Глава 118

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Аллилуия». Божественный Давид много различных перемен имел в жизни, и бегством спасался от врагов, и в бегство обращал врагов, впадал в горести, и потом вел жизнь радостную; проходил путь божественный, и претыкался в шествии, и снова следовал Божественным законам. Поэтому все сие собрал во едино в настоящем псалме, и все молитвы, какия при каждом обстоятельстве приносимы были им Богу, приведя в один стройный состав, предложил людям единое полезное учение, и в сказанном им показывает, как можно преуспевать в деятельной добродетели. Не оставляет же без особеннаго внимания и точности догматов, но к нравственным урокам присоединяет учение и об оных. А потому псалма сего достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней, живущих в разсеянности возбудить к тщанию, воодушевить упадающих в духе, исправить нерадивых, и одним словом, против различных человеческих немощей дать всякаго рода врачество.

    «Блажени непорочнии в пути». Пророк ублажает тех, которые неуклонно шествуют путем царским, и следуя внушениям закона, не совращаются ни в правую, ни в левую сторону. Кто же сии блаженные, показывает далее.

    «Ходящии в законе Господни». Ибо жительствующим сообразно с законами Божиими принадлежит непорочность. А «путемь» Пророк именует жизнь, которую все мы проходим от рождения до гроба.

  • 2.

    «Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его». Еще объясняя осмнадцатый псалом, сказали мы, чем различаются закон, свидения, оправдания, судьбы, заповеди. Впрочем кратко напомянем сказанное там. Законом Пророк называет закон, данный Богом всяческих чрез божественнаго Моисея; заповедями и повелениями – тот же опять закон, как царственно преподанный и постановленный; оправданиями, как имеющий силу оправдывать исполняющаго оный; судьбами же, как указующий Божественныя определения и достойныя воздаяния живущим законно и противозаконно; и свидениями, как свидетельствующий и показывающий, каким наказаниям подвергнутся преступающие закон. Посему и здесь Пророк ублажает тех, которые непрестанно испытывают свидения Божии; и всем сердцем взыскуют Бога. Но сие возможно не всякому, а только достигшему самаго верха добродетели; ибо таковый не делит ума своего на помышления и о Боге, и о житейских попечениях, но всего себя посвящает Богу.

  • 3.

    «Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша». Сие разделение сделал Пророк и в первом псалме. Ибо там, ублажив «поучающагося в законе Господни» дни и ночи, и показав плод сего изучения, присовокупил: «не тако нечестивии, не тако» ((Пс 1:4)). Посему и здесь, ублажив непорочных, показывает, что делатели беззакония уготовали себе иной путь, а оставили путь уложенный Богом.

  • 4.

    «Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело». Сие повелевает Владыка и в законе, и у Пророков, и в священном Евангелии; все божественное Писание исполнено таковаго законоположения, потому что предписывает не просто сохранять заповеди, но сохранять «зело», то есть, во всей точности.

  • 5.

    «Да бы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя». Поэтому, говорит Пророк, умоляю, чтобы законом Твоим, как бы некиим правилом, исправлен был путь мой, и соблюдал я оправдания Твои. Показывая же плод сего, прибавляет:

  • 6.

    «Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя». Ибо плод законопреступления есть стыд. Так сказал и божественный Апостол: «кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдитеся» ((Рим 6:21))? А исполняющие все Божии заповеди имеют дерзновение в совести.

  • 7.

    «Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судбам правды Твоея». Пророк исповеданием называет благодарение. Тогда, говорит, в состоянии буду принести чистую песнь; когда познаю все суды Твои, и буду жить согласно с оными.

  • 8.

    «Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела». Божественная Благодать не редко оставляет иных ненадолго, направляя и сие к их же пользе. Так великий Илия, быв оставлен, впал в боязнь, и дознал немощь естества человеческаго, но вскоре снова приял Божественную благодать. Так божественный Петр отвергшись поползнулся, но вскоре подкрепил его Владыка. А Иуда, вовсе лишившись Божия о нем промышления, соделался готовою добычею неприязненнаго. И блаженный Давид оставлен был после греха своего, и впал в тяжкия бедствия; но снова восприял дерзновение к Богу, и сподобился Его попечения. А Саул, совершенно лишившись онаго, остался без благодати Духа, и вступил в союз с духом лукавым. Посему, Пророк не без причины умоляет о том, чтобы не быть ему оставленным «до зела», то есть, чтобы вовсе не быть лишенным промышляющей о нем благодати.

  • 9.

    «В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя». Юность непостоянна и удобопреклонна к пороку; потому что обуревается разными волнениями страстей. Посему имеет нужду в путеводителе, который бы направлял ее к пристани. А это свойственно словесам Божиим, потому что они, отвращая от путей противных, достаточны к тому, чтобы направить и наставить на путь Божественный. Что для молодого коня узда и ездок, то для юноши Божественное слово.

  • 10.

    «Всем сердцем моим взысках Тебе: не отрини мене от заповедей Твоих». Многие взыскуют Бога, но не всем сердцем, потому что уделяют оное не только на заботы о делах житейских, но и на неприличныя пожелания, зависть, обманы, злоумышление против ближних. А любитель Божественнаго весь ум посвящает Богу, и постановляет себя в зависимость от Его промысла.

  • 11.

    «В сердце моем скрыхь словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе». Приобретший себе золото, или серебро, или драгоценные камни, не кладет их на виду, но сокрывает во внутренних клетях и храминах, чтобы избегли рук татей. – Так стяжавший богатство добродетели скрывает оное в душе, чтобы по причине тщеславия не расхитили его грабители душ. Дает же пророческое слово и другий урок; ибо повелевает не всем предлагать словеса Божии. Сказано: «не дадите святая псом: ни пометайте бисер ваших пред свиниями» ((Матф 7:6)).

  • 12.

    «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим»; то есть, кроток Ты и человеколюбив, и достоин песнопения всех. Посему умоляю Тебя, позволь мне дознать от Тебя, чем можно оправдаться.

  • 13.

    «Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих». Ибо что дознаю от благости Твоей, тому научу неведущих.

  • 14.

    «На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве». Многотруден путь добродетели, но весьма вожделен для совершенных. Потому и сказал Владыка Христос: «возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо, и бремя мое легко есть» ((Мф 11:29)). Сие изрекло и пророческое слово, а именно: стяжание свидений Твоих приятнее для меня всякаго богатства. Сие: о «всяком богатстве» прибавлено не без намерения, но дает разуметь богатство всякаго рода; потому что видов богатства много. Богатым именуется имеющий у себя, кто – золото, кто – серебро, кто – много земли, или усаженной деревами, или засеянной, а кто – много скота. Но Пророк все сие берет в совокупности, и сравнив с Божиими свидениями, говорит, что ему достолюбезны Божии свидения, как богатолюбивым все виды богатства.

  • 15.

    «В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя». Поэтому, говорит Пророк, непрестанно буду упражняться в поучении словесам Твоим, и по Твоим путям совершать шествие свое.

  • 16.

    «Во оправданиих Твоих поучуся: не забуду словес Твоих». Сохраню в себе незабвенную память словес Твоих.

  • 17.

    «Воздаждь рабу Твоему». Не всякий в состоянии сказать это. Кто имеет лукавую совесть, тот не побуждает судию к воздаянию. А кто водится чистыми помыслами, тот с дерзновением произнесет слова сии.

    «Живи мя, и сохраню словеса Твоя». Пользуясь Твоею помощию, избегну греховной смерти, и обрету жизнь в словесах Твоих.

