- 1.
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его
И изыдет жезл из корене Иессеова, то есть от Давида; и отрасль от корене его, то есть от позднейших потомков его, родителей Иосифа и Марии.
Он - Сын Марии, а не Иосифа. Он не произошел по плоти ни от кого иного, кроме потомков Давида.
Толкование на Диатессарон Татиана.
Плодом от корня Своего Он привьет нас к Своему древу.
Гимны на Рождество.
- 2.
И почиет на нем Дух Божий, со времени воплощения во чреве и крещения во Иордане. Дух премудрости, которому дивились Иудеи, говоря: како Сей книги весть не учився? (Ин 7:15). Дух… крепости, то есть сил и чудес.
- 3.
Не по виду очей судити имать, потому что Он Бог, и тайное наше видимо Ему, как явное.
- 4.
Но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли, в великий день пришествия Своего. Поразит землю при конце времен. Поразит нечестивых земли, определением уст Своих осудит их в огонь.
К Езекии же могут быть отнесены следующие сказанные ранее слова: И духом устен своих убиет нечестивого. Ибо это исполнилось на Езекии, который молитвой уст своих умертвил Ассирийское войско.
- 5.
Ст. 5, 9 И будет препоясан правдою о чреслех своих, потому что Езекия творил суд и правду, как отец его Давид. И не… возмогут погубити ни когоже на горе святей Моей, то есть с Иудеями будут в мире народы соседние и отложившиеся единоплеменники.
- 6.
Ст. 6-7 И пастися будут вкупе волк со агнцем, то есть в Церкви. И рысь почиет со козлищем, то есть в Крещении. И телец и юнец и лев вкупе пастися будут, то есть мудрые, хитрые, жестокие и простые вместе услышат благовествование. И отроча мало поведет я. Пастырь, по простоте подобный младенцу, будет их руководителем. И лев аки вол ясти будет плевы. И праведные и грешники напитаются единым животворящим телом с жертвенника. Все пренебрегут воинским искусством, какому навыкли прежде, и все знание свое заключат в пределы чистого Евангелия.
- 7.
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
См. Толкование на (Ис 11:6)
- 8.
И отроча младо будет играть с василиском и, едва отнятый от грудей, возложит руку свою на ложе аспида, то есть сатана будет попираем людьми простыми и сделается посмешищем для детей, едва начинающих учиться.
- 9.
И… наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море. Как вода покрывает морские недра, так всю землю покроет ведение Истинного.
См. также Толкование на (Ис 11:5)
- 10.
И будет в день оный корень Иессеов, воздвигнутый в знамение языком. В некотором отношении это относится к Езекии, который рожден от семени Давидова, но во всей действительности исполнилось это на Господе нашем, Который для всех народов стал знамением свободы, упования и избавления. Того взыщут языцы, то есть устремятся и потекут воздать Ему поклонение. Слово взыщут может означать еще и то, что народы будут вопрошать у Него, что есть воля Божия.
Еще слова и будет в день той корень Иессеов, воздвигнутый в знамение языком, могут быть объяснены так: Господь будет знамением для обращения к Нему народов. Того взыщут языцы, чтобы последовать новому Его учению. И будет покой его честь, покой для тех, которые последуют Ему, потому что примут они вечную жизнь, облекутся в ризу славы, и будут блаженствовать в раю.
- 11.
И… приложит Господь показати руку Свою, еже возревновати по останку прочему людий Своих. Это относится или к изведению Израильтян из Египта, или к избавлению городов Иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению Иудеев из плена Вавилонского; ибо одну часть Иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую - писец Ездра… от Ассириов и от Египта, и от Патроса, и от Ефиопии, и от Еламитов, и от Сеннаара, и от Емафа, и от островов морских. Это согласно со сказанным у пророка Захарии: бежите от земли северных, глаголет Господь, зане от четырех ветров небесных соберу вы, глаголет Господь ((Зах 2:6).
- 12.
И воздвигнет знамение в языки, чтобы отвлечь народ Свой от идолослужения и обратить к познанию и почитанию истинного Бога. И соберет погибшыя Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли. Это напоминает слова Спасителя: Я пришел токмо ко овцам погибшым дому Израилева (Мф 15:24).
- 14.
И делати будут на раменах иноплеменничих, то есть соседние народы покорятся Израильтянам по их возвращении, когда получат они наследие свое. И они покорятся, потому что Израильтяне были причиной и их возвращения из Вавилонского плена, а другие потому, что низложен враг их Гог.
- 15.
И опустошит Господь море Египетское. Пророк говорит здесь или о разделении моря, или о тех пяти городах, жители которых говорили ханаанским языком, и которых Господь вместе с народом Своим возвратит из плена и присоединит к сонму их. И возложит руку Свою на реку, то есть на сильное царство Ассирийское и Вавилонское. И поразит на седмь дебрий, якоже преходити ю во обувении, то есть недействительным сделается определение царя Вавилонского, которым воспрещалось Иудеям возвращение в отечество; и небольшое их число, собравшееся отовсюду, безбоязненно, в обуви, сможет перейти реку, тогда как незадолго прежде целый народ был не в силах сокрушить и даже выдержать стремление Вавилонян.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 11
Глава 11
Ничего нет для сопоставления.