- 1.
В конец, о Маелефе, разума Давиду.
Содержание: Воспевает псалом сей о лике Апостолов и уверовавших во Христа, они возвеселились и возрадовались. Маелеф же толкуется: лик или ликование. Но по необходимости говорит и о том, что было пред пришествием Господним, чтобы показать всю пользу пришествия. Должно же знать, что ту же самую мысль и все почти те же выражения содержит в себе и псалом тринадцатый, а потому в нем найдут объяснения ищущие истолкования.
- 2.
Ст. 2-3 Рече безумен в сердце своем: несть Бог… Бог с небесе приниче на сыны человеческия. Поелику не помыслили, что Бог назирает дела человеческие, судит судом праведным и воспрещает всякое худое дело, то по сему самому Бог с небесе приниче. А этим ясно означает пришествие Господне к человекам.
- 3.
Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога.
См. Толкование на (Пс 52:2)
- 4.
Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго. Не преувеличенно сказано cиe, потому что в Писании ничего не говорится преувеличенно, но все сказано по самой истине. Итак, все иудеи уклонились от пути — от Того, Кто говорит: Аз есмь путь ((Ин 14:6)). Потому и соделались непотребными, не восхотев держаться сего пути, потому-то несть творяй благое. Все пребывали в неведении благого, ослепленные буквою Закона.
На духовом орудии.
Учение Давида.2.Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога».
Развратились они и совершили гнусные преступления;
нет делающего добро.3.Бог с небес призрел на сынов человеческих,
чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.4.Все уклонились, сделались равно непотребными;
нет делающего добро, нет ни одного.5.Неужели не вразумятся делающие беззаконие,
съедающие народ мой, как едят хлеб,
и не призывающие Бога?6.Там убоятся они страха, где нет страха,
ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя.
Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.7.Кто даст с Сиона спасение Израилю!
Когда Бог возвратит пленение народа Своего,
тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.