  • 18.

    «Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего». Не все, читающие словеса Божии, уразумевают чудеса их, но только озаряемые свыше. О сем и блаженный Павел сказал: «внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало, Господь же Дух есть» ((2Кор 3:16)). И Апостол, озаряемый Божественным светом, по праву взывал: «мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа» ((2Кор 3:18)). А нам надлежит умолять Владыку, чтобы, сняв покрывало с очей ума нашего, показал нам силу Божественных словес.

  • 19.

    «Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». На земле мы не постоянные жители, но пришельцы, потому что, прожив малое время, преходим в жизнь иную. Но не все желают знать это: иные гордятся настоящими благами, как постоянными и прочными. А кто наставлен в Божественном, тот знает скоротечность жизни; потому именует себя пришельцем, и молит Бога, чтобы не оставаться ему в неведении заповедей Божиих.

  • 20.

    «Возлюби душа моя возжелати судбы Твоя на всякое время». Многие вожделевают Божиих судеб, и желают Царства небеснаго, но не всегда; иногда услаждаются Божественным, а иногда следуют телесным страстям. Пророку же вожделенно непрестанно иметь сие желание.

  • 21.

    «Запретил еси гордым». Небрегущие о Божественных законах впадают в недуг гордыни; но приемлют наказание от праведнаго Судии. Сему подверглись Авессалом, Саул, Фараон, Сеннахирим, Навуходоносор и тысячи других. Пророк зная сие, как Пророк, присовокупил:

    «Прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих». Сию клятву и закон налагает на преступников. Ибо говорит: «проклят всяк, иже не пребудет» в том, что положено в книге «закона, еже творити я» ((Втор 27:26)).

  • 22.

    «Отыми от мене поношение и уничижение, яко свидений Твоих взысках». Пророка поносил Навал; назвал его рабом, беглецем; поносили его Гефеи. Скорбя о сем, умоляет он, чтобы избавиться ему от поношений, как взыскавшему Божиих свидений. Посему настоящее изречение не может быть приложено к поношениям Семея; потому что те были после греха; а Наваловы и других прежде греха.

  • 23.

    «Ибо седоша князи, и на мя клеветаху». И Саул, и Авенир, и Ахитофел, и Авессалом злословили Давида.

    «Раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих». Признавая Твое владычество, размышлял я о Твоих оправданиях.

  • 24.

    «Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и советы мои оправдания Твоя». Отвергнув всякое человеческое наставление, последую Твоим урокам.

  • 25.

    «Прилпе земли душа моя». Пророк выразил сим избыток смирения. Ибо так сказал и в псалме сорок третьем: «яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша» ((Пс 43:26)).

    «Живи мя по словеси Твоему». Пророк просит не жизни неопределенно, но жизни сообразной с законом.

  • 26.

    «Пути моя возвестих и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим». Все поступки мои открыл я Тебе, Владыка; и не позволил себе чтó либо мое скрыть от Тебя. Посему склонись на мои прошения; умоляю же о том, чтобы в точности дознать мне оправдания Твои.

  • 27.

    «Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих». Нужно нам Божественное разумение, чтобы по закону Божию успевать в добродетели, и водящемуся человеколюбием не иметь в виду тщеславия, подвижнику не домогаться человеческой похвалы, целомудренному, не из стыда невоздержной жизни, но из любви к добродетели, хранить целомудрие. Посему Пророк справедливо умоляет о том, чтобы ему стать причастным Божественнаго разумения и познать путь правды.

  • 28.

    «Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих». Частое приражение греха разслабляет нередко силу помыслов, делает, что подвижник начинает утомляться, производит в нем так называемое уныние; разслабевающая же душа преклоняется к сну, а сон наводит смерть. Посему Пророк просит утвердить и укрепить его. Сие сказал он и в другом псалме: «просвети очи мои: да не когда усну в смерть» ((Пс 12:4)), называя смертию грех.

  • 29.

    Ст. 29-30 «Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя». «Путь истины изволих: и судьбы Твоя не забых». И сие прошение необходимо; потому что у Бога всяческих надлежит нам просить помощи на то, чтобы уклоняться от пути нечестия, предпочитать хождение во истине и иметь незабвенную память о Божиих свидениях.

  • 30.

    Путь истины изволих и судбы твоя не забых.

    См. Толкование на (Пс 118:29)

  • 31.

    «Прилепихся свидениям Твоим Господи, не посрами мене». Пророк сказал не просто: следовал, но: «прилепихся», то есть, и краткое время не отвлекал от них помысла своего. Старается же пожать плод такого расположения никогда не испытывать на опыте стыда.

  • 32.

    «Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое». Настоит потребность в том и другом: и в нашем усердии, и в Божием промышлении; потому что благодать Божия не дается неимеющим добраго усердия, и человеческое естество не может преуспевать в добродетели без помощи свыше. Сие и показывает Пророк, говоря: путем заповедей Твоих я тек безпрепятственно, от Тебя пользуясь удобством в сем течении. Ибо сие удобство назвал он широтою. И в другом месте говорит: «в скорби распространил мя еси» ((Пс 4:2)); и еще: «уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои» ((Пс 17:37)).

  • 33.

    «Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и́ взыщу и́ выну». Вместо: «законоположи», Симмах сказал: «укажи», а Акила и Феодотион: «освети». Всегда, говорит Пророк, имею нужду в Твоем озарении и законоположении, чтобы знать путь Твоих оправданий и шествовать по нему безпрепятственно.

  • 34.

    «Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и́ всем сердцем моим». И Господь повелел испытывать Писания ((Ин 5:39)). Но испытующим потребно озарение свыше, чтобы и найдти искомое, и сохранить найденное.

  • 35.

    «Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех». Не просто просит, чтобы Бог всяческих соделался его руководителем в пути, но показывает стремление свое к шествию путем сим.

  • 36.

    «Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство». Вода обыкновенно стремится по склону, и как скоро находит где выход, стекает туда вся. Так после того, как диавол открыл путь ко греху, человеческое естество устремилось к худшему. Посему весьма прилично Пророк умоляет о том, чтобы сердце его приклонено было в свидения Божии, и избежало поводов испытать стремление к иному.

  • 37.

    «Отврати очи мои еже не видети суеты». Безполезное и ни к чему не служащее суетно: а таковы мнимыя приятности в жизни. Так именует их и премудрый Соломон: «суета суетствий, всяческая суета» ((Еккл 1:2)). И пересказав, как созидал он домы, насаждал сады, устроял купели водныя, присовокупил: «и се вся суета, и произволение духа» ((Еккл 2:11)). Посему Пророк умоляет, чтобы очи ума его склонились к иному созерцанию, и не обольщались суетою настоящаго.

    «В пути твоем живи мя». Даруй мне вести жизнь по Твоим законам.

  • 38.

    «Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой». Соделай меня твердым в словесах Твоих, неизменно охраняя страхом Твоим; то есть, пусть будет на мне страх Твой, содержа меня в боязни, и не попуская мне уклониться от словес Твоих.

  • 39.

    «Отъими поношение Мое, еже непщевах: яко судьбы Твоя благи». Акила, вместо: «непщевах», сказал: укрывался; так перевел и Феодотион; а Симмах: которое для меня страшно. Разумеет же здесь Пророк поношение, навлекаемое грехом. От сего-то он укрывался, сего страшился и проводил боязливую жизнь. Посему и присовокупил, не как обычно ему: судеб Твоих взыскал, или судьбы Твои сохранил; но: «яко судьбы Твоя благи». Ибо не только угрожаешь наказанием согрешающим, но и обещаешь спасение кающимся. «Судьбами» же назвал Пророк правдивыя Божии определения.

