- 2.
Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
Слово Божие есть и называется росой, водой, источником и рекой, как это написано; Оно есть и становится всем этим соответственно подлежащей силе воспринимающих. Для одних [Слово Божие] есть роса, гасящая возгорание и действие страстей, прилагающихся извне к телу. Для других, чьи внутренности опаляются ядом порока, Оно есть вода, которая не только упраздняет действие этого порока, но и сообщает животворящую силу для благобытия. [Для третьих], обладающих неиссякающим и бьющим ключом навыком в созерцании, Слово Божие, как Податель мудрости, есть источник. Наконец, Оно есть река ((Сир 24:28)-29) для тех, кто изливает благочестивое, правое, спасительное и подобное реке научение, обильно напояющее как людей, так и скотов, зверей и растения. И это для того, чтобы люди обоживались, возносимые мыслями, изреченными [в Писании]; уподобившиеся скотам через страсти вновь возвращали бы себе естественную разумность, опять приобретая человеческий облик благодаря точному исполнению способов добродетели; уподобившиеся зверям через дурные навыки и злодеяния возвращались бы к кротости (своего] естества, облагораживаясь благодаря благотворному и мягкому увещанию; а бывшие нечувствительными к [духовным] благам наподобие растений увлажнялись бы через погружение в глубину Слова [Божиего], обретали бы чувство для [духовного] плодородия и силу, питающую их, а (тем самым воспринимали бы] и качество Слова Божиего.
Главы о богословии.
- 32.
Что означает написанное в песни Моисея: Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских? И что есть вино, которое не следует пить назорею, что есть уксус, сикер, виноград и виноградные выжимки? (Чис 6:3)
Виноградная лоза Содомская — это неразумие. Ведь «Содом» толкуется как «онемение» или «ослепление», а «Гоморра» — как «горечь», ибо от неразумия — горечь греха и безумное опьянение хмелем порока. Потому Слово и наставляет, чтобы назорей от такого вина воздерживался, а «назорей» толкуется как «огражденный». Ведь тому, кто оборонил себя законом Божиим, следует воздерживаться от такого вина неразумия, а также и от винограда, то есть от гнева, и от сушеного винограда злопамятности ([злопамятность —] это застарелый гнев); [следует воздерживаться] и от уксуса, то есть горечи неутоленного желания, и от сикера, то есть радости отмщения ближнему, ибо сикер всегда сладок, и от виноградных выжимок, то есть от преднамеренного и умышленного зла. Такой [человек] и не остригает волосы, то есть различные помыслы, которые упорядочивают ум и сообщают ему стройность. Из-за этого Самсон — толкуется же он, когда лишен волос, — «изображающий по- добие», когда же густо обросший [волосами] — «солнце их» — в то время когда он у бедра Далилы помутился [рассудком], то есть в том, что касается страстной части души, покинул меру удовольствия, лишился волос, очевидно — разумных мыслей, то есть силы ему данной против страстей, и стал игралищем бесов. Он был ослеплен на оба глаза — я говорю о деятельном и созерцательном знании.
Вопросы и затруднения.
- 33.
вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов
См. Толкование на 2 Ездр. 3:10
и слушай, земля, слова уст моих.2.Польется как дождь учение мое, как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.3.Имя Господа прославляю;
воздайте славу Богу нашему.4.Он твердыня;
совершенны дела Его, и все пути Его праведны;
Бог верен, и нет неправды [в Нем];
Он праведен и истинен;5.но они развратились пред Ним,
они не дети Его по своим порокам,
род строптивый и развращенный.6.Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?
