- 1.
«Аллилуия». И сей псалом в надписании называется песнию; предлагает же он желающим учение благочестия.
«Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело». Кто украшен таким благоговением, и огражден Божиим страхом, тот все думы свои обращает на исполнение Божиих словес, и со всем усердием спешит исполнять сие. Потом Пророк показывает плод таковых семен.
- 2.
«Силно на земли будет семя Его». Поелику жившим тогда людям казалось сие вожделенным; то обещает, что дано будет это хранящим заповеди. И Бог дал сие ради Авраама Израилю, ради Давида происшедшим от него, и ради Израиля потомкам, которые были даже и беззаконны.
«Род правых благословится». Прилагающие попечение о наблюдении равенства и о правде пожнут плоды Божия благословения.
- 3.
«Слава и богатство в дому его». И сие обетование дает как еще несовершенным, неспособным постигнуть совершенное. А совершенных Владыка Христос учит противному, говоря: «не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни сапог, ни жезла» ((Мф 10:9)): и еще: «иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» ((Лк 14:33)); и: «аще хощеши совершен быти, продаждь имение Твое, и даждь нищим» ((Мф 19:21)). Впрочем, узаконяя последнее, несовершенным и обещает и дает первое: так Соломону приложил и славу и богатство; так сынам израилевым даровал богатство Египтян.
«И правда его пребывает в век века;» потому что Бог всяческих имеет не забывчивую память, и славу Свою хранит приснопамятною.
- 4.
«Возсия во тме свет» языкам» [Феодорит читает: «τοις ἔθνεσιν вместо «τοις ἐυθέσιν правым]. Тмою именует Пророк, иногда неведение, а иногда бедствия, а также и светом называет, иногда ведение, а иногда избавление от зол. Посему говорит, что и неведущим покажет истину, и когда приразится что скорбное, подаст помощь Свою; так Иосифа исхитил из братоубийственных рук, так соделал его победителем клеветы; так при похищении Сарры оказал помощь Свою Аврааму; так устрашил Лавана, и спасающагося бегством от преследующаго явил сильнейшим. Посему, вот признак божественной силы – попустить, чтобы и к праведным, для упражнения их, приразилось скорбное, но разсеять сию тучу, и даровать благоведрие.
«Милостив и щедр и праведен». Определяет же сие, водясь правдою, милостию и благостию; потому что печется как человеколюбивый, но, когда угодно Ему увенчать праведных, попускает подвиги, и, как можно скорее, прекращает их по безмерной благости.
- 5.
«Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде». А Симмах перевел так: добр, благотворителен, готов служить, устрояет дела свои с разсуждением; потому что, подражая Владыке Своему, щедро врачует нужды подобных ему рабов, оказывая им милосердие, как причастный того же с ними естества, и охотно их снабжая, как ожидающий воздаяния от общаго Владыки. А таковый ничего не делает безразсудно, но право водясь разсудком, располагает и слова и дела свои.
«Яко в век не подвижится»; потому что такой человек имеет твердую волю, не допускающую никакой перемены в затруднительных обстоятельствах.
- 6.
«В память вечную будет праведник». Таковый будет славен, всеми восхваляем, и оставит по себе приснопамятную славу.
- 7.
«От слуха зла не убоится». Не устрашится ни угроз, ни известий, достаточных внушить страх.
- 8.
«Готово сердце его уповати на Господа». А Симмах вместо: «готово» перевел опять: твердо; то есть, имеет непоколебимую и твердую надежду на Бога, и потому пренебрегает подобныя молвы.
«Утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя». Ибо не только не боится неприязненных, но по надежде на Бога ожидает их низложения.
- 9.
«Расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века». В каждом из сих речений предлагается желающим учение добродетели. Говорит же Пророк, что украшающийся благоговением и страхом Божиим не просто оказывает милость нуждающимся, но делает сие с великою щедростию, и подражает тем, которые не щадя сеют и расточают семена в надежде собрать рукояти. Ибо подобно сему и он ожидает приобретений правды.
«Рог его вознесется в славе». Рогом называет Пророк крепость, взяв образ от животных, которые вооружены рогами, и ими отражают нападающих. Посему сказует, что стяжавший богатство добродетели будет и силен и знаменит.
- 10.
«Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет». Вознамерившиеся жить порочно, видя прославление праведных, будут истаевать от зависти, и составлять убийственные замыслы, но не достигнут замышляемаго, и не удовлетворят пожелания; потому что оно несправедливо и крайне богоненавистно.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 111
Глава 111
Ничего нет для сопоставления.