- 3.
Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
Вдовиц почитай, кои истинно вдовы суть, то есть давай им пропитание.
- 4.
Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
Если же какая вдовица имеет детей и внучат, то пусть научается она от тебя прежде проявлять свои дары в доме своем, а потом уже и на других. Если же они не исполнили справедливого долга и со своей стороны не воздали должного за те благодеяния, коими они обязаны были отцу и матери: то кто же поверит, что ими будут довольны чужие, когда столь большое недовольство имеют на них семейные их? Ибо сие дело, о коем сказал я, приятно пред Богом.
- 8.
Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
Если же кто о своих, и особенно о домашних своих, не заботится, тот от веры отрекся, поелику не исполняет того дела, которого требует вера, - и он (есть) невернаго хуже, поелику делает то чего он не желал делать.
- 9.
Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа
Кроме того, избирай вдовицу на должность диаконниссы такую, которой не менее шестидесяти лет (есть), которая была одного мужа женою. Ибо если к первому мужу была так постоянна любовь ее, что после его смерти она не вышла замуж за другого: то сколь более постоянною и твердою будет она в любви к Богу?
- 10.
известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Если в добрых делах имеет свидетельство, если детей своих воспитала и их не раздала чужим, - если во всяком добром деле усердствовала, - такова должна быть она.
- 11.
Ст. 11-12 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру
Молодых же вдов избегай, ибо плоха надежда на них. Они почитаются ради степени (диаконниссы) и вдаются в роскошь. Плоть одолевает, и они желают выходить замуж, предпочитая осуждение, потому что прежнюю веру отвергли, то есть прежний обет свой (вдовства).
- 12.
Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру
См. Толкование на (1 Тим 5:11)
- 13.
притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
А вместе и бездельныя приучаются они обходить дома, говоря также то, чего не должно.
- 14.
Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию
Потому лучше желаю, чтобы молодыя (вдовы) вступали в брак, да не подадут никакого повода сатане для хуления.
- 15.
ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
Ибо многия (вдовы) уже совратились в след сатаны.
- 17.
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим, - особенно трудящиеся в слове и учении.
- 18.
Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
Ибо о них написано в законе: не заграждай рот вола молотящаго ((Втор 25:4)), - и в Новом (Завете) сказано: достоин (есть) работник мзды своей ((Лк 10:7); (Мф 10:10)).
- 19.
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
Против пресвитера обвинение тайно отнюдь не принимай, но не иначе, как при двух или трех свидетелях.
- 21.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Во всем, что ты делаешь, ничего не делай по пристрастию, чтобы подчинялись тебе, - и при удовлетворении прошений не оказывай (пред)почтения ходатайству знатных лиц.
- 22.
Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
Рук поспешно, без испытания, ни на кого не возлагай и не приобщайся грехам тех, кого ты поставляешь.
- 23.
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, - но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, - слаб он сделался от многих постов, - а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.
- 24.
Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
Некоторых людей грехи явны суть для них самих, предшествуя пред ними к судилищу судьи, - а у тех, кои поспешают возложением рук, грехи их не только идут пред ними и вместе с ними, но и последуют за ними, то есть и после себя они оставляют беззакония тех, коих поставили на должность (церковную).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Первое послание к Тимофею > Глава 5
Глава 5
1-2.- С каждой группой и состоянием верующих нужно действовать по–разному. Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко. Что здесь разумеется действительно старый возраст человека, а не положение человека как пресвитера (по–греч. здесь поставлено слово πρεσβυτεροι), это видно из того, что этому определению далее противополагаются термины, означающие именно возрасты (старицы, молодые). Тимофей был молод, поэтому ему не трудно было говорить со старцем как с отцом своим.
Со всякою чистотою. В отношении к молодым женщинам Тимофей должен быть свободен от всяких пожеланий.3-7.- Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть "истинные вдовицы", т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода – имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы.
Они прежде пусть учатся... Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах (Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) и вместо "пусть учатся" лучше читать: "пусть учится" (μανθανετω).
Почитать свою семью – точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки (ευσεβειν) и возрастали в почтении к предкам (τ. προγονοις – по–русски неточно: родителям.)
