- 5.
Священницы в церкви субботы сквернят и неповинни суть
Ибо в субботу запрещена всякая рукодельная работа, а они дрова рубят, огонь разводят и жертвы делят на части. Все же это как дело, обыкновенное в общежитии, не дозволено делать, а как необходимое для жертвы не возбранено совершать, но даже предписано самым законом. Из сего и происходить то, что сквернится суббота деланием, а священницы неповинни суть, поскольку имеют особенную цель делания.
Письма. Книга I.
- 32.
если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем
Ты предложил весьма важный и часто повторяемый вопрос, исследованием которого занимались многие, истину же постигли одни богодухновенные мужи. Иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий. Почему же, говоришь ты, если сущность Божественной Троицы одна, хула на Сына не наказывается, подвергается же наказанию одна хула на Духа? Поэтому слушай.
Кто скажет хульное слово на Сына Человеческого, тот, как сказал Господь, не подлежит осуждению, потому что для имеющих болезненное око ума Бог, неизреченно соединившийся со скудостью видимой плоти, неудобопостижим и неудобозрим, пока не познано сокровенное Божество. А в имеющих чистый ум, для которых соделалось явным воплотившееся Божество, вовсе не имело места неверие, и им Господь не угрожал воздаянием суда. Хула же на Духа Святого неизвинительна, потому что самые дела, став явными, обличают хулящих в том, что они непризнательны и неблагодарны. Ибо, когда силою Божества прекращались страдания и изгоняемы были демоны, ропотники Иудеи клеветали, будто Божественные знамения совершаются о веельзевуле (27). О сей-то хуле, как ясно произносимой на Божию сущность, Господь изрек, что она непростительна.
Из самого изречения Господа, в котором сказано: иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему, видно, говоришь ты, что такое хула на Духа Святого, а также ясно и то, что хула на Духа Святого наказывается. Но ты просишь пояснить тебе Писанием то, что Дух Святый есть сущности Божией. И на это можешь найти решение в тех словах Господних, которые у тебя под руками, если несколько углубишься и прострешься вперед мыслью. Господь говорит: аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? Аще ли Аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (12:28).
А в другом Евангелии яснее сказано: аще ли о персте Божии изгоню бесы; и перстом Божиим назван здесь Дух Святый (Лк 11:20). Но перст, если возьмем для примера с себя, - одной сущности с телом. Следовательно, наименованием перста евангелист дал ясно видеть, что ипостась Духа Святого неотлучна от Божией сущности и сродственна с Нею.
Письма. Книга I.
- 40.
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи
Вот объяснение того, что Господь три дня и три ночи пребыл во гробе. Написано: яко же бе Иона во чреве китове три дни и три нощи; тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Посему возвещающий о Себе, что исполнит прообразованное Ионою, в точности зная сие (потому что Сам был с Ионою и ввергаемым в глубину, и извергаемым из глубины), несомненно, исполнил это, столько же времени пребыв в гробе, сколько Иона в ките.
Если же требуешь и другого объяснения, вот оно. В шестой час пятка Господь распят, от шестого часа до часа девятого была тьма; разумей это как ночь. От девятого часа - опять свет, это уже день. В след за сим - ночь пятка. Суббота - еще день. Затем - ночь субботы и утро дня Господня, как говорит евангелист: свитающи во едину от суббот (Мф 28:1).
Если же хочешь знать и третье объяснение, то оно таково. В пяток Господь предал дух, - это один день; был во гробе всю субботу, потом и субботнюю ночь. Когда же воссиял день Господень, Он восстал из гроба, и это еще день, потому что по части, как сам знаешь, познается целое. Так у нас в обычае совершать поминки скончавшихся. В каком бы часу дня ни скончался кто, мы, миновав только следующий день, на другой после него обыкновенно правим третины умершего. Имеешь теперь, как думаю, разрешение вопроса.
А если упорные спорщики требуют полных трех дней и ночей, то отвечай: и царь, если, вняв ходатайству и прошению заключенных на рудниках и в тюрьмах, обещает простить их вину по истечении третьего дня, а дает свободу, предварив этот срок, то сею скоростью более всего доказывает истину обещания. И Владыка, восстав из мертвых скорее, нежели обещал, по справедливости да примет от всех поклонение.
Письма. Книга I.
Крайне дивлюсь и изумляюсь несмысленности спрашивающих: по какой причине Христос воскрес прежде трех дней? Ибо если утверждают, что Он вовсе не воскрес, то для чего вдаются в исследования о времени? Если же воскрес, но раньше, нежели обещал, то да признают, что воскресением доказана вместе и несомненная истина изреченного Им.
