< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83

Глава 58

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, да не растлиши, Давиду в столпоnucaниe, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его.

    Содержание: Саул, позавидовав Давиду, который был его благодетелем, искал убить Давида, то бросая в него копье, то окружая его стражами в доме. Но псалом относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным израильтянам (лице которых представляет Саул) и преследуемого их наветами. Благовествует и о призвании всех язычников после того, как Израиль за злочестие отринут будет от жительства по Богу.

  • 2.

    Изми мя от враг моих, Боже. Молится об избавлении от врагов чувственных и мысленных. Ибо они, поступая беззаконно, возненавидели его.

  • 4.

    Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Это подобно сказанному: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его ((Ис 53:9)).

  • 6.

    Вонми посетити вся языки. Молится, чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а израильтяне за беззаконие их были отвержены. Да не ущедриши вся деляющии беззаконие.

  • 7.

    Возвратятся на вечер. Показывает причину, по которой молится, чтобы не были они ущедрены. Причина же — та, что составят они на Спасителя соборище в то время, как в последние дни придет Он в мир с плотью. И взалчут, яко пес. Взалчут, потому что не прияли животворящего хлеба. Псами же называет их за душевное бесстыдство. Сказано еще: обыдут град, потому что лишенные отечества и недопускаемые в него царскими законами будут ходить кругом совне, едва имея возможность увидеть его откуда-либо издали.

  • 8.

    Се mиu отвещают усты своими, то есть, будут изрекать хулы. И меч во устнах их. Разумеет слова: возми, возми, распни Его ((Ин 19:15)).

  • 9.

    И Ты, Господи, посмеешися им. Они хулили и злоумышляли даже до распятия на кресте, говоря, что Бог не увидит слов и дел их. Но хотя и помышляли они это. Ты, Господи, соделаешь, что будут они осмеяны. Хотя и на то отваживаются они, но Ты и слышишь, и видишь, и посмеваешься суетному беснованию их. Уничижиши вся языки, то есть мысленные силы, которые и израильтян восставили на брань против Господа. Выше сказал: вонми посетити вся языки, а здесь говорит: уничижиши вся языки, соблюдая строей во всем порядок речи в продолженш всего, что говорено в средине. Ибо, показывая, что не без причины просит наказать их, сперва просил Бога воззреть и исследовать, что сделано, а потом описал, как они поступают, думая, что нет Промышляющего. Наконец уже упомянул о наказании, говоря, что достойно накажешь их за это, и наказанием Твоим обратишь в ничто.

  • 10.

    Державу мою к Тебе сохраню. Так злочествовали они перед Тобою, но я пророк, который говорю cиe Духом, удержу крепость мою и царство мое, охраняемые Тобою, ибо Ты стал моим защитником, и прежде прошений моих препоясал меня милостью Твоею, почему и увидел я падение врагов моих.

  • 12.

    Ст. 12-13 Не yбий их, да не когда забудут закон Твой. Молится, чтобы не был совершенно истреблен от людей род восставших на Господа. Просит же, чтобы лучше были они рассеяны и жили в пленении за грех уст их, и за гордыню их.

    И от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Да соделается, говорит, всюду известною кончина их за хулы, какими злословили Тебя, говоря ложь о славе Твоей. Кончиною же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А слава его — подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители Закона, явление Ангелов, все это кончилось вдруг по умерщвлении Господа.

  • 13.

    Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине,

    См. Толкование на (Пс 58:12)

  • 14.

    И уведят, яко Бог владычествует Иаковом, и концы земли. Лишенные всей славы самым делом познают, что Ты — Владыка Иаковлев, и распростер Церковь Твою до концов земли.

  • 15.

    Возвратятся на вечерь. Повторяет сказанное прежде, чтобы пророчество о них соделать более твердым. Поелику сказал: в гнев кончины, и не будут, то, чтобы не подумал кто, будто бы пророк сам себе противоречит в словах: расточи я силою Твоею, кстати употребил повторение, сказав: возвратятся, так как в этих стихах есть неясность выражения. Объясняет же это пример псов, которые, собравшись к какой-либо пище, прежде нежели коснутся снеди, пожирают друг друга, а потому нередко расходятся, оставив пищу.

