- 1.
Ст. 1-2 И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле
Здесь рассказывается о том, как множество погибших, оставленных Создателем, предали себя на поругание демонам, сидят на волнах, то есть на раздоре между народами. В противоположность им, у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян 4:32), которую апостол обручил единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор 11:2).
С нею блудодействовали цари земные, и т.д. Целое больше частей. Каждый из царей и населяющих землю горделиво стремится к земному. Они растлеваются порочными страстями, поддаваясь соблазнам века сего, и упиваются допьяна безумием.
Изложение Откровения.
- 2.
с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле
См. Толкование на (Откр 17:1)
- 5.
и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным
Показано и само лицо этой блудницы, и то, что она вскармливает пороки, но, поскольку ее, облаченную в великолепные одежды, узнают только опытные и рассудительные, здесь говорится, что имя ей - тайна.
Изложение Откровения.
- 8.
Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель
Дьявол некогда правил миром и с распятием Господа был выброшен вовне; однако в конце мира, освободившись из сдерживающей его темницы, он навеки погибнет от дыхания из уст Господа. Тиконий считает, что зверь - это все тело дьявола, пополняющее себя с течением поколений, где уходящее сменяется приходящим.
Изложение Откровения.
- 10.
и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть
Иоанн утверждает, что головы зверя - это цари мира, которые из-за их непомерно раздутой гордости сравниваются с высокими горами. На горах покоятся похоть и нечестие, так что они подавляют силой и вводят в заблуждение коварством. <…> Поскольку числом семь обозначается полнота мирского царства, последний период которого, то есть царство антихриста, еще не настал, то Иоанн и говорит здесь, что пять царей уже миновали, шестой есть сейчас, а седьмому еще должно придти.
И когда придет, не долго ему быть. Господь видит всех нас - и гордых, и немощных, поэтому здесь говорится о том, что тот в особенности злой день, которому Он попустит прийти к нам, из милосердия будет сокращен. Таким образом, Он сумеет и устрашить гордых бедствиями этого времени, и ободрить немощных тем, что время это будет кратким.
Изложение Откровения.
- 12.
И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час
Мирские царства еще не показали в гонениях на Церковь все свое могущество. Хотя они сейчас и правят большей частью людей, однако мощь их нечестивой похвальбы станет еще острее, когда большинство будет ими введено в заблуждение через знамения. Некоторые интерпретируют этот текст так: когда приблизятся последние гонения, десять царей разделят меж собой мир, по пророчеству Даниила, который так говорит о звере: Десять рогов было у него. И вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним ((Дан 7:7)-8). Эти толкователи считают, что антихрист будет рожден в Вавилоне и возвысится над царями Египта, Африки и Эфиопии; когда же они будут убиты, другие семь царей преклонят пред ним главу. Остальные же говорят, что антихрист становится одиннадцатым - число, указывающее на двуличие, ведь одиннадцать - это выход из совершенства десяти. Но власть цари принимают после зверя, на один час. Сказано: как цари, поскольку противящиеся царству Христа правят, словно во сне.
Изложение Откровения.
- 18.
Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями
Ниже, когда Иоанн по велению свыше созерцает невесту Агнца, он видит, как спускается с неба святой град, и описывает его так: цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр 21:24). Ибо в мире есть два града: один - поднимающийся из бездны, другой - спускающийся с неба. Поэтому нечестие, которое Иоанн уже описывал в виде блудницы, обнаженной и с соженными одеждами, теперь он сравнивает с руинами разоренного города.
Изложение Откровения.
Ничего нет для сопоставления.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Беда Достопочтенный > Откровение Иоанна Богослова > Глава 17