Ибо совершив то, что было и казалось (если судить по немощи человеческой) невозможным, конечно, не оказался бы Он немощным для совершения возможного. Хотя всего более показывало бы немощь, если бы Он воскрес позднее, а то, что воскрес ранее, служило доказательством самой великой силы.
И потому, что Христос уничтожил тьмочисленные списки еллинских богов, ниспроверг всех идолов, истребил нечестивые жертвенники, обагренные человеческими кровьми, привел в бессилие диавола, обратил в бегство демонов, укротил дикие племена, Иудеев подверг весьма великим бедствиям, а уверовавших в Него возводит превыше неба, - надлежало бы поклониться Его Божественной и непреодолимой силе, а не спорить о часах. Ибо, что всего важнее и превышает всякий разум, то не может быть опровергнуто маловажным. Но, впрочем, поскольку преизобилие истины велико, попытаюсь приступить к рассмотрению самого дела.
Итак, в отражение их нападения, скажем им следующее: если увидим, что какой-либо должник, обещавшийся уплатить своему заимодавцу долг по прошествии трех дней, уплатил все прежде срока, то осудим ли его как солгавшего или подивимся ему как более должного устоявшему в истине? Я держусь последнего, и конечно, того же мнения и они.
Посему, что же несообразного в том, если Христос сказал, что воскреснет в третий день, а воскрес ранее, чтобы показать Свою силу, привести в омертвение стражей и заградить уста Иудеям? Воскреснуть ранее - сие не подавало повода к обвинению, а замедление воскресения внушило бы великое подозрение. Воскресению надлежало совершиться, когда стража была при гробе и стерегла. А если бы оно совершилось по истечении назначенных дней и по удалении стерегущих, то дело показалось бы подозрительным.
Если же Христос не воскрес, то как Апостолы именем Его совершали такие знамения? Почему недостоверными будут те свидетели, которые тысячами опасностей и смертей уверяли в истине, запечатлев свидетельство не чернилами, но собственною своею кровию?
Но если нужно дойти до самой точности, то скажу еще следующее. Христос изрек, что воскреснет в третий день. Имеешь пяток, имеешь и субботу до захождения солнца, а по субботе Он воскрес, коснувшись крайних дней вполне и совершив весь средний. Ибо и сказал, что воскреснет в третий день, а не после трех дней. Разорите, говорит, - церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин 2:19). Да и Пророк, песненно предвозвещая, что смерть тогда восплачет, будучи связана крепчайшею смертью, сказал: исцелит ны по двою дню, в третий день воскреснем, и живи будем о Нем (Ос 6:3).
Если же будут указывать на слова: три дни и три нощи, то отвечу, что соприкосновением с ними Он исполнил обещание. Ибо все продолжение двадцати четырех часов называется одним днем. Но если кто родится или умрет в первый или последний из сих часов, присчитывается ему самый день. Например, если родится кто перед самым захождением солнца и день этот будет первый день месяца, то считается, что он родился в этот день. А если другой родится по захождении солнца, то будет это уже второй день.
Итак, почему же, когда разница во времени состоит в одном часе, а может быть, не составляет и одного часа, об одном говорится, что он родился в первый день, о другом же - что во второй? Потому что для всякого явно и ясно, что первый прикосновением только совершил предшествовавшие сутки, а другой жил последовавшие за тем сутки только прикоснувшись к ним, состоявшие из полных двадцати четырех часов. Посему, если это подтверждается и точным исчислением часов, то для чего напрасно мучат себя те, кто усиленно утверждает, будто бы Истина не устояла в истине?
Письма. Книга II.
- 42.
Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона
Царицу южную слух о мудрости Соломоновой побудил идти к нему от конец земли. А тебя, ежедневно призывая, Господь не убедил отрезвиться и обратить взор к полезному. Посему, смотри, чтобы не осудила она тебя, потому что ее окрылили слухи и слова, а тебя нимало не улучшили ни зрение, ни испытание на деле Христовой силы.
Письма. Книга I.
- 47.
И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою
Ничто да не служит препятствием Евангелию Господню, и рассеянность да не сопровождает духовного учения, и смятение да не прерывает полезной беседы. Ибо и Христос не внял приглашению Матери и братьев, домогавшихся видеть Его, когда преподавал учение и прилагал попечение о спасении слушателей, показывая сим, что духовное должно предпочитать телесному. Так и ученики Его отказались от смотрения за трапезами, хотя надзор сей для бедных был необходим (Деян 6:2).
