- 1.
Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
Воспою… Возлюбленному моему; то есть Богу, Возлюбленному моему, воспою песнь, какую должен воспеть Ему народ Его. Виноград бысть Возлюбленному моему, то есть виноград был у Бога. На месте тучне, то есть в земле, текущей млеком и медом.
Виноград да благословит Господа, насадившего его. Он насадил виноград, и насаждения Его были души. Один виноградник очистил Он, а другой, как приносивший кислые гроздья, разорил. Благословен Искоренитель! Да славословится истинный виноградник, возделанный Самим Вертоградарем, сохранивший и принесший Ему плоды свои.
Гимны на Рождество.
- 2.
И окопа его, и благодетельствовал ему, и наказывал его. И ограждением оградих, то есть дал закон. И насадих в нем лозу избранну; это - священники, праведники и назореи. И создах столп посреде его; это - сан царей и судей. И предточилие ископах в нем; это - священство и жертвы. И ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние. Господь ожидал, что сотворит он добрые дела, изображаемые гроздами, а сотворил он дела лукавые, изображаемые терниями.
- 3.
Ст. 3-4 И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин… Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему? Пророк говорит мужам Иудиным и Иерусалимским или, лучше сказать, Сам Бог через пророка призывает их во свидетели сказанного, что ждал Он от винограда, да сотворит гроздие, и сотвори терние, то есть ожидал, что сотворит он правду, а он творил беззаконие.
- 4.
Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
См. Толкование на (Ис 5:3)
- 5.
Ст. 5-6 Отыму ограждение его, и будет в разграбление. Поелику сердце народа отступило от суда и правды, отыму у него царство, представленное в образе столпа, и будет в разграбление от пленяющих. И разорю стену его, и будет в попрание, то есть отыму закон, который был ему украшением и ограждением. И будет в попрание: удовольствия, какие любил, сделаются для него мучительными и убийственными. И оставлю виноград пуст, и ктому не обрежется, ниже покопается; сделаю, что придет он в запустение, потому что сам восхотел того. И взыдет на нем... терние. Тернием пророк называет грехи и законопреступления. И не обрежется, ниже покопается, потому что не приложу о нем более Своего попечения. И облаком заповем, еже не одождити на него дождя, то есть запрещу пророкам изрекать им пророческое слово. Ибо дождем, в таинственном смысле, пророк называет пророчества и ведение воли Божией, а облаками именует пророков, которые орошают нас небесным дождем. То же видим и в других местах. Например: да снидет яко дождь вещание мое ((Втор 32:2)); и еще: надождю на един град, а на другий (един) не надождю… и соберутся два и три града во град един пити воду и не насытятся (Ам 4:7), то есть из одного города придут в другой искать Божественных глаголов, и не найдут.
- 6.
и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
См. Толкование на (Ис 5:5)
- 8.
Горе совокупляющым дом к дому. Пророк угрожает бедствиями тем, которые не только присваивают себе все, что есть в домах у бедных, но стремятся отнять самые дома, и к домам своим присоединяют дома бедных. И село к селу приближающым, то есть присоединяющим поле к полю, чтобы одно другим как бы поглощалось, чтобы не было другим и места, но им одним обитать среди земли. Неужели вы одни займете все места, какие и внутри, и вне, и близко, и далеко?
- 9.
Услышашася бо в ушесех Господа вопли ограбленных бедных, которые вопиют на нас.
- 11.
Горе востающым заутра и сикер гонящым, ждущым вечера в вине, то есть тем, которые с утра до вечера проводят время в пьянстве и ликовании.
- 12.
На дела же Господня не взирают, то есть не обращают внимания на бедствия, ниспосылаемые на них Богом.
- 14.
И разшири ад душу свою, чтобы поглотить погибающих от глада и жажды. И разверзе уста своя, еже не престати: это - Ассирийский народ. И снидут славнии, то есть колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина.
- 16.
И вознесется Господь Саваоф… освятится в правде, то есть праведным судом, какой дает притесненным и притеснителям, ограбленным и грабителям.
- 17.
И упасутся… агнцы на пажитях своих, то есть ограбленные, оставшиеся после поражения, возвратят себе владения свои. И возгражденныя развалины поядят пришельцы, то есть развалины домов их, опустошенные грабителями и снова восстановленные, получат во владение себе бедные.
- 18.
Горе влачащим грехи свои, яко ужем долгим, и яко… ременем на колесе колесничном беззакония своя. Пророк именует несчастными тех, которые присовокупляют грех ко греху. Как не видно конца у веревки, протянутой далеко, так не видно, чтобы они покаялись и перестали грешить. Грехи их подобны ремню на колесе колесницы, у которого нельзя приметить конца.
- 19.
Глаголющым: скоро да поспешит, яже сотворит Господь, да видим, да приближатся и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем. Пусть узнаем, что скрывал от нас Господь, пусть явно поразит нас тем наказанием, какое определил нам; тогда уразумеем, что слышим. Смысл этого места такой же, как и сказанного у другого пророка: увы, люте желающим дне Господня (Ам 5:18).
- 20.
Ст. 20, 22-24 Горе глаголющым лукавое доброе. Угрожает горем пророк тем, которые мудры в лукавстве, хитро оспаривают верность предвещаний пророческих; а при этом укоряет он и народных судей, которые превратно судят, и худое называют хорошим, тьму почитают светом. Поскольку же они берут всегда дары, приумножили тем имение свое и предаются вину и пьянству, то присовокупляет еще: горе крепким… вино пиющым… оправдающым нечестива даров ради, и осуждающим невиннаго. А потому как угашают они на суде правду, которая есть свет, суды же и определения их за взятые ими дары преклоняются ко тьме; сего ради как солома поядается огнем, так они истреблены будут коснувшимся их пламенем, корень их яко персть будет, и цвет их яко прах взыдет. За лукавство свое будут они истреблены Феглаффелласаром, царем Ассирийским, так же, как огонь поедает солому.
- 22.
Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток
См. Толкование на (Ис 5:20)
- 23.
которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!
См. Толкование на (Ис 5:20)
- 24.
За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.
См. Толкование на (Ис 5:20)
- 26.
И воздвигнет убо знамение во языцех, чтобы пришел с народом своим Феглаффелласар и пленил их.
- 27.
Не взалчут, ни утрудятся, ни воздремлют, ни поспят, ни распояшут поясов своих от чресл своих, ниже расторгнутся ремени сапогов их. Это сказал пророк с намерением возбудить в Израильтянах ревность и пристыдить их, потому что те самые благодеяния, какими пользовались они в пустыне, где одежды их не ветшали и ремни сапог их не разрывались, теперь Господь оказывает не им, но их пленителям.
- 29.
Рев их как ярого льва и львичища, рыкает он, и хватает добычу. И возопиет на них яко шум моря волнующася. И свет померкнет во омрачении их. Может быть, разумеется здесь Сам Бог, изъявляющий на них гнев Свой посредством народов, которые впоследствии совершат нашествие на Иудеев.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 5
Глава 5
Ничего нет для сопоставления.