< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 19 20 21 22 23 24 26 27 31 33 35 36

Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.

    В чем состоял народный ропот? Огорчились трудностию путешествия.

    Закон едва был дан; посему наказанием нарушителей оного надлежало уцеломудрить прочих. Ибо подчиненным приличен страх. Впрочем с наказанием сопряжено было человеколюбие. Покаявшиеся удостоились благоволения. Как скоро огонь от Господа потреби часть некую от полка (Чис 11:1), а потом все собрались на молитву; законодатель просит прощения, и человеколюбивый Бог дарует оное. А что наказания были налагаемы на них по необходимости, о сем свидетельствует последующее. Ибо вскоре по прекращении наказания возобновили воспоминание об Египте, о червленом луке, о чесноке, и о прочем, и страсть чревоугодия возжгла в них пожелание всего этого. Почему писатель весьма кстати, сказав о неблагодарности их, изобразил и Божию щедрость, повествуя о манне и о том, что она заменяла не только хлеб, но и овощь. Ибо говорит: «меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху… потребники» (Чис 11:8). Поелику же Израильтяне жаловались; то и Владыка Бог раздражается, и Пророк негодует и вопиет: «вскую озлобил еси раба Твоего…, еже возложити устремление людей сих на мя? Еда аз во утробе зачах вся люди сия, или аз родих я? яко глаголеши ми: возми их в недра твоя, якоже доилица носит доимыя, в землю, ею же клялся еси отцем их» (Чис 11:11). А сим выразил их несовершенство и детство, потому что уподобил их питающемуся сосцами, и неспособному ничего иного делать, но желающему только сосать молоко. Но поелику слова сии показывали сильное негодование, а тоже означали и последующия; то Владыка Бог учит Моисея управлять народом с помощию не человеческой силы, но Божией благодати. Ибо изрек ему: «собери Ми седмдесят мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии и книгочия их: и да приведеши я ко скинии свидения, и да станут тамо пред тобою. И сниду, и возглаголю тамо с тобою, и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня: и подъимут с тобою устремление людей сих, и не будеши водити их ты един» (Чис 11:16). Из сих-то слов законодатель дознал, что приял он достаточную, по домостроительству, благодать; почему и сказал Бог: «уйму от Духа, Иже в тебе». Ибо говорит сие, не скуднее его делая в какой-либо силе или в благодати, но научая, что и та сила, какую приял, достаточна для настоящей потребности. А что сообщая благодать седмидесяти, не умалил благодати в Моисее, о сем свидетельствуют дела. Ибо Моисей и в управлении народом и в чудотворениях производил то же, что совершал и прежде. Как иной от одной светильни зажигает тысячи, и свет первой не умаляет, и сообщает свет последним, так и Бог всяческих, уделяя седмидесяти от Моисеевой благодати, не уменьшил благодати, данной Моисею. И сие, как видим, совершается и ныне. Ибо многие тысячи людей, крещаемых одним иереем, и приемлющих божественный дар, не уменьшают благодати в иерее, и весьма многие, рукополагаемые архиереем, и приемлющие сан священства, не умаляют дар у рукополагающего. Впрочем Владыка дает согласие на суд раба; ибо говорит ему: «избери, ихже ты сам веси».

  • 21.

    Ст. 21-22 И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я нахожусь; а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц! заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их?

    Почему, когда Бог обещал дать мяса, Пророк усумнился? Потому что был он не Пророк только, но и человек. Впрочем научен Владыкою Богом не предаваться сомнению, когда обещает Бог. Ибо сказано ему было: «еда рука Господня не довольна будет? И ныне уразумееши, аще постигнет тя слово Мое, или ни» (Чис 11:20), или, как перевел Симмах, в несварение (χολέραν); потому что жадность произвела болезнь, а многим и причинила и смерть, как ниспосланный Богом бич. Посему и божественный Давид сказал: «еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их» (Пс 77:30). Поэтому справедливо увещавает всепремудрый Павел: «и плоти угодия не творите в похоти» (Рим 13:14).

  • 22.

    заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их?

    См. Толкование на (Чис 11:21)

  • 25.

    И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.

    Почему седмьдесят, едва только возведены были в должность, пророчествовали, а после того нет? Потому что введены были в должность свою не для пророчества, но для правления; а и сие есть одно из дарований духовных. Посему блаженный Павел на ряду с Апостолами, Пророками, учителями, дарованиями исцелений, поставил заступления, правления (1Кор 12:28). Сего-то дарования сподобились седмьдесят: а чтобы ясно было народу, что прияли они божественный дар, в начале предрекли нечто.

  • 26.

    Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане.