Письма. Книга I.
ученики же Его взалкали
и начали срывать колосья и есть.2.Фарисеи, увидев это, сказали Ему:
вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.3.Он же сказал им: разве вы не читали,
что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?4.как он вошел в дом Божий
и ел хлебы предложения,
которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним,
а только одним священникам?5.Или не читали ли вы в законе,
что в субботы священники в храме нарушают субботу,
однако невиновны?6.Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;7.если бы вы знали,
что значит: милости хочу, а не жертвы,
то не осудили бы невиновных,8.ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.9.И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.10.И вот, там был человек, имеющий сухую руку.
И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его:
можно ли исцелять в субботы?11.Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу,
если она в субботу упадет в яму,
не возьмет ее и не вытащит?12.Сколько же лучше человек овцы!
Итак можно в субботы делать добро.13.Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою.
И он протянул,
и стала она здорова, как другая.14.Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него,
как бы погубить Его.
Но Иисус, узнав, удалился оттуда.15.И последовало за Ним множество народа,
и Он исцелил их всех16.и запретил им объявлять о Нем,17.да сбудется реченное через пророка Исаию,
который говорит:18.Се, Отрок Мой, Которого Я избрал,
Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя.
Положу дух Мой на Него,
и возвестит народам суд;19.не воспрекословит, не возопиет,
и никто не услышит на улицах голоса Его;20.трости надломленной не переломит,
и льна курящегося не угасит,
доколе не доставит суду победы;21.и на имя Его будут уповать народы.22.Тогда привели к Нему бесноватого
слепого и немого;
и исцелил его,
так что слепой и немой стал и говорить и видеть.23.И дивился весь народ
и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?24.Фарисеи же, услышав сие, сказали:
Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула,
князя бесовского.25.Но Иисус, зная помышления их, сказал им:
всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет;
и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.26.И если сатана сатану изгоняет,
то он разделился сам с собою:
как же устоит царство его?27.И если Я силою веельзевула изгоняю бесов,
то сыновья ваши чьею силою изгоняют?
Посему они будут вам судьями.28.Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов,
то конечно достигло до вас Царствие Божие.29.Или, как может кто войти в дом сильного
и расхитить вещи его,
если прежде не свяжет сильного?
и тогда расхитит дом его.30.Кто не со Мною, тот против Меня;
и кто не собирает со Мною, тот расточает.31.Посему говорю вам:
всякий грех и хула простятся человекам,
а хула на Духа не простится человекам;32.если кто скажет слово на Сына Человеческого,
простится ему;
если же кто скажет на Духа Святаго,
не простится ему ни в сем веке,
ни в будущем.33.Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим;
или признайте дерево худым и плод его худым,
ибо дерево познается по плоду.34.Порождения ехиднины!
как вы можете говорить доброе, будучи злы?
Ибо от избытка сердца говорят уста.35.Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе,
а злой человек из злого сокровища выносит злое.36.Говорю же вам,
что за всякое праздное слово, какое скажут люди,
дадут они ответ в день суда:37.ибо от слов своих оправдаешься,
и от слов своих осудишься.38.Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали:
Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.39.Но Он сказал им в ответ:
род лукавый и прелюбодейный ищет знамения;
и знамение не дастся ему,
кроме знамения Ионы пророка;40.ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи,
так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.41.Ниневитяне восстанут на суд с родом сим
и осудят его,
ибо они покаялись от проповеди Иониной;
и вот, здесь больше Ионы.42.Царица южная восстанет на суд с родом сим
и осудит его,
ибо она приходила от пределов земли
послушать мудрости Соломоновой;
и вот, здесь больше Соломона.43.Когда нечистый дух выйдет из человека,
то ходит по безводным местам, ища покоя,
и не находит;44.тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.
И, придя, находит его незанятым,
выметенным и убранным;45.тогда идет
и берет с собою семь других духов, злейших себя,
и, войдя, живут там;
и бывает для человека того последнее хуже первого.
Так будет и с этим злым родом.46.Когда же Он еще говорил к народу,
Матерь и братья Его стояли вне дома,
желая говорить с Ним.47.И некто сказал Ему:
вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне,
желая говорить с Тобою.48.Он же сказал в ответ говорившему:
кто Матерь Моя? и кто братья Мои?49.И, указав рукою Своею на учеников Своих,
сказал: вот матерь Моя и братья Мои;50.ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного,
тот Мне брат, и сестра, и матерь.