  • 40.

    «Се возжелах заповеди Твоя: в правде Твоей живи мя». Мне, который желаю этого, даруй жить в правде.

  • 41.

    Ст. 41-42 «И да приидет на мя милость Твоя Господи». Ибо все мы имеем нужду в Божием человеколюбии; даже и тот, кто достиг самой крайней высоты добродетели, непрестанно имеет в нем нужду.

    «Спасение Твое по словеси Твоему». «И отвещаю поношающим ми слово». Даруй, Владыка, спасение, которое обетовал Ты в священных словесах Твоих, чтобы с дерзновением начать мне речь с смеющимися надо мною; потому что, кто бедствует, тот молча выслушивает делаемыя ему укоризны; а кто живет в радости, тот сам обличает укоряющих его злобно.

    «Яко уповах на словеса Твоя». Твое обетование поддерживает меня; с этою надеждою совершаю путь.

  • 42.

    и отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса твоя.

    См. Толкование на (Пс 118:41)

  • 43.

    «И не отъими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах». Пророк учит нас любить истину и с великим усердием просить оной у Бога всяческих.

  • 44.

    «И сохраню закон Твой выну, в век и в век века». В таком случае буду усерднее к хранению законов Твоих. А словами: «в век, и в век века» Пророк дал разуметь жизнь будущую, в которой всем дано будет чистое и полное хранение законов Божиих.

  • 45.

    Ст. 45-46 «Ихождах в широте, яко заповеди Твоя взысках». «И глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся». С великим удобством, говорит Пророк, совершал я путь, и живя по заповедям Твоим, не боялся царскаго могущества, и с великим дерзновением обращал речь и к царям, потому что жизнь, согласная с законом, делает человека дерзновенным. Свидетель сему и великий Давид; потому что прежде грехопадения с великим дерзновением говорил пред Саулом; а после греха спасался бегством от сына отцеубийцы, шел поникнув в землю и покрыв главу. И великий Илия, твердо полагаясь на правду, обличал злочестие Ахаавово. Так божественный Даниил сказал Навуходоносору: и теперь, «царю, совет мой да будет угоден тебе, и грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих» ((Дан 4:24)). Так и божественный Павел вещал Агриппе, Фесту и Феликсу. Так добропобедные мученики ни во что ставили царей злочестивых.

  • 46.

    и глаголах о свидениих твоих пред цари и не стыдяхся:

    См. Толкование на (Пс 118:45)

  • 47.

    Ст. 47-48 «И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело». «И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих». Ибо «Царство Божие не в словеси, но в силе» ((2Кор 4:8)). «Яже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» ((Мф 5:19)). Посему и божественный Пророк к научению присоединил и деятельность. Ибо сказав; «поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело», и показав горячую любовь, присовокупил: «и воздвигох руце мои к заповедем Твоимь, яже возлюбих». Ибо чему научился из словес Божиих, то исполнил и в самых делах. «Не слышателие бо закона праведни пред Богом», говорит божественный Апостол, «но творцы закона оправдятся» ((Рим 2:13)).

    «И глумляхся во оправданиих Твоих;» потому что непрестанно занимался размышлением о них.

  • 48.

    и воздвигох руце мои к заповедем твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих твоих.

    См. Толкование на (Пс 118:47)

  • 49.

    «Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал еси мне». Бог, законополагая, обещал и благоволение Свое хранящим закон, и наказание законопреступникам. Посему Пророк умоляя Бога, воспомянуть обещания Свои, говорит: Ты Сам научил меня возлагать на них надежду. И показывая пользу надежды, присовокупил:

  • 50.

    «То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя». Надежду сию имел я утешением в напастях, и ею поддерживаемый, переплыл волны.

  • 51.

    «Гордии законопреступоваху до зела; от закона же Твоего не уклонихся». Пророк «гордыми» называет Саула, Авессалома, царя Аммонитскаго, противозаконно поступившаго с посланником Давидовым. Но как они, говорит, возлюбили жизнь беззаконную, так я следовал Твоим законам. Тоже могли сказать и добропобедные мученики, претерпев страшныя и жестокия мучения от безчеловечных и жестоких мучителей.

  • 52.

    «Помянух судьбы Твоя от века Господи, и утешихся». Ибо привел я себе на мысль, что было с Авелем, Авраамом, Исааком, Иаковом, Иосифом, Иовом, Моисеем, как попущено было впадать им в различныя искушения, и как соделал Ты их в последствии славными и знаменитыми, и в этом почерпнул для себя достаточное утешение.

  • 53.

    «Печаль прият мя от грешник оставляющих закон Твой». В злостраданиях утешался я памятованием судеб Твоих. Впрочем предавался печали, и не преставал скорбеть, видя, что многие небоязненно преступают законы Твои.

  • 54.

    «Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего». Блаженный Давид, гонимый Саулом, жил в преселении у иноплеменников. Но думаю, что «пришельствием» называет он не это время, а целую жизнь; потому что проводил оную, не как постоянный житель, но как пришелец, и воспевая Божия оправдания, совершал путь жизни. Ибо и прочие переводчики истолковали сие так: песнопениями были для меня все определения Твои на месте пришельствия моего.

  • 55.

    «Помянух в нощи имя Твое Господи, и сохраних закон Твой». Лик Святых, всегда воставая ночью, и молится и песнословит Бога всяческих. Но думаю, что ночью именуется здесь время искушений: потому что приносит оно мрак, и подобно ночи, постигает людей. В сие-то время преимущественно необходимо памятование о Боге всяческих; оно утешает, ободряет и отражает противные помыслы.

  • 56.

    «Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках». Это, говорит Пророк, привело меня в состояние одержать верх и избрать для себя стяжание Твоих оправданий.

  • 57.

    «Часть моя еси Господи, рех сохранити закон Твой». Не для всех Бог есть «часть», но для любящих совершенное. Так был Он частию и жребием священников и левитов; ибо сказано: сынам Левииным да не будет части посреди братий их, часть их Я Господь ((Чис 18:1)). Так и в псалме пятнадцатом сказал Пророк: «Господь часть достояния моего, и чаши моея» ((Пс 15:5)). Так и здесь говорит: презирая все иное, и обилие, и богатство, Тебя имею частию; потому и стараюсь сохранять законы Твои.

  • 58.

    «Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим». Пророк везде присовокупляет слова сии: «всем сердцем моим», и в этом повинуясь закону. Ибо так заповедал Бог всяческих: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и от всея силы твоея» ((Лк 10:27)).

    «Помилуй мя по словеси Твоему». Умоляет не о том, чтобы безусловно быть помилованным, но и о том, чтобы улучить милость по Божию слову. Так и благоразумный больной скажет врачу: как знаешь, как требует искусство, врачуй меня. Так и благоразумный пловец скажет кормчему: по законам искусства правь ладиею, и как велит наука, владей кормилом. Так надлежит и нам просить Божией милости. Ибо Тот, Кого просим, знает, как помиловать; нередко и посредством вразумления соделывает Он спасение, и наказание бывает делом Его человеколюбия. Так врач сечет и прижигает, чтобы страждущаго сделать здоровым. Так и нам надобно просить милости, потому что иногда и с убожеством подается нам милость, и в насылаемой немощи оказывается человеколюбие, и, как говорят врачи, противным врачуется противное.

  • 59.

