< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 5.

    Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите

    Не идти на путь язык - значит не сходиться с ними в образе мыслей, равно как и во град самарянский не входить значит не то, чтобы удаляться от сожительства с ними, но чтобы не приобщаться к их злочестию и лукавству.

    Письма. Книга I.

  • 16.

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Господь повелевает нам, разумливый мой, быть мудрыми подобно змее, во всяком искушении соблюдать главу свою, то есть веру нашу. Ибо змея, в каких бы затруднительных обстоятельствах ни находилась и каким бы ударам ни подвергалась, сохраняет голову свою невредимою. А также ухитряется совлечь с себя ветхость, проползая сквозь какое-либо тесное отверстие и там слагая свою старую кожу. Посему Господу угодно, чтобы и мы на тесном пути и в злострадании совлекались ветхого человека и облекались в человека нового, обновляемаго по образу Его (Кол 3:10).

    Письма. Книга I.


    Мудрость, растворенная простотою, есть некое божественное достояние и, скажу даже, составляет самую совершенную добродетель. Но если одна от другой отделена, то мудрость впадает в лукавство, а простота кончает глупостью; потому что первая способна делать злое, а последняя - обманываться. Посему Божественное Слово не представило сего в одном образе, так как в бессловесных животных нет мудрости с простотою, но одни стремятся к лукавству, а другие - к простоте; а напротив того, изрекло: будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие.

    Но это сказано не в том смысле, чтобы мы подражали змеям в ядовитости и способности угрызать (Иудеи осуждаются как змии и порождения ехиднова (Мф 23:33)), а также в скрытности и коварстве - пример берется не во всех отношениях, а только отчасти, иначе будет не примером, но тождеством, - но чтобы мы, как змеиной чешуи, совлекались ветхого человека, то есть порока, и хранили веру, как змея - голову, мало же заботились о теле, и прочие змеиные свойства отложив в сторону, соединили с этим простоту голубя, заимствуя у голубя не его несмысленность (Ефрем осуждается, яко голубь безумный, не имый сердца (Ос 7:11)), но простосердечие и незлобие.

    Если же угодно, Слово объяснит это и другим примером. Львом называется не только Христос, но и праведник, и диавол; однако не в одном и том же отношении, потому что, как сказал я прежде, пример берется не во всех отношениях, но в той одной части, которая с пользою прилагается к предмету речи, все же прочее отлагается в сторону. Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости, ибо возлег, уснул, яко лев (Быт 49:9), а праведник - по небоязненности и бесстрашию, ибо праведный, яко лев, уповает (Прит 28:1); диавол же - по зверству и кровожадности, ибо, яко лев ходит, иский кого поглотити (1Пет 5:8).

    Итак, если Писание представило различные образы, взятые от одного животного, и мы не смешиваем изображаемого ими, но каждому присваиваем то, что подобает, чему дивишься, когда Ап. Павел заимствовал образ от брения не с намерением унизить свободу, которую он везде увенчивает, но желая и показать ту великую покорность и то послушание, какие праведный человек должен иметь по отношению к Богу, и уврачевать беснования тех, которые осмеливаются подвергать нареканию познание чистое и превышающее всякое слово и разум.

    Письма. Книга I.


    Подобия берутся не во всей полноте; иначе будут не подобия, но тождество. Если Спаситель повелел подражать целости и незлонравию голубя, то надлежит уклоняться от его малосмысленности, то есть не прибегать к тем, которые стараются уловить. Если не надобно делать вреда другим, то не следует и самим терпеть существенный вред и бежать к тем, избавление от которых - величайшая выгода.

    Если же желаешь ты иметь и очевидное свидетельство на то, что сказано мною, послушай, что говорит Пророк: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца. А если спросишь о причине, то Пророк немедленно приводит ее: Египта моляше, и во Ассирианы отыде (Ос 7:11), то есть один из двух народов, зараженных самоуправством, ненавистью и давнею любостяжательностью, призывал на помощь, а к другому бежал, ища спасения. Посему, кто же, говорит Пророк, несмысленнее Ефрема, стремящегося к тем, которым и снится только одно - плен и рабство его?

    Письма. Книга III.

  • 19.

    Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать

    На слова: не пецытеся, како или что возглаголете, и еще: готови присно ко ответу (1Пет 3:15).

    Поскольку, говоришь ты, дивишься, почему Спаситель сказал: не пецытеся, како или что возглаголете, а один из апостольского лика дал совет: готови присно ко ответу; - то знай, что нет противоречия в сих изречениях, но одно сказано о свидетельстве, а другое об учении.

    Когда мы в собрании друзей, тогда и нам повелевается заботиться о том, что сказать, ибо нелепо не знать того, чему обещаемся учить. А когда перед нами страшное судилище, и толпы народа, и неистовые исполнители казни, и отовсюду страх, тогда Господь обещал нам Свою помощь. Ибо весьма великое было дело, чтобы когда восседают цари, предстоят областеначальники и воеводы, когда обнажены мечи и все готовы стоять заодно, - люди, почти такие же безгласные, как и рыбы, которые вошли связанными и поникшими к земле, были в состоянии промолвить слово. Посему справедливо одни пользуются Божиею помощью, а другим дается наставление не предаваться сну неведения; потому что ученики Премудрости должны быть мудры.

    Письма. Книга III.

  • 28.

    Придерживаясь той мысли, наилучшие, будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания, но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, — вот самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! — убойтесь же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне. Это самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать более сильным, чем всякое доказательство.

    Письма. Книга I.

  • 41.

    приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведничо, мзду праведничу приимет

    Смысл слов: приемляй Пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет, - говоря кратко, наилучший, таков: кто по другой какой потребности или по другой причине, удостаивает чести доброе, тот не будет еще участвовать в славе доброго; но тот прославится вместе с добрым, кто почтил доброе ради самого добра. Ибо многие чтут Пророков или праведников или по причине славы человеческой, или по причине житейской выгоды. Иные заняты этим, тратят на сие деньги, и никто о них не скажет, что приимут мзду пророчу. Но кто, без таких прикровений, откровенною душою взирая на доброе, почтит святых, тот справедливо прославится вместе со святыми.

    Письма. Книга III.

  • 42.

    и иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея

    Ты, кажется, и сам себя обманываешь, и перетолковываешь Божественные Писания. Ибо сказанное: подать чашу студены воды, - относится к тем, у кого это только и есть, а не к изобилующим богатством, которые могут и одеждами снабдить людей, томимых голодом, болезнями и наготою. И не дивись, если подающий воду за дело сие не остается без награды; потому что милостыня ценится не по подаянию, но по произволению, когда и слово удостаивается одобрения.

    Ибо сказано: се слово паче даяния блага. Но прибавлено также: обоя же у мужа благодатна (Сир 18:17), то есть, у того, кто в состоянии дать. Ибо оценивается не столько поданное, сколько степень изобилия и произволения подающего. Ибо многие от многого подают малое, а многие - от малого многое. Ценится не мера подаваемого, но сравниваемая с нею мера изобилия подающих. Посему и вложившая две лепты превзошла всех тех, кто принес много; потому что те принесли часть, а она пожертвовала всем своим достоянием.

    Письма. Книга III.

1.И призвав двенадцать учеников Своих,
Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их
и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2.Двенадцати же Апостолов имена суть сии:
первый Симон, называемый Петром,
и Андрей, брат его,
Иаков Зеведеев
и Иоанн, брат его,

3.Филипп и Варфоломей,
Фома и Матфей мытарь,
Иаков Алфеев
и Леввей, прозванный Фаддеем,

4.Симон Кананит
и Иуда Искариот, который и предал Его.

5.Сих двенадцать послал Иисус,
и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите,
и в город Самарянский не входите;

6.а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

7.ходя же, проповедуйте,
что приблизилось Царство Небесное;

8.больных исцеляйте,
прокаженных очищайте,
мертвых воскрешайте,
бесов изгоняйте;
даром получили, даром давайте.

9.Не берите с собою ни золота,
ни серебра,
ни меди в поясы свои,

10.ни сумы на дорогу,
ни двух одежд,
ни обуви,
ни посоха,
ибо трудящийся достоин пропитания.

11.В какой бы город или селение ни вошли вы,
наведывайтесь, кто в нем достоин,
и там оставайтесь, пока не выйдете;

12.а входя в дом, приветствуйте его,
говоря: мир дому сему;

13.и если дом будет достоин,
то мир ваш придет на него;
если же не будет достоин,
то мир ваш к вам возвратится.

14.А если кто не примет вас и не послушает слов ваших,
то, выходя из дома или из города того,
отрясите прах от ног ваших;

15.истинно говорю вам:
отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда,
нежели городу тому.

16.Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков:
итак будьте мудры, как змии,
и просты, как голуби.

17.Остерегайтесь же людей:
ибо они будут отдавать вас в судилища
и в синагогах своих будут бить вас,

18.и поведут вас к правителям и царям за Меня,
для свидетельства перед ними и язычниками.

19.Когда же будут предавать вас,
не заботьтесь, как или что сказать;
ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20.ибо не вы будете говорить,
но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21.Предаст же брат брата на смерть,
и отец — сына;
и восстанут дети на родителей,
и умертвят их;

22.и будете ненавидимы всеми за имя Мое;
претерпевший же до конца спасется.

23.Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой.
Ибо истинно говорю вам:
не успеете обойти городов Израилевых,
как приидет Сын Человеческий.

24.Ученик не выше учителя,
и слуга не выше господина своего:

25.довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его,
и для слуги, чтобы он был, как господин его.
Если хозяина дома назвали веельзевулом,
не тем ли более домашних его?

26.Итак не бойтесь их,
ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы,
и тайного, что не было бы узнано.

27.Что говорю вам в темноте, говорите при свете;
и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28.И не бойтесь убивающих тело,
души же не могущих убить;
а бойтесь более Того,
Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29.Не две ли малые птицы продаются за ассарий?
И ни одна из них
не упадет на землю без воли Отца вашего;

30.у вас же и волосы на голове все сочтены;

31.не бойтесь же:
вы лучше многих малых птиц.

32.Итак всякого,
кто исповедает Меня пред людьми,
того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33.а кто отречется от Меня пред людьми,
отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34.Не думайте, что Я пришел принести мир на землю;
не мир пришел Я принести, но меч,

35.ибо Я пришел разделить человека с отцом его,
и дочь с матерью ее,
и невестку со свекровью ее.

36.И враги человеку — домашние его.

37.Кто любит отца или мать более, нежели Меня,
не достоин Меня;
и кто любит сына или дочь более, нежели Меня,
не достоин Меня;

38.и кто не берет креста своего и следует за Мною,
тот не достоин Меня.

39.Сберегший душу свою потеряет ее;
а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40.Кто принимает вас, принимает Меня,
а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

41.кто принимает пророка, во имя пророка,
получит награду пророка;
и кто принимает праведника, во имя праведника,
получит награду праведника.

42.И кто напоит одного из малых сих
только чашею холодной воды,
во имя ученика,
истинно говорю вам, не потеряет награды своей.