Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 2.

    Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

    Человек в раю находился под живительной сенью; грешники же пребывают в тени смертной. Ибо грешный народ, как учит Исаия, сидел в тени смертной, - народ, для которого воссиял свет по Божьей благодати, а не в награду за его добродетель. Итак, между Божьим дуновением и вкушением с древа жизни нет никакого различия, и никто не может сказать, что человек способен приобрести большее, чем то, что ему дано по щедрости Божьей. О, если бы мы могли удержать полученное! Ибо наш труд лишь помогает нам вновь добыть то, что было даровано. Третье возражение, что не вкусивший смерти не мог ее бояться, легко снять ссылкой на закон общей для всех природы. Ибо природа представляет собой отводок для всех живых существ, чтобы те, которые еще не навлекли на себя кары, страшились ее, словно навлекшие.

    О рае.

  • 6.

    Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

    Так и в другом месте: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам. В Младенце - именование возраста, в Сыне же - совершение Божества. Произошел от Матери, родился от Отца, Один и Тот же родился и был дан. Ибо один Сын Божий, рожденный от Отца и происшедший от Девы, хотя от Девы родился позже, но именем схож, как и эти слова означают: Такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его (Пс 86:5). Муж по телу, Вышний же по власти. Бог и человек по различию естества, но в обоих Один и Тот же. Одно свойственно Его природе, а другое - общее с нами, но в обоих един и в обоих совершен.

    О кончине брата Сатира.


    И Отец Сына не только послал, но также отдал, как и Сам Сын отдал Себя. Ибо сказано: Благодать вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши (Гал 1:3). Если считают, что в Нем было подчинение, ибо Он был послан, то не могут отрицать, что это было дело милости, ибо Он был дан. Дан же Отцом, как сказал Исаия: Младенец родился нам; Сын дан нам. Дан же был, осмелюсь сказать, также и Духом Тот, Кто Духом был послан. Поскольку пророк не определил, кем Он был дан, то показал этим, что дан Он был милостью Троицы. А поскольку Сын отдал Сам Себя, то, конечно, Он не мог в соответствии со Своим Божеством быть подчиненным Самому Себе. Следовательно, то, что Он был дан, не может свидетельствовать о Божественном подчинении.

    О Святом Духе.


    Итак, чтобы призвать народы к благодати Своего воскресения - ведь Он и есть та тучная и плодородная земля, которая приносит плоды для вечности, плоды во сто крат и в шестьдесят (Мф 13:8), - Он принял труды на Свои плечи, обрекая Себя на крест, дабы нести наши грехи. И поэтому пророк говорит: Владычество на раменах Его, - то есть Божественное могущество поверх телесного страдания, или возвышающийся над телом Крест. Следовательно, взявшись за плуг и терпеливо перенося все оскорбления, Он возложил их тяжесть на плечи, так подчинившись страданию, что был уязвляем из-за несправедливостей наших и лишался сил из-за грехов наших.

    О патриархах.


    Итак, начало нашей добродетели и начало непорочности - Христос, научивший дев не ждать сожительства с мужчиной, но посвящать непорочность души и тела скорее Святому Духу, нежели супругу. Начало бережливости - Христос, Который, будучи богат, обнищал (2 Кор 8:9). Начало терпения - Христос, Который, будучи злословим, не злословил взаимно (1 Пет 2:23) и, хотя Его били, не наносил ответных ударов. Начало смирения - Христос, Который принял образ раба (Флп 2:7), хотя был равен Богу Отцу по величию силы. Ибо из Него берет начало всякая добродетель. И поэтому, чтобы мы могли познать эти виды добродетелей, Сын дан нам; владычество на раменах Его. Это начало - Крест Господень, начало мужества, благодаря которому для святых мучеников оставлен путь к страстям священного сражения.

    Пять книг о вере.

1.Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову;
но последующее возвеличит приморский путь,
Заиорданскую страну, Галилею языческую.

2.Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
свет воссияет.

3.Ты умножишь народ, увеличишь радость его.
Он будет веселиться пред Тобою,
как веселятся во время жатвы,
как радуются при разделе добычи.

4.Ибо ярмо, тяготившее его,
и жезл, поражавший его,
и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

5.Ибо всякая обувь воина во время брани
и одежда, обагренная кровью,
будут отданы на сожжение, в пищу огню.

6.Ибо младенец родился нам —
Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
и нарекут имя Ему: Чудный, Советник,
Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. [1]

7.Умножению владычества Его и мира нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.

8.Слово посылает Господь на Иакова,
и оно нисходит на Израиля,

9.чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии,
которые с гордостью и надменным сердцем говорят:

10.кирпичи пали — построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены — заменим их кедрами.

11.И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
и неприятелей его вооружит:

12.Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
и будут они пожирать Израиля полным ртом.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

13.Но народ не обращается к Биющему его,
и к Господу Саваофу не прибегает.

14.И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
пальму и трость, в один день:

15.старец и знатный, — это голова;
а пророк — лжеучитель есть хвост.

16.И вожди сего народа введут его в заблуждение,
и водимые ими погибнут.

17.Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
и сирот его и вдов его не помилует:
ибо все они — лицемеры и злодеи,
и уста всех говорят нечестиво.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

18.Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
пожирает терновник и колючий кустарник
и пылает в чащах леса,
и поднимаются столбы дыма.

19.Ярость Господа Саваофа опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;
не пощадит человек брата своего.

20.И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;
и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:

21.Манассия — Ефрема,
и Ефрем — Манассию,
оба вместе — Иуду.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

[1 В Славянской Библии этот стих читается так:
«Ибо Младенец родился нам, Сын,
и дан нам;
владычество Его на раменах Его,
и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник,
Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века;
ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его».]