    «Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя». В еврейском же читается: пути «мои»; так перевели и другие переводчики и Семьдесят в эксаплах. Сказует же Пророк: вникая в пути мои, направлял я ноги свои к свидениям Твоим, не позволяя им уклоняться от пути, ведущаго к Тебе.

  • 60.

    «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя». Ибо, приведя себя в готовность встречать приражения бедствий, не подвергался я обуреванию и при внезапном приражении. Так божественный Даниил, так блаженные отроки, так досточудные Маккавеи, так все мученики Спасителя преодолевали приражения злочестивых. Сие повелевает и Господь в священном Евангелии: «бдите, яко не весте в кий час тать приидет» ((Мф 24:42)).

  • 61.

    «Ужя грешник обязашася мне: и закона Твоего не забых». Козни или демонов, или людей, Пророк назвал «ужами», поводом к сему образу речи взяв затягиваемый узел. Так сказал и Исаия: «горе привлачающим грехи свои, яко ужем долгим» ((Ис 5:18)). Когда сии «ужя», говорит Пророк, крепко были на мне затянуты, не оставлял я памятования о Божием законе. Потом объясняет и причину памятования.

  • 62.

    «Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея»; потому что не днем только, но и ночью, даже в самую полночь, когда наипаче великое наслаждение приносит людям сон, не преставал я песнословить Тебя, и восхвалять правдивыя Твои определения. Так и божественный Апостол, вместе с Силою, когда, после биения и бичевания, ноги их забиты были «в кладе», с молитвою срастворяли песнопение, и пожали плод добраго бдения; потому что сподобились Божиих щедрот ((Деян 16:24)).

  • 63.

    «Причастник аз есмь всем боящимся Тебе, и хранящим заповеди Твоя». А Симмах вместо: «причастник», сказал: союзник; переводчик же сирский: друг. Ибо отвращаясь тех, которые избирают противное законам Твоим, сообщниками и близкими к себе имел поставляющих выше всего страх Божий и вознамерившихся жить согласно с законом. Сие сказал Пророк и в другом псалме: «мне же зело честни быша друзи Твои Боже» ((Пс 138:17)).

  • 64.

    «Милости Твоея Господи исполнь земля: оправданием Твоим научи мя». Пророк говорит: на всех обильно изливаешь Ты источники милости; сияешь «солнце» Твое «на злыя и благия», дождишь «на праведныя и неправедныя» ((Мф 5:46)), не «на всяк день» наводишь гнев ((Пс 7:12)), но долготерпеливым пребываешь и к тем, которые подрывают взаимное согласие супругов, обагряются неправедною кровию, или присвояют себе непринадлежащее им, или оскверняют язык хулами, и отваживаются на иное какое-либо беззаконие. Посему, оказывая так много человеколюбия, и меня, Владыка, сподоби онаго, даровав мне ведение оправданий Твоих.

  • 65.

    «Благость сотворил еси с рабом Твоим Господи по словеси Твоему». Изведал я опытом благость Твою; почему умоляю о том, чтобы и еще сподобиться мне оной, и испрашиваю того, чтобы и вперед жить мне по Твоим законам.

  • 66.

    «Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах». Пророк знал полъзу наказания, знал, что Владыка налагает оное на людей, водясь человеколюбием; поэтому и просит, чтобы и ему изведать на себе оное, потому что Бог по благости налагаег наказание, а наказание производит ведение. Так и Пророк Иеремия умоляет: «накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши» ((Иер 10:24)). Так и больной, желая здоровья, требует, чтобы резали ножем и прижигали. Потом Пророк показывает, из чего познал он пользу наказания.

  • 67.

    «Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних». Сам я на себя, говорит Пророк, навлек наказание; в определении о моем наказании нет ни малой несправедливости; за грехом последовало наказание; за наказанием – хранение законов. Был я болен, потерпел от врача сечение, и стал здоров.

  • 68.

    «Благ еси Ты Господи». Действительно Ты благ и человеколюбив.

    «И благостию Твоею научи мя оправданием Твоим». Поэтому с упованием прошу, чтобы приять мне от Тебя ведение оправданий Твоих.

  • 69.

    «Умножися на мя неправда гордых: аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя». Водимые высокомерием соплетают мне всякаго рода козни, однако не увлекаюсь в их беззаконие, сообразуясь с Твоими заповедями.

  • 70.

    «Усырися яко млеко сердце их: аз же закону Твоему поучихся». Сие сходно с пророческим изречением: «одебеле бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи смежиша» ((Ис 6:10)); сходно и с тем, что в книге Исхода сказано о Фараоне: «ожесточися сердце Фараоново» ((Исх 8:19)). Посему Пророк говорит: они имеют упорное сердце, и сами мягкость его претворили в грубость, подобно тому, как сгущают и усыряют молоко; а я таял, поучаясь закону Твоему.

  • 71.

    «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим». Пророк восписует Врачу благодарность за врачевства жестокия, дознав, что ими возвращено здравие.

  • 72.

    «Благ мне закон уст Твоих, паче тысящь злата и сребра». Если и был я лишен царства сыном, то наказание сие возвратило мне закон Твой, который драгоценнее для меня всякаго богатства.

  • 73.

    «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя, и научуся заповедем Твоим». Пророк напоминает Творцу особенную любовь Его к естеству человеческому. Ибо сказуется, что сотворив все словом, Сам Он образовал естество человеческое, не руками действовав, потому что безплотен, но показав большее расположение к сей твари. Посему умоляет Сотворшаго, чтобы дал разумение твари Своей.

  • 74.

    «Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся; яко на словеса Твоя уповах». Поводом к веселию буду я для благочестивых, говорит Пророк; потому что на Тебя уповал, и достиг соответствующаго сему упованию конца.

  • 75.

    «Разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистину смирил мя еси». Пророк говорит это, преимущественно изъявляя благопризнательность свою. Знаю в точности, говорит он, что право и правдиво произнес Ты приговор надо мною, и подверг меня всякаго рода напастям.

  • 76.

    «Буди же милость Твоя Господи, да утешит мя». Но время уже человеколюбию и утешению.

    «По словеси Твоему рабу Твоему». Ибо кающимся обетовал Ты благословение Свое. Сие сказал Бог и устами Исаии: «егда возвратишися и воздохнеши, тогда спасешися» ((Ис 30:15)). И устами Малахии взывает: «обратитеся ко Мне, и обращуся к вам» ((Мал 3:7)).

  • 77.

    «Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть». Пророк, лишившись Божия благоволения, почитает себя мертвым; посему умоляет, чтобы ему, какбы снова ожить по Божию человеколюбию.

  • 78.

    «Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя: аз же поглумлюся в заповедех Твоих». Пророк не проклинает врагов, но молится за них; потому что стыд пролагает путь ко спасению. Почему, каким врачеством воспользовался сам, желает и им иметь оное.

  • 79.

    «Да обратятся ко мне боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя». Поелику, по причине греха, стал далек от лика праведных, и все они, равно как и Бог, отвратились от него; то умоляет о том, чтобы снова быть в единении и иметь общение с праведными. Яснее выразил это Симмах: да возвратят меня боящиеся Тебя.

  • 80.

    «Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся». Желает иметь сердце свободное от того, что укоризненно; потому что такое сердце избавлено от стыда. Посему-то и в самом начале псалма ублажил непорочных.

  • 81.

