< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107

Глава 82

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Песнь псалма Асафу.

    Содержание: Приносит молитву Богу, прося наказать ассирийские народы за высокомерие их в войне против Иерусалима. Эти-то народы и разумеются в продолжении псалма.

  • 2.

    Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже. Никто, говорит, не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя — не премолчать при этих несправедливых вражеских на нас нашествиях.

  • 3.

    Яко се врат Твои восшумеша. Всем известна несправедливость их к нам.

  • 9.

    Быша в заступление сыновом Лотовым. Упомянутые выше народы оказывали помощь и споборали сынам Лотовым в войне с нами. Сыны же Лотовы суть моавитяне и аммонитяне. Отсюда узнаем еще, что демоны сзывают друг друга на погибель души, чтобы довести нас до всегубительства и предать забвению пресловутого Израиля. Потом Псалмопевец перечисляет те соседние народы, по призыву которых собрались и другие народы.

  • 10.

    Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре. Как никогда мадиамляне, Сисара и Иавин, восстав на израиля, истреблены — одни у водотока Кисоня, а другие в Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин — Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в книге Судей.

  • 11.

    Потребишася во Аендоре, в бесчестном месте, потому что Аендор значит неприличие. Быша яко гной земный. Ибо, оставшись непогребенными, сотлели, и подобно гною смешались с землей.

  • 12.

    Положи князи их яко Орива. Соделай, чтобы идумеи, измаильтяне, моавитяне, агаряне и другие упомянутые выше народы, потерпели то же, что Орив и прочие с ним. А они как злые зле и погибли.

  • 14.

    Ст. 14-16 Боже мой, положи я яко коло. То есть, да не останутся они в том же положении, но да потерпят противное сему. Яко трость пред лицем ветра. Да будут колеблемы точно так же, как и стебель колоса. Яко огнь попаляяй дубравы. Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному: се ecu вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте ((Ис 50:11)). Яко пламень пожигаяй горы. Речь приточная. Как огнь, ниспав на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил буре.

  • 15.

    Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы:

    См. Толкование на (Пс 82:14)

  • 16.

    тако поженеши я бурею твоею, и гневом твоим смятеши я.

    См. Толкование на (Пс 82:14)

  • 17.

    Исполни лица их безчестия. Ибо, обманувшись в своих желаниях, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. И взыщут имене Твоего, Господи. Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут» вместо «познают».

2.Смысл образных выражений - не замедли, Господи, своей помощью нам.

4."Составили коварный умысел" - в смысле скрытый, так как нападение их на Иудею было для Иосафата совершенно неожиданным (2Пар 20:2).

5.Нападение являлось тем более грозным, что враги задавались целью полного уничтожения народа Божия - "чтобы не вспоминалось более имя Израиля" (2Цар 20:11).

6."Сговорились единодушно", т. е. была составлена коалиция, союз, и нападение было одновременным. Указание на союз свидетельствует, что псалом не может быть относим ни ко времени Давида, ни ко времени плена вавилонского, ни ко временам Маккавейским, так как ни в одно из этих времен не было такого союза и с таким составом племен.

7-9.- См. введение к псалму.

10-12.- Иавин был царь хананейский, Сисара - его полководец, уничтоженные судьею Вараком. Мадианитяне с царями Зевеем и Салманом и полководцами Оривом и Зивом были разбиты Гедеоном. Аендор лежал недалеко от Фавора, вблизи места победы Барака.

13."Возьмем себе во владения селения Божии" - завладеем и поселимся в стране народа, которому покровительствует Бог. Богатая добыча, которая досталась Иосафату после гибели врагов, указывала, что движение их на Иудею было переселением со всем своим имуществом и семьями. Очевидно, враги были уверены в победе и стремились не только к завоевательным целям для расширения своего политического влияния и обогащения, но и к полному уничтожение Иудейского царства.