- 6.
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
Пусть проповеди твои будут полными смысла. Ведь есть повязка, которая имеет обыкновение стягивать раны души, и если кто отказывается от нее, то показывает себя отчаявшимся в спасении. Подобным образом по отношению к тем, которые терзаются тяжелыми ранами, используй елей разговора, чтобы смягчить грубость ума; добавляй мягчительное средство, присоединяй повязки спасительных предписаний, чтобы уклонившимся и колеблющимся в вере или в соблюдении дисциплины никоим образом из-за распущенной души и расслабленной жизненной силы не впасть в погибель.
Не имели чем смочить раны: ведь если бы имели елей, то смочили бы свои раны. Но Исаия кричит: Не могут возложить ни пластырь, ни елей, ни повязку. Церковь, однако, имеет елей, которым смягчает раны своих, чтобы рана не распространялась вглубь, имеет елей, который получила таинственно.
Послание.
- 11.
К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
[Господь говорит:] «Я полон этого: пресыщен Моими жертвами, ваших не ищу, всесожжений баранов и тука агнцев и крови быков и козлов не хочу, и не приходите пред Мои очи такими».
О молитве Иова и Лавида.
- 17.
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Но к чему говорить о человеческих мнениях, когда из Божественных слов открывается, что ни чем другим так тяжело не прогневляли иудеи Господа, как оскорблениями вдовиц и несправедливым отношением к слабым? Это обстоятельство, по единогласному свидетельству пророков, навлекло на иудеев заслуженное отвержение. Только то одно, говорится у них, может смягчить гнев за преступление, если будет оказано почтение вдовицам и предоставлена справедливость правого суда слабым… Здесь скрывается также и образ Церкви. Итак, вы видите, святые вдовицы, что ни коим образом не должно оставлять по легкомыслию тот подвиг, который находится под защитой Божественного благоволения.
О вдовах.
- 18.
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.
А кто крестится, тот, кажется, и в соответствии с законом, и в соответствии с Евангелием очищен. С законом - так как Моисей побрызгал кровью агнца, использовав пучок иссопа; в соответствии с Евангелием - так как одежды Христа были белыми, как снег, когда Он показал славу Своего воскресения в Евангелии. Более снега убелен тот, кому грех отпущен.
О таинствах.
- 19.
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
Писание обещало эти блага верным, говоря: будете вкушать блага земли. Поэтому давайте будем уподобляться тому благу, чтобы того, что есть благо, мы добились. Благо же есть то, что без излишества и без хитрости и без суровости, но со снисхождением, с благочестием, с честностью и с доброжелательством, и милостью, и справедливостью. Поэтому благо подобно тому, как мать плодовитая, объемлет все добродетели.
О бегстве от мира.
которое он видел о Иудее и Иерусалиме,
во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.2.Слушайте, небеса,
и внимай, земля,
потому что Господь говорит:
Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.3.Вол знает владетеля своего,
и осел — ясли господина своего;
а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.4.Увы, народ грешный,
народ обремененный беззакониями,
племя злодеев, сыны погибельные!
Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, —
повернулись назад.5.Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?
Вся голова в язвах,
и все сердце исчахло.6.От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места:
язвы, пятна, гноящиеся раны,
неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.7.Земля ваша опустошена;
города ваши сожжены огнем;
поля ваши в ваших глазах съедают чужие;
все опустело, как после разорения чужими.8.И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике,
как шалаш в огороде, как осажденный город.9.Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка,
то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.10.Слушайте слово Господне, князья Содомские;
внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!11.К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь.
Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота,
и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.12.Когда вы приходите являться пред лице Мое,
кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?13.Не носите больше даров тщетных:
курение отвратительно для Меня;
новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть:
беззаконие — и празднование!14.Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя:
они бремя для Меня;
Мне тяжело нести их.15.И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои;
и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу:
ваши руки полны крови.16.Омойтесь, очиститесь;
удалите злые деяния ваши от очей Моих;
перестаньте делать зло;17.научитесь делать добро,
ищите правды,
спасайте угнетенного,
защищайте сироту,
вступайтесь за вдову.18.Тогда придите — и рассудим, говорит Господь.
Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю;
если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.19.Если захотите и послушаетесь,
то будете вкушать блага земли;20.если же отречетесь и будете упорствовать,
то меч пожрет вас:
ибо уста Господни говорят.21.Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!
Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.22.Серебро твое стало изгарью,
вино твое испорчено водою;23.князья твои — законопреступники и сообщники воров;
все они любят подарки и гоняются за мздою;
не защищают сироты,
и дело вдовы не доходит до них.24.Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев:
о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими
и отмщу врагам Моим!25.И обращу на тебя руку Мою
и, как в щелочи, очищу с тебя примесь,
и отделю от тебя все свинцовое;26.и опять буду поставлять тебе судей, как прежде,
и советников, как вначале;
тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».27.Сион спасется правосудием,
и обратившиеся сыны его — правдою;28.всем же отступникам и грешникам — погибель,
и оставившие Господа истребятся.29.Они будут постыжены за дубравы,
которые столь вожделенны для вас,
и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;30.ибо вы будете, как дуб, которого лист опал,
и как сад, в котором нет воды.31.И сильный будет отрепьем,
и дело его — искрою;
и будут гореть вместе, —
и никто не потушит.