    «Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах». Сильно чего либо желающие, но лишаемые желаемаго, говорят о себе, что как бы «исчезают». Так бывает с томимыми сильною жаждою и не имеющими воды. Так бывает с теми, которые с часу на час ждут возвращения кого либо из знакомых, и не видя его прибытия, истаевают от желания. Так и борющиеся с какими-либо несчастиями и ожидающие Божия благоволения, когда видят замедление онаго, как-бы исчезают.

  • 82.

    «Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя?» Здесь «словом» называется и Божие обетование, и Богодухновенное Писание. Посему исчезает не только тот, кто ожидает исполнения Божия обетования и прекращения облежащих его зол; но и тот, кто читает словеса Божии, и желает в точности дознать смысл их, в обретении же онаго предполагает для себя утешение и ободрение.

  • 83.

    «Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых.» Мех нагреваясь делается мягким, и раздуваясь разширяется, а на снегу твердеет и и сжимается. Так и телесная природа от роскоши умягчается, ширится и востает на душу; подвижническим же злостраданием смиряется и сгнетается. Свидетель сему Павел, который взывает: «но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» ((1Кор 9:27)). Так и Пророк, поелику, гонимый Саулом, препобеждал в себе страсти, а насладившись миром, потерпел вред от востания сластолюбивых пожеланий; то смирив тело, обновил в себе памятование Божиих законов.

  • 84.

    «Колико есть дней раба Твоего? когда сотвориши ми от гонящих мя суд?» Пророк говорит: кратко время жизни человеческой; ибо «дние лет наших, в нихже семдесят лет» ((Пс 89:10)). Посему, когда разсудишь меня и избавишь от неприязненных?

  • 85.

    «Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи». Они советовали Пророку умертвить врагов; но Пророк, повинуясь Божию закону, ожидал Божия определения. И нам весьма полезно учение, заключающееся в словах сих; потому что надлежит бегать не только языческих басней и иудейскаго неверия, но и хульных еретических учений.

  • 86.

    Ст. 86-87 «Вся заповеди Твоя истина». Предпочитаю закон Твой; потому что вижу все заповеди Твои украшенными истиною.

    «Неправедно погнаша мя, помози ми». «Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедей Твоих». Велика неправда, говорит Пророк, велико могущество неприязненных мне; едва не лишили они меня и самой жизни.

  • 87.

    Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедий твоих.

    См. Толкование на (Пс 118:86)

  • 88.

    «По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих». Пророк слово свое украсил смиренномудрием; потому что, не как воздаяния за правду, просил жизни, но умолял о том, чтобы приять ее как дар милости, обещаясь хранить свидения Божии.

  • 89.

    «Во век Господи слово Твое пребывает на небеси». Тебе, Владыка, говорит Пророк, все удобно и возможно: потому что повеление Твое хранят неподвижные своды небес. Тоже сказал он и в псалме сто сорок осьмом: «постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимоидет» (Пс.148:6). А вместе с сим дает разуметь, что сонмы Ангелов, обитающие на небе, хранят Божий закон и свободны от всякаго преступления.

  • 90.

    Ст. 90-91 «В род и род истина Твоя». Ея сохранил Ты иудейскому роду, и другому после него наставшему. Разумеет же народ из язычников, улучивший спасение от Спасителя нашего Иисуса Христа.

    «Основал еси землю, и пребывает». «Учинением Твоим пребывает день». Земле дал Ты долговечность, и она пребывает, как повелел Ты. День отделил Ты от ночи, и идут они по законам Твоим. «Яко всяческая работа Тебе». Все Тебе служит и повинуется Твоим мановениям; потому что Ты – Создатель всяческих.

  • 91.

    Учинением твоим пребывает день: яко всяческая работна тебе.

    См. Толкование на (Пс 118:90)

  • 92.

    «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем». Сие можно сказать всякому из благочестивых, впадающему в бедствия: и Иосифу, избегшему рабства, прелюбодеяния и клеветы, и Даниилу, получившему запрещение молиться, и трем отрокам, принуждаемым кланяться истукану, и победоносным мученикам, претерпевшим все роды казней. Справедливо же говорил сие блаженный Давид, изгнанный Саулом и принужденный жить с иноплеменниками и с людьми злочестивыми. Он приобщился бы к нечестию их, если бы не поучался непрестанно Божиим законам.

  • 93.

    «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси». Дознав опытом, что Твои оправдания дают жизнь, соблюду неизгладимое о них памятование.

  • 94.

    «Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоихь взысках». Не все можем говорить это. Кто раб греху, тот лжет, именуя себя рабом Божиим. «Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть» (2Пет.2:19). Посему, если избавившись от греха, решились следовать Божиим законам; то можем и мы выразиться словами Пророка.

  • 95.

    «Меня ждаша грешницы погубити мя: свидения Твоя разумех». Вместо: «ждаша», Симмах и Феодотион сказали: надеялись. Хотя имели они надежду предать меня смерти; но, внимая свидениям Твоим, приобрел я этим жизнь.

  • 96.

    «Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело». А Симмах перевел так: всякаго уготовления видел я конец, весьма обширна заповедь Твоя. Все человеческое, говорит Пророк, и богатство, и обилие, и могущество, и правительственная власть, и военачальство, и самоуправство, и царство имеют конец, и конец скорый; а заповедь Твоя широка и негиблема, и хранящим оную доставляет безконечную и вечную жизнь, блага, не подлежащия никакому изменению.

  • 97.

    «Коль возлюбих закон Твой Господи, весь день поучение мое есть». Не всякий, исполняющий Божий закон, исполняет его по любви, но иные исполняют из боязни и страха наказания, а иные домогаясь славы от людей, искренние же любители добродетели, из расположения к добру, стараются исполнять Божии повеления.

  • 98.

    «Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть». Пророк исповедав, что пламенно любит закон Божий, приписывает все Божией благодати, и говорит: от Тебя прияв премудрость и ведение, возлюбил я закон Твой; потому что мне дал Ты познание большее, нежели врагам. Посему они стараются умертвить меня, а я не хочу даже мстить обидчикам; потому что представляю в уме вечную пользу добродетели.

  • 99.

    «Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть». «Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках». Царям свойственно учить, а подданным – учиться. Царствовал Саул, и был старше летами; однакоже ни царская власть, ни преимущество возраста не сделали его целомудренным, но возжелал он умертвить благодетеля. А великий Давид, принадлежа еще к числу подданных и находясь в юном возрасте, возлюбил любомудрие, и не восхотел, ни сам поднять руки для обиды, ни мстить обидящим.

  • 100.

    Паче старец разумех, яко заповеди твоя взысках.

    См. Толкование на (Пс 118:99)

  • 101.

    «От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя». Ибо невозможно вдруг идти двумя путями, путем непотребства и целомудрия, правоты и неправды. Но должно избегать путей противоположных, и идти путем правым. Таким только образом можно сделаться хранителями Божиих законов.

  • 102.

    «От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси». Ибо зная, что Ты – Законоположник оных, со всем расположением возлюбил я судьбы Твои.

  • 103.

    «Коль сладки гортани моему словеса Твоя паче меда устом моим». Не столько сладость меда приятна ощущению уст моих, сколько увеселяет душу мою размышление о словесах Твоих. Пророк упомянул «гортань», как орудие слова, а посредством слова образуется и мысль. Душа, употребив то и другое, извлекает из сего пользу.

  • 104.

    «От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды». Уразумев, что благоугодно Тебе, отвращался я всех видов порока.

  • 105.

