< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103

Глава 78

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Псалом Асафу.

    Содержание: Пророк воспевает этот псалом над истребленными горькою смертью во времена Антиоховы, и в молитве своей просить Бога отметить за избение народа и обратить бедствия на тех, кем причинены они израильтянам.

    Ст. 1-2 Боже, npиидоша языцы в достояние Твое. Ибо Антиох со множеством народов вошел в Иерусалим и сжег Божественный храм. Оскверниша храм святый Твой. Вот, говорит, иные возобладали Твоим достоянием, и Тебе принадлежащее — во власти иноплеменников. Положиша Иерусалим, яко овощное хранилище, то есть из камней сложенное жилище, в котором помещается стерегущий овощи.

    Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным. По чрезмерности бесчеловечия враги не позволяли сродникам погребать мертвых. Плоти преподобных Твоих зверем земным. Ибо не преподобны ли пролившие кровь свою за сохранение Закона, каковы были Маккавеи?

  • 2.

    положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным:

    См. Толкование на (Пс 78:1)

  • 5.

    Разжжется яко огнь рвение Твое. Поревнуй, говорит, о имени Твоем, которое хулится врагами.

  • 8.

    Не помяни наших беззаконий первых. Разумеет древние грехи в Египте.

  • 10.

    Ст. 10-12 Да не когда рекут языцы: где, есть Бог их? Хотя множество грехов наших и препятствует нашему спасению; но соделай его ради имени Твоего, ради поношения, имже поносиша Тя, ради крови раб Твоих пролития, ради воздыхания окованных.

  • 11.

    По величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных. Силою мышцы Твоей спаси избегших yбиeния.

    См. также Толкование на (Пс 78:10)

  • 12.

    Воздаждь соседом нашим седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша тя, Господи.

    См. Толкование на (Пс 78:10)

2."Тела святых Твоих" - евреев, как народа Богоизбранного, предназначенного быть народом святым и служителем истинного Бога.

3."Пролили кровь их, как воду" - обилие убитых.

4.Завоеванный народ становился добычею врага, которой он распоряжался по своему капризному желанию, подвергая его всевозможным насилиям и насмешкам. Этот обычай отношения к покоренному врагу в древнее время был всеобщим и зависел от той глубокой замкнутости жизни народов, которая почти не допускала никаких сношений даже с соседним племенем. Каждый народ, потому, обособлялся в своем языке, правах, обычаях и религиозных верованиях и к другому народу относился лишь как к своему врагу, гибель которого для него служила предметом искренних вожделений. Этим объясняются те поругания, которым подвергались побежденные от победителя.

8."Не помяни нам грехов предков" - не вменяй и не подвергай нас ответственности за грехи, унаследованные нами от предков. Эта молитва указывает, что степень нравственного разложения еврейского народа, вызвавшая такой строгий суд от Господа, не была временным упадком высоты жизни еврейского народа, но продолжительной порочной наклонностью.

9."Помоги нам... ради славы имени Твоего; избавь нас... ради имени Твоего". При господстве среди древних народов религиозных воззрений, влиявших на строй их гражданской жизни, быта семейного и общественного и определявших отношение к другим народам, значение и сила каждого племени определялась силой его национального бога. Победа одного народа над другим обозначала, что бог победителя выше бога побежденного племени, над которым считали вправе смеяться. Той же участи подвергался и еврейский народ после победы над ним вавилонян; еврейский Бог являлся в глазах победителей слабее их национального бога, почему и поношения еврейского Бога были естественны. Писатель скорбит о таком унижении истинного Бога и молит помочь своему народу для того, чтобы Его имя не хулилось язычниками.

10."Где Бог их?" Вопрос иронический. Язычники победители спрашивают - где же тот Бог, на силу Которого надеялись иудеи?

11."Да придет пред лице Твое стенание узника" - взгляни милостью, не отворачивайся от Твоего народа, который теперь лишен политической самостоятельности, который в узах рабства.

12."Семикратно возврати соседям нашим". Число семь - круглое, означающее полноту вообще. Воздай врагам, Господи, полностью то, что они заслужили своими поношениями Тебя; не ослабляй Своей справедливости снисхождением.