  • 16.

    Tиu разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут. Будут всюду ходить, ища слова Господня, и не найдут. А если когда, взяв какое-либо изречение божественного Писания, подумают насладится в сытость, то и в сем случай поропщут, как всегдашние ропотники и оглагольники Божии.

  • 17.

    Аз же воспою силу Твою. Так будет с ними, а я, то есть народ из язычников, как познавший силу Твою, возрадуюсь о милости Твоей, явленной во свете, и о дне Твоего воскресения, потому что чрез воскресение соделался Ты нашим заступником и прибежищем в скорби. Посему и псалмы приношу в дар Тебе Богу, помиловавшему меня. Яко был ecu заступник мой и прибежище мое. Ибо всегда пользовался я Твоею помощью, и по Твоему промышлению избегал постигавших меня бедствий. Посему, знаю Тебя единого Бога, и Тебя именую источником милости и человеколюбия. Cиe задолго прежде пророческими очами видев, блаженный Давид предрек бедствия иудеев, а сам дал обет всегда песнословить Владыку, и исполняет обеты свои, вознося песнопения устами благочестивых.

3.Под "делающими беззаконие" разумеются враги Давида - сторонники Саула преследовавшие его тогда, когда сами сознавали невинность и незаслуженность этих преследований: они сознательно совершали беззаконие. Эти враги были "кровожадными", стремились убить Давида, насильственно лишить его жизни.

4.Давид исповедует полную свою невинность пред Богом, а отсюда и незаслуженность преследований. Такое указание обыкновенно делается Давидом в псалмах из эпохи гонений от Саула, когда ни сам Давид и никто из его врагов не могли указать за ним какой-либо вины ни пред Богом, ни пред людьми.

6."Народами", которых Давид молит Бога наказать, называются далее "нечестивые беззаконники". Это не языческие племена, а те же клевреты Саула и враги Давида, которые за свою враждебность к нему сравниваются с врагами еврейского народа - язычниками. Последние питали к евреям самые враждебные чувства, опиравшиеся не только на борьбу из-за политического преобладания, но и на религиозные и бытовые особенности строя жизни тех и других, почему эта вражда являлась глубокой и почти стихийной. Такова же по силе и глубине была ненависть врагов Давида.

7.Восточные города и сейчас поражают путешественников обилием бездомных собак, которые днем обыкновенно лежат на улицах, а вечером собираются в стаи, грызутся из-за добычи и бывают опасны для человека. Собаки ("псы") были презираемыми у евреев животными. Сравнение с ними своих врагов указывает как на хищный, полный злого умысла характер выслеживаний ими Давида, так и на нравственное ничтожество самих врагов.

8.Враги Давида "изрыгали хулу" на него, т. е. поносили его дурными словами и оскорблениями, причем они верили в свою полную безнаказанность ("кто слышит?"), а об ответственности пред Богом и не думали. В их хулах было богохульство и безверие.

11."Бог мой... предварит меня" - предохранит от врагов, предупредит их намерения и расстроит. Может быть, что Давид здесь разумел хитрость Мелхолы, которая, чтобы дать Давиду время спастись, положила на его постели манекен и закрыла его, объявив посланным Саула, что Давид лежит больной. Этим же временем Давид воспользовался для своего спасения бегством. - "Смотреть на врагов" - не бежать от них, а смело стоять пред ними в сознании своей силы и непобедимости.

12."Не умерщвляй их", т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. 14 ст. ), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, "чтобы не забыл народ мой", чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания "для памятования о Боге".

14."Расточи, чтобы их не было" - не в смысле полного и немедленного их уничтожения (см. 12 ст. ), но в смысле ослабления преобладания их над Давидом и народом, о дезорганизации их и об обезвреживании их действий, чтобы не было в них того перевеса силы, какой они имеют сейчас.

16.Лиши их материального достатка и внешней крепости, на которых и покоилось их влияние. Этот стих разъясняет и дополняет 12-й. Внешнее униженное и бедственное положение врагов Давида, прежде богатых и почетных, будет служить живым напоминанием евреям, к чему приводят злодеяние и непокорность Богу.