    «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим». Ибо не во тме хожу, как светильником озаряемый законом Твоим. Надобно знать, что закон именуется «светильником», а Спаситель и Господь наш – солнцем правды; потому что закон, подобно светильнику, едва просвещал один народ, а Спаситель просветил целую вселенную. Так и божественнаго Иоанна Владыка Христос назвал светильником, как еще в нощи явившагося Иудеям. Потом же возсиял «Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» ((Ин 1:9)). И священных Апостолов назвал Он «светом» ((Мф 5:14)), как приобщившихся онаго Света, и просветивших учением своим всех людей.

  • 106.

    «Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея». Пророк «клятвою» наименовал твердое решение души; потому что большая часть дел подтверждается клятвою.

  • 107.

    «Смирихся до зела: Господи живи мя по словеси Твоему». Пророк не просто сказал; смирился, но: «смирихся до зела» и говорит это, будучи царем и Пророком, имея приобретенное добродетелию дерзновение, изобилуя богатством и покорив себе врагов. Но никогда не хотел он возлагать надежду ни на мудрость, ни на мужество, ни на правду. И прося жизни у Могущаго дать оную, просит не жизни безусловно, но жизни разумной, сообразной с законом, в законе Божием обретающей славу свою.

  • 108.

    «Вольная уст моих благоволи же Господи, и судьбам Твоим научи мя». Большую часть преспеяний в добродетели предписывают божественные законы, но нечто присовокупляет от себя и доброе произволение. Так и жертвы были и узаконенныя, и произвольныя. Ибо жертвы о грехе и преступлении, и жертвы о неведении повелевал приносить закон, и оне, как некий долг, воздаваемы были Богу. Жертвы же, приносимыя по щедрости добраго произволения, именовались дарами. Так и ныне целомудрие и правду предписывает евангельское слово, а девство и воздержание в брачной жизни, нестяжательность, отшельническая жизнь, пребывание в пустынях, суть дела добраго произволения, не включающияся в пределах закона. Посему, Пророк таковыя дела назвал «вольными»; потому что не подлежат они необходимости законов, но суть плод боголюбиваго произволения, и справедливо называются «вольними».

  • 109.

    «Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых». Ибо, хранимый Твоим промыслом, удалил я от себя забвение законов Твоих.

  • 110.

    «Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих». Много и люди и демоны соплетают всякаго рода козней, но я решился идти неблазненным путем заповедей Твоих.

  • 111.

    «Наследовах свидения Твоя в век, яко радование сердца моего суть». Будучи уверен, что свидения Твои суть вечное и некрадомое наследие, приобретению оных радуюсь и веселюсь.

  • 112.

    «Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние». Самоопределяемость души подобна весам; а весы держит приявший владычество ум. Посему, если ум предается помыслам благочестивым; то весы необходимо склоняются к лучшему. Так и я поступал, говорит Пророк: «приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние». Усмотрев происходящую от сего пользу, охотно принимал я для сего труды. И объясняя, как предпочитал он божественное, присовокупил;

  • 113.

    «Законопреступныя возненавидех; закон же Твой возлюбих». Отринув помыслы внушающие нарушение закона, предпочел им закон Твой.

  • 114.

    «Помощник мой и заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах». Преуспевал же я в этом не без Твоей помощи, но пользуясь Твоим содействием и питаясь надеждою на Тебя.

  • 115.

    «Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего». Я, говорит Пророк, помыслам непристойным, покушавшимся присоветывать что либо худое, отвечал следующее: не предлагайте мне ни одного подобнаго совета; потому что предпочтительна для меня жизнь сообразная с Божиими заповедями. Не просто же буду им следовать, но испытаю их во всей точности, чтобы ни что в них не укрылось от меня, и исполнено было мною все, что заповедал Господь всяческих.

  • 116.

    «Заступи мя по словеси Твоему и жив буду: и не посрами мене от чаяния моего». Посему, промышления Твоего сподобь меня, принявшаго это намерение, чтобы, обманувшись в надежде, не быть мне исполненным стыда. Под «словом» Пророк разумеет здесь обетование, и говорит: даруй мне обетованное спасение.

  • 117.

    «Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну». Ибо приложу попечение о том, чтобы улучить спасение в оправданиях Твоих, и непрестанно буду поучаться в них. Разумеет же пророк поучение, состоящее не в словах только, но и в делах.

  • 118.

    «Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих: яко неправедно помышление их». Буду же иметь такое усердие к исполнению заповедей Твоих, зная, что нарушители оных соделались достойными укоризн и смеха.

  • 119.

    «Преступающия непщевах вся грешныя земли: сего ради возлюбих свидения Твоя». Вместо: «преступающия непщевах» Феодотион сказал: вменил ни во что, а Симмах: почел изгарью. Выразил же сим Пророк, что и он, подобно Богу, уничижая законопреступных, обратил все усердие на исполнение Божиих словес, как познавший вред преступления закона.

  • 120.

    «Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся». Душа моя, говорит Пророк, облечена в страх Твой. Но поелику тело и члены его противятся душе; то умоляю, и их пригвоздить страхом сим, чтобы, став мертвыми для греха, следовали руководству души. Сие подобно оному апостольскому изречению: «умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение» ((Кол 3:5)); и еще: «Христови сраспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос» ((Гал 2:19)).

  • 121.

    «Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящим мя». Решившись следовать Твоим законам, говорит Пророк, да не буду удобоуловим неприязненными. Кто же ныне имеет столько душевной чистоты, чтобы с дерзновением повторить сии слова Пророка? Подобное сему изрек божественный Апостол: «похваление бо наше сие есть, свидетельство совести нашея» ((2Кор 1:12)).

  • 122.

    «Восприими раба Твоего во благо». А Симмах перевел: приими меня в добраго раба Тебе; Акила же и Феодотион: поручись за меня, то есть: истинствуя не лгу; верь обещанию раба Твоего; Сам будь поручителем в моем обещании, что постараюсь исполнить законы Твои.

    «Да не оклеветают мене гордии». Прискорбна клевета, хотя бы и велико было воздаяние. Подпадали ей и чудный Иосиф, и тысячи других. И Господь повелевает молиться, чтобы «не внити в напасть» (Мф.14:38). Посему и Пророк не учинил ничего неприличнаго, изрекши сие прошение. Ибо особенно тяжела клевета людей высокомерных и сильных: потому что неправда, когда дано ей могущество, производит большой вред.

  • 123.

    «Очи мои исчезосте во спасение Твое, и в слово правды Твоея». Пророк и здесь опять «словом» называет обетование. Непрестанно, говорит, ожидаю от Тебя спасения и исполнения обетования. Сказал же: «исчезосте», означая усильное желание.

  • 124.

    «Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя». Делатель толикой добродетели желает сподобиться милости, и просит по милости улучить спасение; не награды требует, но ищет человеколюбия.

  • 125.

    «Раб Твой есмь аз: вразуми мя и увем свидения Твоя». По естеству все люди – рабы Божии, а по расположению – рабы те, которые охотно предают себя владычеству Божию. Как принадлещаго к числу последних, Пророк именует себя рабом, и умоляет сподобить его разумения, чтобы познать ему Божии свидения.

  • 126.

    «Время сотворити Господеви: разориша закон Твой». Бог, распоряжающий все весом и мерою, весьма долго терпит грехи человеческие; но когда видит, что при долготерпении возрастает лукавство, тогда налагает наказание. Посему и здесь Пророк говорит следующее: время, Владыко, востать на помощь обиженным; потому что враги совершенно попрали закон Твой.

  • 127.

