< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 6

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного

    Дивлюсь твоему, заимствованному у других, неблагоразумию; ибо не думаю, чтобы сам ты дошел до такого великого неразумия, и подумал, будто бы подающие милостыню, но делающие это напоказ, хуже неподающих. А какое мнение об этом имею я сам, скажу тебе. В собственном смысле милостив тот, кто оказывает благодеяние, но не разглашает о бедствиях страждущих. Если кто делает добро ради самого добра, то заслуживает большую награду, нежели делающий это ради награды. А если делает ради Божественной награды, то будет поставлен во втором ряду. И если делает ради похвалы, то и получит то, ради чего сделал. Но кто не делает должного ни ради самого добра, ни ради Божией награды, ни ради человеческой похвалы, тот, по моему мнению, даже и не человек, а злой демон. Итак, по какой же причине ты, выслушав Божественное слово, повелевающее не творити милостыни пред человеки, не соглашаясь сам делать что-либо по славолюбию, обвиняешь тех, кто делает что-то из честолюбия? Сколько сохраняющий целомудрие ради славы человеческой выше не пребывающего в целомудрии даже и ради славы, столько же делающий по славолюбию лучше вовсе не делающего, потому что первый стыдится людей, а последний не стыдится ни людей, ни Бога.

    Письма. Книга II.


    Поскольку писал ты: «Возможно ли подающему милостыню не быть видимым?» - то ответствую, что Христос испытывает теперь намерение подающего. Поскольку, кому человек желает угодить, от тех и хочет получить себе похвалу, а вознамерившийся угодить Богу, хочет от Него получить похвалу, то и сказал сие Христос. Не всякий из тех, чью милостыню увидели, для того непременно и делает, чтобы это увидели, но только тот, кто желает похвал и для сего разглашает тайну. Хотя дело и не может укрыться, но подающий милостыню не должен сего выказывать, ибо так поступающий и тех, кто принимает милостыню, позорит, и сам себе провозглашает награду и похвалу.

    Письма. Книга III.

    См. также Толкование на (Мф 5:16)

  • 3.

    У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая

    Не в тайне и сокровенности, любезная глава, положен этот Божий закон, повелевающий: да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, - напротив того, не темен, а весьма ясен и очевиден он для внимательных. Поскольку во след за добрым делом идет у нас тщеславие и желание показать себя, то Господь говорит: ни одно доброе дело да не совершается тобою страстно, и преуспеяние твое да не сопровождается кичливым помыслом, но, если делаешь что хорошо, не выставляй себя на показ, не величайся, не гонись за здешними рукоплесканиями, а ожидай будущих венцов.

    Письма. Книга I.

  • 9.

    Ст. 9-10 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе

    Учение Господне, кроме всех прочих боголепных наставлений, повелевает в молитве испрашивать и сего: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли, то есть сподоби и нас, сущих на земле, стать причастниками того мира горних Сил, который невозмутим, чтобы, как в них преуспевает вся воля Твоя, так и в нас совершалось благоугодное Тебе.

    Посему, зная о сем и прежде, и научившись сему теперь от меня, не оставляй сего и неослабно держись мира: потому что он небесный и близкий к Богу.

    Письма. Книга I.


    Ст. 9-13 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

    Молитва, которой Господь научил Своих учеников, заключает в себе не что-либо земное, но все небесное и относящееся к пользе души. Ибо она учит просить ни начальства, ни богатства, ни красоты, ни силы, ни чего-либо скоро увядающего, от чего, когда оно и есть, повелевается нам воздерживаться и о наслаждении чем просить, когда сего нет, - излишнее дело.

    Даже и то, что в ней представляется маловажным и чувственным, по мнению мужей мудрых, сказано более о Божием Слове, которое питает бесплотную душу и некоторым образом входит в ее сущность и соединяется с нею. Потому и называется хлебом насущным, так как имя «сущность» приличествует более душе, нежели телу. Если же это сказано и о хлебе ежедневном, соразмерном потребности тела, то и он, при таком употреблении, делается духовным, ибо не требовать ничего, кроме хлеба, будет признаком духовного, светлого и любомудрого разумения. Итак, будем просить того, чему научены, а не того, что легко исчезает. Ибо было бы бедственно и означало бы великое неразумие просить того, что, если и имеем, повелевается нам бросать.


    Дивишься ты, кажется, краткости этой молитвы, а меня всегда изумляло и изумляет это в кратких словах высокое любомудрие. Ибо если нетрудно произношение слов, то нельзя так сказать о познании силы слов. Потребен не слышатель слов только, но и исполнитель дел. Посему полагаю, что всякий предел дерзости преступает тот, кто не исполняя того, что подобает благоискусному сыну, осмеливается Владыку называть Отцем; кто, делая то, чем бесславится имя Божие, решается произносить: да святится имя Твое; кто, служа одним из первых оруженосцев у мучителя, отваживается выговорить: да приидет царствие Твое, то есть к угнетенным под властью мучителя да приидет победоносный Царь, подающий неодолимую помощь в борьбе со грехом.

