Глава 9

  • 2.

    Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

    Человек в раю находился под живительной сенью; грешники же пребывают в тени смертной. Ибо грешный народ, как учит Исаия, сидел в тени смертной, - народ, для которого воссиял свет по Божьей благодати, а не в награду за его добродетель. Итак, между Божьим дуновением и вкушением с древа жизни нет никакого различия, и никто не может сказать, что человек способен приобрести большее, чем то, что ему дано по щедрости Божьей. О, если бы мы могли удержать полученное! Ибо наш труд лишь помогает нам вновь добыть то, что было даровано. Третье возражение, что не вкусивший смерти не мог ее бояться, легко снять ссылкой на закон общей для всех природы. Ибо природа представляет собой отводок для всех живых существ, чтобы те, которые еще не навлекли на себя кары, страшились ее, словно навлекшие.

    О рае.

  • 6.

    Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

    Так и в другом месте: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам. В Младенце - именование возраста, в Сыне же - совершение Божества. Произошел от Матери, родился от Отца, Один и Тот же родился и был дан. Ибо один Сын Божий, рожденный от Отца и происшедший от Девы, хотя от Девы родился позже, но именем схож, как и эти слова означают: Такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его (Пс 86:5). Муж по телу, Вышний же по власти. Бог и человек по различию естества, но в обоих Один и Тот же. Одно свойственно Его природе, а другое - общее с нами, но в обоих един и в обоих совершен.

    О кончине брата Сатира.


    И Отец Сына не только послал, но также отдал, как и Сам Сын отдал Себя. Ибо сказано: Благодать вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши (Гал 1:3). Если считают, что в Нем было подчинение, ибо Он был послан, то не могут отрицать, что это было дело милости, ибо Он был дан. Дан же Отцом, как сказал Исаия: Младенец родился нам; Сын дан нам. Дан же был, осмелюсь сказать, также и Духом Тот, Кто Духом был послан. Поскольку пророк не определил, кем Он был дан, то показал этим, что дан Он был милостью Троицы. А поскольку Сын отдал Сам Себя, то, конечно, Он не мог в соответствии со Своим Божеством быть подчиненным Самому Себе. Следовательно, то, что Он был дан, не может свидетельствовать о Божественном подчинении.

    О Святом Духе.


    Итак, чтобы призвать народы к благодати Своего воскресения - ведь Он и есть та тучная и плодородная земля, которая приносит плоды для вечности, плоды во сто крат и в шестьдесят (Мф 13:8), - Он принял труды на Свои плечи, обрекая Себя на крест, дабы нести наши грехи. И поэтому пророк говорит: Владычество на раменах Его, - то есть Божественное могущество поверх телесного страдания, или возвышающийся над телом Крест. Следовательно, взявшись за плуг и терпеливо перенося все оскорбления, Он возложил их тяжесть на плечи, так подчинившись страданию, что был уязвляем из-за несправедливостей наших и лишался сил из-за грехов наших.

    О патриархах.


    Итак, начало нашей добродетели и начало непорочности - Христос, научивший дев не ждать сожительства с мужчиной, но посвящать непорочность души и тела скорее Святому Духу, нежели супругу. Начало бережливости - Христос, Который, будучи богат, обнищал (2 Кор 8:9). Начало терпения - Христос, Который, будучи злословим, не злословил взаимно (1 Пет 2:23) и, хотя Его били, не наносил ответных ударов. Начало смирения - Христос, Который принял образ раба (Флп 2:7), хотя был равен Богу Отцу по величию силы. Ибо из Него берет начало всякая добродетель. И поэтому, чтобы мы могли познать эти виды добродетелей, Сын дан нам; владычество на раменах Его. Это начало - Крест Господень, начало мужества, благодаря которому для святых мучеников оставлен путь к страстям священного сражения.

    Пять книг о вере.