    «Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия». Они пренебрегли закон Твой, а я почитаю заповеди Твои более достолюбезными, нежели золото и драгоценные камни; потому что топаз принадлежит к числу дорогих камней; а им одним Пророк обозначил и все. Вероятно же, что в то время топаз предпочитался другим камням.

  • 128.

    «Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех». Ибо любовь производит усердие, а усердие внушило идти путем правым, и возненавидело стезю неправды.

  • 129.

    «Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя». Пророк показал, что не напрасно возлюбил их. Ибо говорит, что они досточудны, достаточны к тому, чтобы привлечь и возбудить к любви, способных усмотреть сие. Из чего же дознал ты доброту их?

  • 130.

    «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы». Твоим озаряемый светом, говорит Пророк, приобрел я ведение сие, и всех, кто одержим неведением и подобен младенцам, закон Твой исполняет разумения.

  • 131.

    «Уста моя отверзох, и привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах». «Устами» называет здесь Пророк сердечное усердие; потому что оно привлекает благодать Духа. Ибо и в другом месте говорит: «расшири уста твоя, и исполню я» ((Пс 80:11)). И божественный Апостол молился: «да во отверзение уст дастся ему слово» ((Еф 6:19)). Да и сам Пророк в другом псалме сказал: «Господь даст глагол благовествующим силою многою» ((Пс 67:12)). Сие изрек и здесь: «уста моя отверзох, и превлекох Дух, яко заповедей Твоих желах». Узрев, что желаю заповедей Твоих, сподобил меня благодати Твоей.

  • 132.

    «Призри на мя и помилуй мя по суду любящих имя Твое». Пророк умоляет о том, чтобы сподобиться ему Божия благоволения; но не просто, а как обычно Тебе, говорит он Богу, оказывать милость любящим Тебя. Ибо сие выразил словами: «по суду любящих имя Твое», то есть, умоляю и о мне дать то же что и о них, определение.

  • 133.

    «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие». Ибо когда и мы привносим свое усердие, и Бог подает помощь и направляет наше шествие; тогда владычество греха не имеет места.

  • 134.

    «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя». И владыко Христос тех, кого поносят и на кого клевещут, назвал достойными соревнования и блаженными; однакоже повелел и молиться, чтобы «не внити в напасть». Посему согласна с евангельскими законами и сия молитва Пророка.

  • 135.

    «Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим». Божество безплотно, просто и не сложно. Но божественное писание выражается о Нем телесно и чувственно, соразмеряя слова с естеством человеческим. Поэтому под явлением лица Божия разуметь должно прекращение горестей и подаяние благ.

  • 136.

    «Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего». И это закон апостольский; ибо сказано: «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди» ((1Кор 12:26)). Посему Пророк стремится к евангельскому совершенству, оплакивая беззаконие других. «Исходищами же водными» назвал он множество слез, и говорит: потоками проливал я слезы, смотря на беззакония человеческия.

  • 137.

    Ст. 137-138 «Праведен еси Господи и прави суди Твои». «Заповедал еси правду свидения Твоя и истину зело». Правдиво распоряжаешь всем, Владыка. Прилагая попечение о людях и желая явить их делателями правды, дал Ты закон, и нарушающим оный засвидетельствовал, каким подвергнутся казням, а хранящим оный обетовал воздаяние благ, и обетования подтверждаешь делами. Ибо сие значат слова: «и истину зело».

  • 138.

    заповедал еси правду свидения твоя, и истину зело.

    См. Толкование на (Пс 118:137)

  • 139.

    «Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса твоя врази мои». И живущих в беззаконии оплакивает Пророк, и видя пренебреженным Законоположника, справедливо приходит в негодование. Такая ревность прославила Финееса; она великаго Илию соделала присночтимым; ею воспламененный Стефан обличил неверие Иудеев; ее храня в себе, божественный Павел взывал: «кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» ((2Кор 11:29)). И блаженный Лука говорит о нем, что «во Афинах» стеснялся «дух его в нем зрящем идол полн сущь град» ((Деян 17:16)).

  • 140.

    «Разжжено слово Твое зело: и раб Твой возлюби е». Слово Твое, говорит Пророк, испытано, безпримесно, не содержит в себе ничего укоризненнаго; и я имею к нему горячую любовь.

  • 141.

    «Юнейшiй аз есмь и уничижен; оправданий Твоих не забых». Когда божественному Самуилу повелел Бог одного из сыновей Иессеевых поставить в царя; тогда не признал он достойными всех прочих, украшавшихся и крепостию, и силою, и благообразием тела, но спрашивал Иессея: не осталось ли у него еще детей? И как Иессей сказал: остался отрок малый, и сей пасет на пажити, и не может быть царем; Пророк велел привести его, и едва был приведен, немедленно помазал его (1Цар.16:8–13). О сем-то даре напомянул здесь Пророк, и говорит: меня юнаго, ни во что поставленнаго родителями, сподобил Ты толикой благодати, соделал вместе и Пророком и царем. Посему-то со всем усердием желаю хранить оправдания Твои.

  • 142.

    «Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина». Покорный человеческим законам и в настоящей даже жизни не пользуется честию от законодателей; а следующий Божиим заповедям наградою за труды имеет вечную жизнь. Притом человеческие законы не все во всех отношениях справедливы; а закон Божий светлеет истиною. Посему справедливо сказал Пророк: «правда Твоя правда во век, и закон Твой истина».

  • 143.

    «Скорби и нужди обретоша мя». Они неразлучны с любителями добродетели.

    «Заповеди Твоя поучение мое». Из их учения почерпаю я уроки мужества, и скорби переношу великодушно.

  • 144.

    «Правда свидения Твоя в век», то есть, доставляют вечныя блага.

    «Вразуми мя, и жив буду». Просвещаемый Тобою, наслаждусь вечною жизнию.

  • 145.

    «Воззвах всем сердцем моим, услыши мя Господи; оправдания Твоя взыщу». Пророк взыванием называет опять усердие души; потому и присовокупил: «всем сердцем моим». Так и Моисей взывал молча, и молившемуся мысленно сказал Бог: «что, вопиеши ко мне» ((Исх 14:15))?

  • 146.

    «Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя». Ибо, прияв от Тебя спасение, буду хранителем законов Твоих.

  • 147.

    «Предварих в безгодии, и воззвах: на словеса Твоя уповах». Пророк был царь, обремененный тысячами забот, сверх того принимал на себя военные подвиги, но приносил молитвы Богу, не только с разсветом дня, а даже и среди ночи, не дожидаясь пения петухов. Так любил он сотворшаго Бога; так усердно испрашивал у Него помощи.

  • 148.

    «Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим». Не только во время сладости сна, но и в продолжение утра, поучался он в Божиих законах. А мы, живя в бедности, избавленные от всяких забот, проводим ночи, покоясь на ложе, и с наступлением дня не приносим песнопения подателю благ.

  • 149.

    «Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя». Изобилуя столькими благами, просит сподобить милости, и не просто просит милости, но согласно с определением, имеющим в виду пользу.

  • 150.

    «Приближашася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася». Ибо далеки от божественных законов покушающиеся вооружаться против правды. Сказано: «отметаяйся вас», не вас отметается, но пославшаго вас ((Лк 10:16)); и: «враг буду врагом Твоим, и сопротивлюся сопротивником Твоим» ((Исх 23:22)).

  • 151.

    «Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина». Все видишь Ты Господи, говорит Пророк; потому что не вдали от всего, но наполняешь вселенную, и водясь истиною, управляешь тварию. Сие и Сам Бог говорит устами Пророка: «Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча» ((Иер 23:23)). И блаженный Павел говорит: «о Нем бо живем, и движемся и есмы» ((Деян 17:28)).

