- 1.
Что бысть тебе, яко ныне возлезосте вси на храмины? Пророк обращает речь к Иерусалиму и жителям его, которые от страха взошли на кровли домов.
- 2.
Ст. 2-3 Наполнися крепкий град вопиющих. В смятение пришли и ужаснулись жители Иерусалима, услышав о приближении врагов своих. Уязвленнии твои не мечьми уязвлены, потому что поражены Ангелом, или погибли от голода и других бедствий. Слова: Что бысть тебе, яко ныне возлезосте, могут иметь и тот смысл, что жители Иерусалима после приближения врагов взошли на возвышенные места, чтобы видеть число их. Вси князи твои побегоша вкупе и не нашли дороги, потому что объял их страх. Оставшиеся связаны луками, то есть низложены стрелами врагов и связаны узами рабства; и крепцыи… далече отбежаша. Иные же решились далеко бежать и искали спасения в переселении.
- 3.
все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали
См. Толкование на (Ис 22:2)
- 4.
Оставите мене, да горце восплачуся об Иерусалиме. Относится это к тому времени, когда надругались над Иерусалимом враги Ассирияне, которые вскоре после этого были чудесно умерщвлены Ангелом. Не належите утешати мя о сокрушении дщере рода моего, потому что велико бедствие, постигшее жителей Иерусалима.
- 5.
Озирает стены Ассирийское войско. Вопиет на горах Езекия и народ.
- 6.
Еламите же взята тулы, то есть враги, пришедшие метать в них стрелы. И всадницы человецы на конех приготовились напасть на город со всех сторон. И стену… обнажил щит, то есть не стало воинов, рядами стоящих вокруг стены.
- 8.
В тот день посмотришь на оружие дома дубравы ((3Цар 10:17)), то есть на оружие, которое взято Ассириянами.
- 9.
И открыют сокровенная домов краеградия Давидова, и узрят, яко множайшии суть. Видно будет, что стены городов Иудиных разрушены врагами. И яко отвратиша воду нижния купели, и наполнили ею домы Иерусалима. Жители Иерусалима, предполагая, что осада города будет столь же продолжительной, как и осада Самарии, для сбора и сбережения воды устроили новые водоемы.
- 10.
И соградили домы на утверждение стене градней, то есть построили небольшие хижины, или ископали пещеры, в каких обыкновенно помещалась бдительная стража для охранения города от нападения разбойников и воров.
- 11.
И сотвористе себе воду между двема стенама, то есть сделали рвы, какие обыкновенно выкапывают за городской стеной, чтобы наполнились они большим количеством воды, и, окружая собой стену, препятствовали воинам подступать к городу или, по крайней мере, замедляли приступ. И не воззресте на сотворившаго ю исперва, и сограждшаго ю не видесте, тогда как задолго прежде предсказано было об этом нашествии Ассириян.
- 12.
И призва Господь, Господь Саваоф… плачь и рыдание, то есть призвал к покаянию и сокрушению о сделанных прежде грехах.
- 13.
Сотвориша радость и веселие, то есть то, что по намерению Господа должно было расположить их к покаянию, произвело в них отчаяние. Глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем.
- 14.
Яко не оставится вам той грех, дондеже умрете. Это означает или то, что грехи ваши не продлятся долее наказания, или то, что не умрете в отчаянии, но при сердечном сокрушении и покаянии будете утешены ожиданием лучшего.
- 15.
Ст. 15-16 Иди в кущу ко Сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде?. Уступи место тому, кто лучше тебя. И ты уступишь, потому что пойдешь в плен и рабство.
- 16.
Яко истесал еси себе зде гроб и сотворил еси себе на высоце гроб, и написал еси себе на камени кущу. Ты уготовляешь себе здесь гроб и думаешь, что как славен был при жизни, так будешь славен и по смерти; но верно то, что мысль твоя обольщает тебя.
См. также Толкование на (Ис 22:15)
- 17.
Се, ныне Господь Саваоф извержет тебя из земли сей в землю иную, и забудет тебя.
- 18.
Бросит тебя, как клубок, потому что Он - владыка царств, по Своему произволению и суду управляет царствами и раздает их. По этому-то праведному суду низложен Сомнан, сын Соханов, и избран Елиаким (Иоаким), правитель верных, которые не были отведены в чуждые страны. Сомнана пророк сравнивает с клубком, потому что как дети бросают клубок с одного места на другое, так и его будут изгонять и как бы бросать с одного места на другое.
Ст. 18-19 Там будешь уничижен ты, извержишися от степене твоего, тамо умреши, будешь свержен с колесницы славы своей, и поясом твоим опояшу его, то есть власть твою передам Елиакиму, сыну Иосиину.
- 19.
И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей
См. Толкование на (Ис 22:18)
- 22.
Ст. 22-23 И будет вместо тебя яко отец живущим во Иерусалиме… И будет на престоле славы дому отца своего, то есть через него прославится весь дом отца его.
- 23.
И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего.
См. Толкование на (Ис 22:22)
- 24.
От него будет зависеть вся слава дома отца его… все музыкальные орудия до гуслей. Этим пророк дает понять, что по слову уст его будет совершаться и псалмопение, учрежденное Давидом, и другие священные служения.
- 25.
В тот день… истребится гвоздь, вбитый в твердом месте, то есть Сомнан обратится в ничто, когда вступит на его место Елиаким.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 22
Глава 22
Ничего нет для сопоставления.