    Вероятно были они равного достоинства с седмидесятью, а потому и прияли дар. Писание же дает разуметь, что нередко почитаемых у людей неискусными Ведущий сокровенное признает благоискусными. Так на Корнилие человеческое служение предварено Божиею щедростию; потому что еще до крещения дарована ему благодать Духа. Усматривается же здесь независтливый нрав Законодателя. Ибо, когда сказал Иисус: «Господи Моисею, запрети им» (Чис 11:28), ответствовал ему Моисей: «еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним Пророки, егда даст Господь Духа Своего на них» (Чис.11:29)? Да и достойный великих похвал Иисус не питал в себе страсти зависти, но выразился таким образом, предполагая в сем деле высокомерие и непозволенное присвоение власти. А что свободен он был от этой страсти, свидетельствует похвала; потому что сказано о нем: «и отвещав Иисус Навин, предстояй Моисею избранный ему, рече: Господи Моисею, запрети им» (Чис 11:28).

1.Народ стал роптать вслух Господа;
и Господь услышал, и воспламенился гнев Его,
и возгорелся у них огонь Господень,
и начал истреблять край стана.

2.И возопил народ к Моисею;
и помолился Моисей Господу, и утих огонь.

3.И нарекли имя месту сему: Тавера,
потому что возгорелся у них огонь Господень.

4.Пришельцы между ними
стали обнаруживать прихоти;
а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали
и говорили: кто накормит нас мясом?

5.Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром,
огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;

6.а ныне душа наша изнывает;
ничего нет, только манна в глазах наших.

7.Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;

8.народ ходил и собирал ее,
и молол в жерновах или толок в ступе,
и варил в котле, и делал из нее лепешки;
вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем.

9.И когда роса сходила на стан ночью,
тогда сходила на него и манна.

10.Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих,
каждый у дверей шатра своего;
и сильно воспламенился гнев Господень,
и прискорбно было для Моисея.

11.И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего?
и почему я не нашел милости пред очами Твоими,
что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?

12.разве я носил во чреве весь народ сей,
и разве я родил его, что Ты говоришь мне:
неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка,
в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?

13.откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему?
ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса.

14.Я один не могу нести всего народа сего,
потому что он тяжел для меня;

15.когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня,
если я нашел милость пред очами Твоими,
чтобы мне не видеть бедствия моего.

16.И сказал Господь Моисею:
собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых,
которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его,
и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;

17.Я сойду, и буду говорить там с тобою,
и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них,
чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.

18.Народу же скажи:
очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо;
так как вы плакали вслух Господа
и говорили: кто накормит нас мясом?
хорошо нам было в Египте, —
то и даст вам Господь мясо, и будете есть [мясо]:

19.не один день будете есть, не два дня, не пять дней,
не десять дней и не двадцать дней,

20.но целый месяц [будете есть],
пока не пойдет оно из ноздрей ваших
и не сделается для вас отвратительным,
за то, что вы презрели Господа, Который среди вас,
и плакали пред Ним,
говоря: для чего было нам выходить из Египта?

21.И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем,
среди которого я нахожусь;
а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц!

22.заколоть ли всех овец и волов,
чтобы им было довольно?
или вся рыба морская соберется,
чтобы удовлетворить их?

23.И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка?
ныне ты увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет?

24.Моисей вышел и сказал народу слова Господни,
и собрал семьдесят мужей из старейшин народа
и поставил их около скинии.

25.И сошел Господь в облаке, и говорил с ним,
и взял от Духа, Который на нем,
и дал семидесяти мужам старейшинам.
И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать,
но потом перестали.

26.Двое из мужей оставались в стане,
одному имя Елдад, а другому имя Модад;
но и на них почил Дух
[они были из числа записанных, только не выходили к скинии],
и они пророчествовали в стане.

27.И прибежал отрок и донес Моисею,
и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.

28.В ответ на это Иисус, сын Навин,
служитель Моисея, один из избранных его,
сказал: господин мой Моисей! запрети им.

29.Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня?
о, если бы все в народе Господнем были пророками,
когда бы Господь послал Духа Своего на них!

30.И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы.

31.И поднялся ветер от Господа,
и принес от моря перепелов,
и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону
и на путь дня по другую сторону около стана,
на два почти локтя от земли.

32.И встал народ, и весь тот день, и всю ночь,
и весь следующий день собирали перепелов;
и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров;
и разложили их для себя вокруг стана.

33.Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено,
как гнев Господень возгорелся на народ,
и поразил Господь народ весьма великою язвою.

34.И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава,
ибо там похоронили прихотливый народ.

35.От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф,
и остановился в Асирофе.