не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя,
создал тебя и устроил тебя?7.Вспомни дни древние,
помысли о летах прежних родов;
спроси отца твоего, и он возвестит тебе,
старцев твоих, и они скажут тебе.8.Когда Всевышний
давал уделы народам и расселял сынов человеческих,
тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых;9.ибо часть Господа народ Его,
Иаков наследственный удел Его.10.Он нашел его в пустыне,
в степи печальной и дикой,
ограждал его, смотрел за ним,
хранил его, как зеницу ока Своего;11.как орел вызывает гнездо свое,
носится над птенцами своими,
распростирает крылья свои,
берет их и носит их на перьях своих,12.так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.13.Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей,
и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,14.маслом коровьим и молоком овечьим,
и туком агнцев и овнов Васанских и козлов,
и тучною пшеницею,
и ты пил вино, кровь виноградных ягод.15.И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям;
утучнел, отолстел и разжирел;
и оставил он Бога, создавшего его,
и презрел твердыню спасения своего.16.Богами чуждыми они раздражили Его
и мерзостями [своими] разгневали Его:17.приносили жертвы бесам, а не Богу,
богам, которых они не знали, новым,
которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.18.А Заступника, родившего тебя, ты забыл,
и не помнил Бога, создавшего тебя.19.Господь увидел [и вознегодовал],
и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,20.и сказал: сокрою лице Мое от них
[и] увижу, какой будет конец их;
ибо они род развращенный;
дети, в которых нет верности;21.они раздражили Меня не богом,
суетными своими огорчили Меня:
и Я раздражу их не народом,
народом бессмысленным огорчу их;22.ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего,
и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор;23.соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои:24.будут истощены голодом,
истреблены горячкою и лютою заразою;
и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле;25.извне будет губить их меч, а в домах ужас —
и юношу, и девицу,
и грудного младенца, и покрытого сединою старца.26.Я сказал бы: рассею их
и изглажу из среды людей память о них;27.но отложил это ради озлобления врагов,
чтобы враги его не возомнили и не сказали:
наша рука высока, и не Господь сделал все сие.28.Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.29.О, если бы они рассудили, подумали о сем,
уразумели, что с ними будет!30.Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму,
если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!31.Ибо заступник их не таков, как наш Заступник;
сами враги наши судьи в том.32.Ибо виноград их
от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских;
ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;33.вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.34.Не сокрыто ли это у Меня?
не запечатано ли в хранилищах Моих?35.У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их;
ибо близок день погибели их,
скоро наступит уготованное для них.36.Но Господь будет судить народ Свой
и над рабами Своими умилосердится,
когда Он увидит, что рука их ослабела,
и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне.37.Тогда скажет [Господь]: где боги их,
твердыня, на которую они надеялись,38.которые ели тук жертв их [и] пили вино возлияний их?
пусть они восстанут и помогут вам,
пусть будут для вас покровом!39.Видите ныне, [видите,] что это Я,
Я — и нет Бога, кроме Меня:
Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю,
и никто не избавит от руки Моей.40.Я подъемлю к небесам руку Мою
и [клянусь десницею Моею и] говорю: живу Я вовек!41.Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд,
то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам;42.упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью,
кровью убитых и пленных, головами начальников врага.43.[Веселитесь, небеса, вместе с Ним,
и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.]
Веселитесь, язычники, с народом Его
[и да укрепятся все сыны Божии]!
ибо Он отмстит за кровь рабов Своих,
и воздаст мщение врагам Своим,
[и ненавидящим Его воздаст,]
и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой!44.[И написал Моисей песнь сию в тот день,
и научил ей сынов Израилевых.]
И пришел Моисей [к народу]
и изрек все слова песни сей вслух народа,
он и Иисус, сын Навин.45.Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю,46.тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова,
которые я объявил вам сегодня,
и завещевайте их детям своим,
чтобы они старались исполнять все слова закона сего;47.ибо это не пустое для вас,
но это жизнь ваша,
и чрез это вы долгое время пробудете на той земле,
в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.48.И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал:49.взойди на сию гору Аварим, на гору Нево,
которая в земле Моавитской, против Иерихона,
и посмотри на землю Ханаанскую,
которую я даю во владение сынам Израилевым;50.и умри на горе, на которую ты взойдешь,
и приложись к народу твоему,
как умер Аарон, брат твой, на горе Ор,
и приложился к народу своему,51.за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых
при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син,
за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых;52.пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда,
в землю, которую Я даю сынам Израилевым.



