Его хвалят солнце и луна, но не хотят верить, что это сказано о Христе. Итак, Иаков ошибался по отношению к прообразу, указывавшему на другого, но в своей любви он не ошибался. Не отсутствовала в нем отеческая любовь, но он выражал чувство народа, которому предстоит ошибиться.

    Об Иосифе.

  • 14.

    И сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем.

    Иаков предвидел таинство будущего Воплощения, когда посылал сына к братьям посмотреть, целы ли овцы. Каких же овец взыскал Бог уже тогда в той заботе патриарха, как не тех, о которых Сам Господь Иисус сказал в Евангелии: Я пришел только к погибшим овцам дома Израилева. Сказано далее: и послал его в Сихем, что в переводе означает «плечо» или «спина», то есть к тем, которые не обратились ко Господу, но убежали от Его лица и отвернулись, что свойственно грешнику. В самом деле, Каин пошел от лица Божия, и пророк говорит: Ты поставишь их спиной; праведник же не отвращается от Господа, но бежит Ему навстречу и говорит: Очи мои всегда к Господу. И Исайя, когда Господь спрашивал: кого Мне послать? - добровольно предложил самого себя и сказал: вот я. И Симеон ожидал увидеть Христа Господа и, когда увидел Его, поскольку увидел Разрешителя грехов и Искупителя всего мира, словно избавленный от греха, попросил разрешиться от этой плоти и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, ибо видели очи мои спасение Твоё. И Закхей впервые нашел здесь преимущественное право своего поручения, данного ему Господом, когда влез на дерево, чтобы увидеть Христа.

    Итак, Иосиф был послан к братьям отцом, скорее же, тем Отцом, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас; тем Отцом, о Котором написано: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной.

    Об Иосифе.

  • 15.

    И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь?

    И справедливо, что Иосиф блуждал, потому что он искал заблудших, ибо Господь знает Своих. Наконец и Иисус, утомившись, сидел возле колодца: утомлялся Тот, Кто не находил народа Божия, которого искал, ибо он скрылся от лица Господня. Ведь тот, кто следует греху, скрывается от Христа. Грешник скрывается, а праведник предстает перед Ним. Наконец и Адам, как грешник, скрылся; праведник же, напротив, говорит: да внидет пред лицо Твое молитва моя.

    Об Иосифе.

  • 17.

    И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.

    И нашел Иосиф братьев своих в Дофане, что означает «оставление». Ибо где же находится тот, кто оставил Бога, как не в оставлении? Не удивительно, если в оставлении пребывают те, кто не слушает говорящего: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Итак, Иосиф пришел в Дофан, и увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять, чтобы убить его. Справедливо, что вдалеке находились те, кто пребывал в оставлении, и злоумышляли, потому что к ним не приблизился Христос. Ибо если бы приблизился к ним прообраз Христа, то они, по крайней мере, любили бы брата; но не могли находиться близко к нему те, кто замышлял братоубийство. Вот, говорят они, идет этот сновидец; пойдем теперь, и убьем его. Разве эти слова сказали не те, кто замышлял братоубийственное святотатство, как о них говорит Соломон: Уничтожим праведника, потому что он бесполезен нам?

    Об Иосифе.

  • 20.

    пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.

    В книге Бытия добавляется: и увидим, что будет из его снов. Это написано об Иосифе, а исполнилось на Христе, когда иудеи во время Его страданий говорили: если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Неужели сами братья настолько нечестивы, чтобы убить брата? И откуда тогда заслуги столь великих патриархов, что их именами Закон обозначает колена всего народа? Каким образом благочестивые имена сочетаются со знаками преступления? Но они совершили это, будучи прообразом народа, а не из-за порочности своей души. Отсюда происходит всякая ненависть, отсюда замысел братоубийства: ненависть через прообраз, благочестие же - через любовь.

    Об Иосифе.

  • 23.

    Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем,

    Уже тогда было прообразовано знамение будущего креста. И в то же время, когда с Него снимается хитон, то есть плоть, которую Он воспринял, снимается и одежда, украшенная различными добродетелями. Далее, хитон Его, то есть плоть, а не Божество обагряется кровью, и у Него могли забрать одеяние Его плоти, а не бессмертие жизни. Этот хитон обагрили кровью иудейские звери, о которых Он Сам говорит: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков.

    Об Иосифе.

  • 26.

    И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?

    Рувим и Иуда, храня верность священным законам братства, захотели избавить Иосифа из рук. И весьма справедливо Иуда был предпочтен отеческим благословением, когда ему говорится: поклонятся тебе сыны отца твоего, молодой лев Иуда, и ему покорность народов. Это подходит одному только Христу, для Которого было отложено, чтобы Ему поклонились братья и чтобы Он стал чаянием народов. Он омыл в вине одежду Свою, страданием Своего собственного тела, поскольку не осквернил Своей плоти никаким пятном греха… Следовательно, благодать компенсирует вражду в патриархах, которые освобождаются от вины и освящаются даром откровения. Ведь не настолько предосудительно сказать о том, что имеет отношение к народу, насколько блаженно увидеть то, что относится ко Христу. Они приняли на себя вид грешного народа, чтобы получить благодать Господа-Искупителя. Верно, что благодать упразднила вину, а вина не уменьшила благодати.

    Об Иосифе.

  • 27.

    Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались

    Чтобы мы познали, что во всем этом заключен таинственный образ народа и Господа Иисуса, сказано: Пойдем, продадим Иосифа Измаильтянам. Какое же значение имеет имя Иосиф? Конечно, оно обозначает «божественную благодать» и «проявление высочайшего Бога». Поэтому Кто же продается, как не Тот, Кто, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба? И мы не приобрели бы Его, если бы свои не продали Его. Плохо, что продали, хуже, что купили. Они продали его торговцам, которые купили у предателей благоухание приятное. Ведь продал Иуда, а купили Измаильтяне, что в переводе на наш язык означает «имеющие ненависть к своему Богу».

    Далее, в одних списках мы находим, что Иосиф был продан за двадцать, в других - за двадцать пять, в третьих - за тридцать золотых, потому что не для всех Христос имеет одну и ту же цену. Для одних Он имеет меньшую ценность, для других - большую: возрастание цены определяется верой покупающего. Более благочестивому более дорог Бог, грешнику более дорог Искупитель; и тому Он более ценен, кто имеет больше Его даров. Но Он более ценен также и для того, кому многое дано, поскольку кому больше прощено, тот больше любит, как об этом возвестил Сам Господь в Евангелии относительно той женщины, которая излила на Его ноги миро, омыла их слезами, отерла своими волосами и высушила их своими поцелуями. О ней Он сказал Симону: А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

    Чтобы ты обратил внимание на прообраз страдания Господа, патриарх Иуда здесь также говорит: продадим Иосифа Измаилътянам, а руки наши да не будут на нем. И хорошо сказал выше Рувим: а руки не налагайте на него. Так и иудеи во время страданий Господа сказали: нам не позволено предавать смерти никого, чтобы исполнилось слово Иисуса, знаменующее, какой смертью Ему предстоит умереть.

    Об Иосифе.

  • 31.

    И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью

    Как представляется, то, что братья вымарали одежду Иосифа кровью козла, означает, что домогавшиеся иудеи с помощью ложных свидетельств выставили обвинение в грехе Тому, Кто прощает грехи всех. У нас Агнец, у них - козел. Для нас умерщвлен Агнец Божий, для которых Он взял на Себя грехи мира; для них - козел, чьи ошибки он собирал и чьи беззакония он нес на себе. Поэтому Господь сказал: дополняйте же меру отцов ваших.

    Об Иосифе.

  • 34.

    И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни.

    По справедливости Иаков, скорбя об убыли своего потомства, как отец оплакивал утраченного сына, а как пророк - гибель иудеев. Наконец, он даже разодрал свои одежды, что, как мы читаем, во время страданий Господа Иисуса сделал первосвященник: не как частное лицо, но как тот, кто занимал общественную должность. И завеса в храме разодралась, чтобы такими знамениями было ясно показано, что таинства осквернены, народ лишен спасительных облачений, царство разделено и должно быть разрушено, поскольку всякое царство, разделившееся в себе, легко разрушится. И поистине оно было разделено, когда то, что принадлежало Христу, начало принадлежать диаволу. Ибо не могли оставаться неделимыми те, кто отделял Сына от Отца.

    Об Иосифе.

  • 36.

    Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.

    Вот что здесь относится к нравственному смыслу: поскольку Господь Бог наш хочет, чтобы все люди спаслись, Он на примере Иосифа дал утешение находящимся в рабстве и предоставил им поучение, чтобы узнали, что и в самом низком положении можно сохранять возвышенность нрава и что нет ни одного состояния, которое было бы лишено добродетели, если только чья-либо душа познает саму себя; и что плоть, а не дух подчинен рабству; и что есть много рабов, которые на самом деле свободнее своих господ, коль скоро они полагают, что, находясь в рабстве, им следует воздерживаться от рабских деяний. В самом деле, всякий грех - рабский, а свободна только невинность. Потому и Господь говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха. В самом деле, как же не раб всякий алчный человек, который ради мелкой выгоды богатства готов самого себя продать с торгов? Боится, как бы не потерять все накопленное, тот, кто не пользуется тем, что накопил: чем больше того, что он стяжал, тем большей опасности подвергается, пытаясь хранить это. Как же не нищий тот, для кого мало того, чем он обладает? Ведь даже если мне кажется он богатым, для себя самого он нуждается; и не умеряет своих желаний свидетельствами не способный поверить, что он желает. Как же не раб тот, кто подчинен сладострастию? Во-первых, он пылает своим собственным огнем и сгорает от пламени в своей груди. Таковым верно сказал пророк: идите в свет огня вашего и в пламя, которое вы разожгли! Страх охватывает всех, подстерегает во время сна поодиночке; так что для того, чтобы завладеть одним предметом сладострастия, человек становится рабом всех. Следовательно, подчиняется жалкому рабству тот, кто сам себе производит господ, кто сам желает иметь тех, кого он боится, - ведь нет ничего более свойственного рабству, как постоянный страх. Однако тот является свободным в каком угодно рабском положении, кто не одержим любовью, не охвачен оковами жадности, не связан страхом обвинения, кто спокойно взирает на настоящее, которого не устрашает будущее. Не кажется ли тебе, что один господствует в рабстве, а другой рабствует в свободе? Иосиф был рабом, а фараон царствовал, но блаженнее рабство первого, чем царство второго. Ведь весь Египет погиб бы от голода, если бы фараон не подчинил своего царства совету раба.

    Об Иосифе.

Ничего нет для сопоставления.