    И не исполняя на деле ничего, угодного Богу, принимает еще на себя лицемерный вид добродетели и говорит: да будет воля Твоя, якоже на небеси и на земли. Предавшись роскоши и расточительности, отложив многое в запас, не только на пропитание, но и для чревоугодия, смеет молиться: хлеб наш насущный (то есть или подобающий душе, или достаточный для плоти) даждь нам днесь, - тогда как словом днесь указывает Господь на попечение об едином дне, потому что, мыслительную силу души возводя к высшему любомудрию, определяет и самое время прошения. Потом, хотя сам недоступен и жесток, но говорит: остави нам долги наша; сам злопамятен и безмерно мстителен, но говорит: якоже и мы оставляем должником нашим; сам себя ввергает в искушение и пролагает всякие пути, ведущие к опасностям, но говорит: не введи нас во искушение, - что представляется смешным, лучше же сказать, достойным всякого негодования. А охотно следовать за врагом (потому что не насилием, не мучительством препобеждается, но обольщением) и сказать: но избави нас от лукаваго, - выше всякой насмешки. И на словах выражать: яко Твое есть царство, и сила, и слава, а на деле пренебрегать Тем, Кто источает всякую силу и славу, - это уже вовсе непростительно.

    Посему, сказать: Отче наш, - имеют право одни те, которые по чудном рождении в Божественном Крещении, по новому и необычайному закону чревоношения, показывают в себе, что они истинные сыны. И сказать: да святится имя Твое, - те, которые не делают ничего, достойного осуждения. И сие: да приидет царствие Твое, - те, которые избегают всего, что доставляет удовольствие мучителю. И сие: да будет воля Твоя, - те, которые показывают это своими поступками. И сие: хлеб наш насущный даждь нам днесь, - те, которые отказываются от роскоши и от расточительности. И сие: остави нам долги наша, - те, которые прощают прегрешившим пред ними. И сие: не введи нас во искушение, - те, которые ни себя самих, ни других не ввергают в оное. И сие: избави нас от лукаваго, - те, которые ведут непримиримую брань с сатаною. И сие: яко Твое есть царство, и сила, и слава, - те, которые трепещут словес Божиих и показывают их в самых делах. Ибо познание молитвы в такой же мере бывает успешно, в какой преуспевают нрав и жизнь молящегося.

    Письма. Книга II.

  • 10.

    да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе

    См. Толкование на (Мф 6:9)

  • 11.

    хлеб наш насущный дай нам на сей день

    См. Толкование на (Мф 6:9)

  • 12.

    и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

    См. Толкование на (Мф 6:9)

  • 13.

    и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

    См. Толкование на (Мф 6:9)

  • 14.

    Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный

    Хорошо знаю, что если бы у тебя были деньги, ты отдал бы их нуждающимся, и дивлюсь тому, что приходишь в негодование, когда оскорбившие тебя просят у тебя прощения. Между тем эта не требующая издержек помощь обыкновенно приносит нам пользу не меньшую, чем помощь многими деньгами; потому что от нашей снисходительности и от того, прощаем ли мы оскорбляющих нас, зависит наше спасение. «Отпускайте, и будет отпущено вам», - так взывает Божественное Слово.

    Письма. Книга III.

1.Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми
с тем, чтобы они видели вас:
иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2.Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою,
как делают лицемеры в синагогах и на улицах,
чтобы прославляли их люди.
Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3.У тебя же, когда творишь милостыню,
пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4.чтобы милостыня твоя была втайне;
и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5.И, когда молишься, не будь, как лицемеры,
которые любят в синагогах и на углах улиц,
останавливаясь, молиться,
чтобы показаться перед людьми.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6.Ты же, когда молишься,
войди в комнату твою и, затворив дверь твою,
помолись Отцу твоему, Который втайне;
и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7.А молясь,
не говорите лишнего, как язычники,
ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8.не уподобляйтесь им,
ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него.

9.Молитесь же так:
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;

10.да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11.хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12.и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;

13.и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

14.Ибо если вы будете прощать людям согрешения их,
то простит и вам Отец ваш Небесный,

15.а если не будете прощать людям согрешения их,
то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16.Также, когда поститесь,
не будьте унылы, как лицемеры,
ибо они принимают на себя мрачные лица,
чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17.А ты, когда постишься,
помажь голову твою и умой лице твое,

18.чтобы явиться постящимся не пред людьми,
но пред Отцом твоим, Который втайне;
и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19.Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляют
и где воры подкапывают и крадут,

20.но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляют
и где воры не подкапывают и не крадут,

21.ибо где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше.

22.Светильник для тела есть око.
Итак, если око твое будет чисто,
то всё тело твое будет светло;

23.если же око твое будет худо,
то всё тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, тьма,
то какова же тьма?

24.Никто не может служить двум господам:
ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;
или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне.

25.Посему говорю вам:
не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить,
ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26.Взгляните на птиц небесных:
они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы;
и Отец ваш Небесный питает их.
Вы не гораздо ли лучше их?

27.Да и кто из вас, заботясь,
может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28.И об одежде что заботитесь?
Посмотрите на полевые лилии, как они растут:
ни трудятся, ни прядут;

29.но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей
не одевался так, как всякая из них;

30.если же траву полевую,
которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь,
Бог так одевает,
кольми паче вас, маловеры!

31.Итак не заботьтесь и не говорите:
что нам есть?
или что пить?
или во что одеться?

32.потому что всего этого ищут язычники,
и потому что Отец ваш Небесный знает,
что вы имеете нужду во всем этом.

33.Ищите же прежде Царства Божия и правды Его,
и это все приложится вам.

34.Итак не заботьтесь о завтрашнем дне,
ибо завтрашний сам будет заботиться о своем:
довольно для каждого дня своей заботы.