  • 152.

    «Исперва познах от свиденiй Твоих, яко в век основал я еси». Пророк «свидениями» называет небо и землю. «Сошед», сказано, «засвидетельствуй им небом и землею» ((Исх 19:21)). Посему великий Моисей, начиная песнь, и сказал: «вонми небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» (Втор.32:1). А в сем непрестанно усматривается Промысл Божий; потому что все идет с великою стройностию. Из сего, говорит Пророк, в точности познал я, что «близь еси», присущь всему, чтó ни совершается, и ничто не скрыто от Тебя.

  • 153.

    «Виждь смирение мое, и изми мя: яко закона Твоего не забых». По слову Господню, «смиряяй себе вознесется» ((Лк 18:15)); и: «блаженни нищии духом: яко тех есть Царствие небесное» ((Мф 5:3)). Смирением и божественный Пророк украшал прочия добродетели; на смирение свое указуя, обещает себе Божию помощь.

  • 154.

    «Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя». Напоминает Владыке об обетованиях; просит у Него спасения; и умоляет разсудить его и неприязненных ему.

  • 155.

    «Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша». Живущие в беззаконии, не восхотев дознать, что узаконил Ты делать, говорит Пророк, сами себя лишили спасения, даруемаго Тобою.

  • 156.

    «Щедроты Твоя многи Господи: по судьбе Твоей живи мя». Велико богатство человеколюбия Твоего; приговор Твой правдив. Прошу спасения, даруемаго по человеколюбию и правде.

  • 157.

    «Мнози изгоняющии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся». Остененный многими бедствиями, говорит Пророк, не решился я преступить что либо из узаконеннаго Тобою. И излагая содержание псалма, сказали мы, что в этом псалме божественный Давид совокупил во едино все, что было с ним в жизни: и иное приличествует скорбям, постигшим его при Сауле, а иное тому, что потерпел от Авессалома. Приводимыя же теперь слова, очевидно, сказал он, как гонимый Саулом; потому что тогда не вкусил еще греха.

  • 158.

    «Видех не разумевающия и истаях: яко словес Твоих не сохраниша». Так блаженный Павел сетовал об Иудеях; так Сам Владыка изъявил сожаление об Иерусалиме: так божественный Иеремия оплакивал беззаконие народа.

  • 159.

    «Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя». Пророк часто упоминает о заповедях, законах, оправданиях и свидениях, показывая свою любовь к ним.

  • 160.

    «Начало словес Твоих истина: и во век вся судьбы правды Твоея». Обещания Твои не лживы, истиною украшаешь обетования Твои; слова подтверждаешь самым делом. «Началом» же «словес» называет Пророк обетования, данныя Аврааму; потому что от него ведут род Иудеи. Но Бог исполнил обетования, соделал народ многочисленным, как звезды небесныя, и о Семени его, по обетованиям, благословил все народы. Сие и выразил Давид, сказав: «и в век вся судьбы правды Твоея»; потому что, как Пророк, видел он вечную державу Христову; потому и сказал, что начало Божиих словес украшено истиною.

  • 161.

    «Князи погнаша мя туне; и от словес Твоих убояся сердце мое». Не страшился я врагов и гонителей, говорит Пророк; но убоялся законов Твоих. Почему, нашедши врага спящим, не осмелился убить его. И сожалея об оном отцеубийце и гнусном сыне, сказал: «пощадите ми отрока» (2Цар.18:5).

  • 162.

    «Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу». Пророк, поелику упомянул о преследовавших его врагах, то кстати присовокупил упоминание и о военной добыче. Говорит же: если бы и всех их предал я смерти, и овладел великою частию собранных корыстей: то и тогда не веселился бы я столько, сколько радуют меня законы Твои.

  • 163.

    «Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих». И это слово истинно; ибо, кто пламенно расположен к божественному, тот ненавидит противное сему.

  • 164.

    «Седмерицею днемь хвалих Тя о судьбах правды Твоея». Иные слово: «седмерицею» перевели: многократно. То и другое выражает пламенную любовь Пророка; потому что не находил он сытости в божественном песнопении.

  • 165.

    «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». Воспламеняемые божественною любовию, и хранением заповедей приобретающие мир с Богом, хотя вооружились бы на них все люди, живут в веселии. Свидетель сему божественный Павел, который взывает: «во всем скорбяще, но не стужающе си: не чаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе» ((2Кор 4:8)). И Господь, священных Апостолов послав в целую вселенную, яко «овцы посреде волков» ((Мф 10:16)), сказал им: «мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» ((Ин 14:27)).

  • 166.

    «Чаях спасения Твоего Господи, и заповеди Твоя возлюбих». И остеняемый бедствиями, не преставал я иметь благую надежду, но продолжал ожидать Твоего спасения и следовать Твоим заповедям.

  • 167.

    Ст. 167-168 «Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело». «Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою Господи». Зная, что все назираешь, как жительствующий под Твоим смотрением, не только исполнял я заповеди Твои, но и с горячим расположением делал это.

  • 168.

    Сохраних заповеди твоя и свидения твоя, яко вси путие мои пред тобою, Господи.

    См. Толкование на (Пс 118:167)

  • 169.

    «Да приближится моление мое пред Тя: Господи по словеси Твоему вразуми мя». Предложив свою молитву, Пророк умоляет принять и не отринуть прошение, и испрашивает себе не человеческаго благоразумия, но ведения Божиих словес.

  • 170.

    «Да внидет прошение мое пред Тя: Господи, по словеси Твоему избави мя.» «Прошением» Пророк называет молитву. Ибо сие нашел я у других толковников. Употребляя же различныя речения, умилостивляет ими Владыку.

  • 171.

    «Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим». Отрыгаемое соответствует вкушаемому. Изучив оправдания Твои, говорит Пророк, Тебе, – наставнику в оных принесу в дар песнопение.

  • 172.

    «Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда». Посвящу язык на поучение словесам Твоим, зная, что всякою правдою преукрашены заповеди Твои.

  • 173.

    «Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих». Симмах перевел: возлюбил; а Акила и Феодотион: избрал. «Рукою» же называет Пророк божественную действенность, от которой и просит улучить спасение Божие.

  • 174.

    «Возжелах спасение Твое Господи, и законь Твой поучение мое есть». Желаю, говорит Пророк, улучить от Тебя спасение, непрестанно поучаясь закону Твоему.

  • 175.

    «Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судбы Твоя помогут мне». Знаю же, что не обманусь в надежде, но прииму от Тебя истинную жизнь, и восхвалю Тебя, подателя благ.

  • 176.

    «Заблудих яко овча погибшее». Сие прилично было сказать и Пророку после греха, прилично и всему естеству человеческому.

    «Взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых». Если и преступил некоторые; то не впал в совершенное забвение их. Но молитву сию принес Пророк; а спасения сподобилось все естество человеческое; потому что за овцею заблудшею пришел добрый Пастырь, и обошедши горы и холмы (там блуждала она, служа демонам), обрел ее, и возвратил на ременах Своих, и возвеселился о ней паче, нежели о девятидесяти-девяти не заблудших. Сделав краткое изъяснение псалма сего, мы просим читающих не довольствоваться написанным, и не думать, что сие только принадлежит Пророку; напротив того, пусть каждый извлекает из сего, что ему собственно на пользу и уготовляет себе предохранительное врачевство от собственных своих недугов.

Ничего нет для сопоставления.