Иное дело вдовица в истинном смысле этого слова (ст. 5): она, не имея детей или внуков, будучи вполне одинокой, конечно возложит всю надежду только на Бога и будет стоять вдали от практической домашней работы, все свое время посвящать молитве и благочестивым подвигам. Если же она предается сластолюбивой жизни вместо благочестия, то этим ясно покажет, что она – только по имени христианка и причастница новой лучшей жизни: на самом деле она – духовно мертвый человек (ср. (Апок 3:1). Тимофей должен постоянно внушать вдовам мысль об этом, чтобы они не служили предметом нареканий, главным образом со стороны лиц, не принадлежащих к Церкви (ср. (1Петра 3:16).8.Всякий, кто не заботится о своих собратьях и особенно о членах своего рода, отрекся от веры Христовой, главное требование которой состоит в том, чтобы христиане оказывали деятельную любовь по отношению к ближним, и даже хуже язычника, которому нельзя было отказать в заботливости о своих родственниках. Апостол, конечно, имеет здесь в виду главным образом тех христиан, которые по разным соображениям отказывали в своей помощи родственницам своим – вдовам. Таким образом этот стих представляет собою переход к следующему.9-10.- В каталог или список вдов, получающих пособие от Церкви (на такой список указывает глагол καταλεγεσυω, неточно переведенный по–русски выражением: должна быть избираема,) должны быть заносимы вдовы, удовлетворяющие трем условиям: 1) когда они не моложе 60–ти лет – возраст, когда женщина уже не в состоянии зарабатывать себе собственным трудом пропитание, 2) когда вдова имела одного мужа (ср. (1-е Тим 3:2) и, наконец, 3) вообще когда она известна Церкви своими добрыми делами.
Умывала ноги святым, т. е. христианам, приходившим в ее дом издалека.
Была усердна ко всякому делу, т. е. отзывалась на всякое благое общественное начинание.11-13.- Молодые вдовы не должны быть вносимы в список вдов, получающих пособие от Церкви, потому что они, утешаясь Христом или, точнее, получая пособие от Церкви Христовой (по–русски выражение καταστηνααχοσι) переведено слишком обще: "впадая в роскошь противно Христу"), в то же время думают не о том, чтобы послужить Христу или Его Церкви, а о личных своих выгодах и прежде всего об утехах брачной жизни.
Они подлежат осуждению(какому и от кого – не сказано), потому что изменили своему прежде высказанному решению – отдать себя на служение Церкви. Кроме того, апостол считает нужным указать и на то, что такие вдовы привыкают к праздности и пустым пересудам в разговорах с другими женщинами.14-16.- Поэтому апостол решительно требует (желаю – не совсем правильный перевод выражения βουλομαι), чтобы молодые вдовы снова вступали в брак и занимались детьми и хозяйством, не подавая противникам христианства – иудеям и язычникам – повода хулить христианскую веру. А опасаться за молодых вдов есть основание: некоторые из них уже пошли дурною дорогою (вслед сатане). Свои наставления относительно вдов апостол заключает приглашением ко всем верующим – помогать своим вдовам – родственницам и знакомым, не обременяя заботами о них Церковь.17-20.- Переходя к пресвитерам, апостол требует, чтобы они за свое предстоятельское служение были почитаемы вдвойне – и как старцы по возрасту, и как носители особого высокого звания. Особенно заслуживают такого почета те, которые не только занимаются делами церковного управления, но и выступают как проповедники и учители веры. Почтение же должно выражаться прежде всего в вознаграждении за их труды, которое пресвитеры должны получать, как и всякий трудящийся: об этом сказано и в Ветхом (Втор 25:4), и в Новом Завете (Матф 10:10). Что же касается пресвитеров, не удовлетворяющих своему высокому назначению, то обвинение против них должно быть принесено при достаточном количестве свидетелей. В таком случае жалующийся на пресвитера, конечно, будет осторожнее в своих речах против пресвитера, чем в том случае, когда он будет наедине с епископом. Если пресвитер окажется действительно виновным, то его нужно обличить пред всеми другими пресвитерами, чтобы этим самым предохранить последних от повторения тех же проступков, в каких изобличен повинный пресвитер.21-23.- Вопрос о суде над пресвитерами так важен, что апостол заклинает Тимофея Богом, Христом и ближайшими к престолу Божию избранными Ангелами, чтобы он помнил его указание, только что им высказанное. Тимофей должен быть чужд всякого пристрастия при разборе обвинений, предъявленных пресвитерам. Не должен Тимофей также быть скорым в рукоположении лиц на разные церковные должности и прежде всего в пресвитеры, потому что недостаточно подготовленный к пресвитерскому служению человек может сделать немало проступков, нравственная ответственность за которые должна по справедливости лежать и на епископе, поставившем такого человека в пресвитеры... Но кроме ответственности за чужие грехи, епископ может подлежать осуждению и за свои личные, и апостол внушает Тимофею, чтобы он держал себя в чистоте. Впрочем, Тимофей не должен быть и излишне суров к самому себе: он может употреблять понемногу и вино для укрепления желудка (красное вино дается врачами при слабости желудка как вяжущее средство), тогда так Тимофей, по–видимому, вовсе не хотел вкушать вина из боязни, чтобы его не упрекнули в сластолюбии...24-25.- Свое обращение к Тимофею апостол заключает некоторым утешением ему. Так как, действительно, Тимофею могло быть поставлено в упрек употребление им вина, то апостол успокаивает его тем, что его истинное побуждение, по которому он будет пить вино, не скроется от очей Всеправедного Судии. Так грехи некоторых лиц явны и теперь для всех, а у других такие же грехи – прикрыты; тем не менее и эти прикрытые грехи со временем – на страшном суде – обнаружатся. А ведь человек и должен бояться не человеческого, а Божьего суда.



