- 3.
Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого
Ты ли еси грядый или иного чаем? Вопрос этот предложил Иоанн Предтеча Господу, приуготовляясь быть усеченным за истину и стараясь привести учеников своих ко Господу, ибо они и после его свидетельства, видя строгое житие Иоанна, сомневались еще, точно ли Господь больше Иоанна. И Господь доказал сие тем, что совершил вскоре, многими чудотворениями подтвердив истину Иоаннова свидетельства и не поверивших слышанному отпустив от Себя уверовавшими из-за увиденного ими.
Письма. Книга I.
- 8.
Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских
Об облекающихся в мягки ризы
О том, что носить мягкие, тонкие, красивые и цветные одежды значит не сохранять правило подвижничества по Богу, спроси Иоанна Богослова, описывающего хитон Господень. И он скажет тебе: бе же хитон Его не швен, свыше исткан весь (Ин 19:23). Но кому неизвестна малоценность той одежды, какую употребляли бедные Галилеяне, которым особенно нравилось таковое одеяние, сотканное с некоторым искусством? Попроси сведений у божественного Матвея, извещающего об Иоанне Крестителе, и он даст тебе такой ответ: сам же Иоанн имяше ризу свою от влас вельблуждь (Мф 3:4). Смотри также, как многомудрый и богоносный Лука изображаете кичливость Иродову и порицает одежду, в какую тот был облечен (Деян 12:21). В мягки ризы одеянные, - говорит он, - живут в домах царских (Лк 7:25), но не отличаются одеждами, достойными духовного брачного чертога. Посему, если вожделеваешь его, малоценностью одежды подражай Богу нашему Иисусу, потому что роскошь в одеждах - знак здешней изнеженности, а не горней светоносности.
Письма. Книга I.
- 11.
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его
Спрашиваешь: почему Иоанн Креститель болий в рожденных женами, и если Иоанн - Пророк, то что в нем лишше пророка, как сие говорит о нем Господь? Посему в немногом выслушай многое. Иоанн болий в рожденных женами, потому что он пророчествовал в самой матерней утробе и, сам сокрываясь во тьме, узнал пришедший Свет. А лишше пророков в нем то, что Того, о Ком он пророчествовал и Кого все патриархи и Пророки представляли себе только в снах и видениях, не сподобившись узреть собственными очами, он увидел пришедшим во плоти.
Не легкую, но требующую глубоких исследований задачу предложил ты нам, превосходнейший из трудолюбцев. Мний в царствии небеснем болий есть Иоанна Предтечи. Совершенный в законе, каким был Иоанн Предтеча, без сомнения, меньше человека крестившегося в смерть Христову. Ибо вот что значит небесное царство: быть погребенным со Христом, снисшедшим расхитить добычу смерти, совостать с Ним, дарующим державу над смертью.
Посему, так как Иоанн Предтеча, хотя и был болий всех рожденных женами, но усечен был прежде, нежели даровано небесное царство. И хотя по правде законной соделался он неукоризненным, однако же смертью своею, как писали мы, опередив усовершившихся духом жизни во Христе, не достиг до их совершенства. Поэтому всякий мний во царствии небеснем, то есть в возрождении по Христу, болий есть, как сказано, оправдавшегося законом; ничто же бо соверши закон (Евр 7:19).
Письма. Книга I.
- 12.
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его
Почему царствие небесное нудится?
Награды выше всякого человеческого достоинства и с великим избытком превосходят воздаяние, какое следовало бы за труды (так как недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим 8:18), - сказал сосуд избран (Деян 9:15)), и ими как бы делается принуждение немощи естества. Посему и сказано: царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Какие же это нуждницы? Это люди, которые тело свое принуждают к постам, к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчиняют его законам духа, делают его вспоможением и побуждением к добродетели.
Письма. Книга III.
перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.2.Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых,
послал двоих из учеников своих3.сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти,
или ожидать нам другого?4.И сказал им Иисус в ответ:
пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:5.слепые прозревают и хромые ходят,
прокаженные очищаются и глухие слышат,
мертвые воскресают и нищие благовествуют;6.и блажен, кто не соблазнится о Мне.7.Когда же они пошли,
Иисус начал говорить народу об Иоанне:
что смотреть ходили вы в пустыню?
трость ли, ветром колеблемую?8.Что же смотреть ходили вы?
человека ли, одетого в мягкие одежды?
Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.9.Что же смотреть ходили вы?
пророка?
Да, говорю вам,
и больше пророка.10.Ибо он тот, о котором написано:
се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим,
который приготовит путь Твой пред Тобою.11.Истинно говорю вам:
из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя;
но меньший в Царстве Небесном больше его.12.От дней же Иоанна Крестителя доныне
Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его,13.ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.14.И если хотите принять,
он есть Илия, которому должно придти.15.Кто имеет уши слышать, да слышит!16.Но кому уподоблю род сей?
Он подобен детям,
которые сидят на улице
и, обращаясь к своим товарищам,17.говорят:
мы играли вам на свирели, и вы не плясали;
мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.18.Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет;
и говорят: в нем бес.19.Пришел Сын Человеческий, ест и пьет;
и говорят: вот человек,
который любит есть и пить вино,
друг мытарям и грешникам.
И оправдана премудрость чадами ее.20.Тогда начал Он укорять города,
в которых наиболее явлено было сил Его,
за то, что они не покаялись:21.горе тебе, Хоразин!
горе тебе, Вифсаида!
ибо если бы в Тире и Сидоне
явлены были силы, явленные в вас,
то давно бы они во вретище и пепле покаялись,22.но говорю вам:
Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.23.И ты, Капернаум, до неба вознесшийся,
до ада низвергнешься,
ибо если бы в Содоме
явлены были силы, явленные в тебе,
то он оставался бы до сего дня;24.но говорю вам,
что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.25.В то время, продолжая речь, Иисус сказал:
славлю Тебя, Отче,
Господи неба и земли,
что Ты утаил сие от мудрых и разумных
и открыл то младенцам;26.ей, Отче!
ибо таково было Твое благоволение.27.Все предано Мне Отцем Моим,
и никто не знает Сына, кроме Отца;
и Отца не знает никто, кроме Сына,
и кому Сын хочет открыть.28.Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас;29.возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем,
и найдете покой душам вашим;30.ибо иго Мое благо,
и бремя Мое легко.



