- 1.
В конец, отроку Господню Давиду.
Содержание: Настоящий псалом содержит в себе обвинение в гордости и обличение в злобе народа иудейского, а также песнопение во славу праведных судов Божиих, какими создал Бог поднебесную, и еще благодарение Отцу за благодеяния, явленные в Иисусе, сверх же всего этого молитву, предохраняющую от падения в гордыню.
- 2.
Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Воспитанный в злобе думает, что никто не видит сокровенных замыслов души его. Сказано: глаголет, вместо «думает» или «предполагает». Причина же такой бесчувственности в нем — неимение страха пред всевидящим Владыкою. Несть страха Божия пред очима его. Решившись однажды преступить закон, удаляет он от очей своих страх Божий, потому что страхом Господним всякий удерживает себя от худого.
- 3.
Яко ульсти пред ним. Добровольно остается он в сем неведении, не имея охоты поверить дела свои и возненавидеть сделанное худо. Обрести беззаконие свое и возненавидети. Не помышляет и о том, что Бог обретает грех его и, обретши оный, ненавидит и грех, и согрешающего.
- 4.
Глаголы уст его беззаконие и лесть. Беззаконие в тех поруганиях, какие делали Христу; и лесть в том, что, намереваясь поставить Ему сети, приступали к Нему с льстивыми словами. Не восхоте разумети, еже ублажити, добровольно устранив себя от того, чтобы делать добро.
- 5.
Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу. Изображает неусыпность иудеев в злоумышлении на Христа. О злобе же не негодова, то есть, не возненавидел злобы.
- 6.
Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя. Показывает, что милостью Господней созданы и существа небесные, т. е. разумные силы.
И истина Твоя до облак. Правда Твоя яко горы Божия. Ты показал, что истинны и непреложны обетования, изреченные пророками. Ибо небеса означают пророков; а Ты показал, что они истинны, явив такое множество правды, что уподобляется она горам Божиим. Судьбы Твоя бездна многа. Поелику же столько у Тебя истины и правды, то не знаю, для чего долготерпишь? Судьбы Твои так же недоступны зрению, как и бездна. Как ее глубина неудобозрима людям, так недостижимо уразумение судеб Твоих. Человеки и скоты спасении Господи. Апостол, сказав о двух народах: затвори Бог всех в противление, да всех помилует, присовокупил: яко неиспытани судове Его ((Рим 11:32)). Подобное этому сказано и здесь. Поелику псалмопевец намеревался поведать о спасении двух народов, которых означают человеки и скоты, и человеки означают израильтян, как наученных Законом и разумеющих лучшая ((Рим 2:18)), а скоты, как неразумные, — язычников, иудеи, наученные тайне Законом и пророками, отпали, а язычники, никогда о ней не слышавшие, приняты: то по сему самому сказал он предварительно: судьбы Твоя бездна многа. И еще: человеками называет сохранивших разумное достоинство, а скотами — преклонившихся долу к земле и питающихся земными мудрованиями. А посему призвал ко спасению не только праведных, но и грешных.
- 7.
правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи.
См. Толкование на (Пс 35:6)
- 8.
Сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут, т. е. Тебя будут иметь покровителем и помощником евангельского слова.
- 9.
Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Поток сладости есть Христос, по сказанному: уклоняю на ня, яко поток наводняемый, славу языков ((Ис 66:12)). Но Он же есть и источник жизни, и свет от света.
- 12.
Да не приидет мне нога гордыни. Просит быть свободным от страсти. И рука грешнича да не подвижит мене. Да не подвигнет меня, говорит, от предстояния Тебе какое-либо постыдное дело.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 35
Глава 35
2.Давид уясняет себе основной, психологический источник и причину нечестия беззаконного. Причина эта - отсутствие в нем "страха Божия пред глазами его". Страх Божий есть благоговейное чувство пред Богом, обязывающее человека стремиться к тому, чтобы не оскорблять Последнего, никаким дурным помыслом и поступком. В основании такого страха лежит признание человеком чистоты Его заповедей и их высокого и благотворного значения для человека. Если есть в человеке такое сознание и такой страх пред Богом, то все старания его будут направляться к согласованию своих действий и внутренних стремлений с заповедями Господа. Если же подобного настроения нет в человеке, не может быть в нем и заботливости о чистоте своих поступков: руководящим принципом и началом деятельности становится его благо личное и удовлетворение своих желаний земных. Поэтому то небольшое самоограничение, какое налагает на себя нечестивый, или точнее - некоторая нравственная самооценка своих действий, которой иногда и он может отдаваться, не может быть понимаема, как забота о нравственном перерождении, это самообман, месть нечестивого пред самим собою, будто он "отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его".4-5.- От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время - время покоя для других людей.6-7.- Бог управляет миром по законам милости и правды. "Милость и истина Его до облаков и неба; правда, как горы, и судьбы - бездна великая". Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге - вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом.8."Сыны человеческие" - все люди. "В тени крыл" - под сенью, покровительством Бога - тоже, что и под крыльями наседки, которая ревниво оберегает своих птенцов. Так и Бог печется о всем живущем и особенно о человеке.9."Тук дома Твоего", "поток сладостей" - образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку.10."Во свете Твоем мы видим свет". Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием ("видим свет") мы обязаны Твоей милости ("во свете Твоем").12."Да не наступит на меня нога гордыни". - Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня - свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов.13.Если Господь выступит на защиту праведного, то там, где Он поразит нечестивых, последние "не встанут", т. е. будут уничтожены совершенно.



