Глава 93

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    псалом Давиду, в четвертый субботы.

    Содержание: В этом псалме Давид ведет речь о Промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что и то и другое не постоянно, но для одних скорбь изменяется в вечное наслаждение благами, а для других после мнимого наслаждения благами следует наказание в нескончаемые веки. Надписан же псалом: в четвертый субботы, потому что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного вавилонянами, как повествует о сем Иеремия.

    Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Он как Бог щедрот и Бог утешешй ((2 Кор 1:3)), так и Бог отмщений. Но и об этом опять говорит в начале, чтобы доставить тем великое утешение приведенным скорбями в уныние. А словом: не обинулся есть — указывает на тот приговор, который произнесет на Божественном суде, когда скажет нечестивым: идите от Мене проклятии ((Мф 25:41)).

  • 2.

    Воздаждь воздаяние гордым. Воссылает молитву о скорбящих, испрашивая им помощи от единого всемогущего Бога.

  • 3.

    Доколе грешницы восхвалятся? Выражает этим крайнее и всепревосходящее непамятозлобие в Боге.

  • 5.

    Люди Твоя, Господи, смириша. Старается возбудить Бога против врагов, говоря, что народ и достояние Его злостраждут от врагов.

    См. также Толкование на (Пс 93:14)

  • 6.

    Вдовицу и сира умориша. Толкование на это дано в предыдущем стихе; впрочем сказано будет и здесь. Вдовицу — душу и пришельца — ум убивает тот, кто превратно толкует божественные Писания. А сирый есть ум, лишенный небесного Отца.

  • 11.

    Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна. И действительно, не исполнены ли суеты такие чувствования, которые стараются изгнать из мысли благотворность Промысла?

  • 12.

    Ст. 12-13 Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи. Жалки, говорить Псалмопевец, и низки те, которые не приемлют Твоего вразумления; блаженны же вразумленные Тобою и наученные от Закона Твоего. Ибо они, смиренные скорбями, облегчены будут в печали, когда узнают, что скорби послужат наконец во благо. Днями же лютыми называет дни суда.

  • 13.

    Дондеже изрыется грешному яма. Вразумленные Тобою, до тех пор благодушно будут переносить скорби, дондеже изрыется грешному яма, т. е. пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение. Под именем же грешника разумеет сатану или всякую сопротивную силу.

    См. также Толкование на (Пс 93:12)

  • 14.

    Яко не отринет Господь людей Своих. Это служит ответом на сказанное выше: люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша ((Пс 93:5)).

    И достояния Своего не оставит. А это имеет связь с сказанным пред этим: яко не отринет Господь людей Своих. Псалмопевец как бы так говорит: Господь сохранить людей Своих во все время скорбей, и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их, пока не воссядет в Божественном судилище. Когда же воссядет в суде правда, т. е. Христос; тогда близ Него будут все правые сердцем, по сказанному: яко mии Бога узрят ((Мф 5:8)). Такую мысль дают следующие за сим слова.

  • 15.

    Дондеже правда обратится на суд; то есть, пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он, бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1 Кор. 1,30), и Ему суд весь даде Отец ((Ин 5:22)).

  • 16.

    Кто востанет ми на лукавнующия? Это — слова скорбящих. Говорить же: кто будет моим споборником на лукавнующих против меня? А потом ощутив, что скоро приидет Помощник, про должает, что душа его давно была бы сведена в ад, если бы не было защиты от Бога.

  • 18.

    Аще глаголах: подвижеся нога моя. Во время скорби видя, что близок я к поползновению, говорил: когда подвижеся нога моя? т. е. уклонюсь ли когда от стояния по Богу, немедленно ощущаю, что защита Твоя и милость Твоя — мои помощники.

  • 19.

    Утешения Твоя возвеселиша душу мою. Не оставлял Ты меня не утешенным; но сколько было у меня скорбей, столько получал я от Тебя и утешений, которые печаль мою переменяли в веселье.

  • 20.

    Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. Ты утешал сердце мое в скорбях; потому что не прибудет Тебе престол беззакония, потому что Ты — праведный Судия, как Бог, и в судах Твоих не будет беззакония. Ибо престол означает суд. Не прибудет же, как прибывает у того, кто созидает труд на повеление. А таков — сопротивник демон, который легкие заповеди Божии делает тяжкими, представляя людям трудность их исполнения. Престолом же беззакония наименовал диавола; потому что престол правды есть Христос, Который противится диаволу.

  • 21.

    И кровь неповинную осудят. Эти лукавые и сопротивные демоны приложат всякое старание уловить душу праведного, но за это, говорить, они будут осуждены. Ибо это значат слова: и кровь неповинную осудят. Пророк говорить, что за неповинно пролитую ими кровь преданы будут они суду и наказанию.

  • 22.

    И бысть мне Господь в прибежище. Но я пользовался промышлением о мне Владыки, и Его имею крепким оплотом.

1.Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!

2.Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.

3.Доколе, Господи, нечестивые,
доколе нечестивые торжествовать будут?

4.Они изрыгают дерзкие речи;
величаются все делающие беззаконие;

5.попирают народ Твой, Господи,
угнетают наследие Твое;

6.вдову и пришельца убивают,
и сирот умерщвляют

7.и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

8.Образумьтесь, бессмысленные люди!
когда вы будете умны, невежды?

9.Насадивший ухо не услышит ли?
и образовавший глаз не увидит ли?

10.Вразумляющий народы неужели не обличит, —
Тот, Кто учит человека разумению?

11.Господь знает мысли человеческие, что они суетны.

12.Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи,
и наставляешь законом Твоим,

13.чтобы дать ему покой в бедственные дни,
доколе нечестивому выроется яма!

14.Ибо не отринет Господь народа Своего
и не оставит наследия Своего.

15.Ибо суд возвратится к правде,
и за ним последуют все правые сердцем.

16.Кто восстанет за меня против злодеев?
кто станет за меня против делающих беззаконие?

17.Если бы не Господь был мне помощником,
вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.

18.Когда я говорил: «колеблется нога моя», —
милость Твоя, Господи, поддерживала меня.

19.При умножении скорбей моих в сердце моем,
утешения Твои услаждают душу мою.

20.Станет ли близ Тебя седалище губителей,
умышляющих насилие вопреки закону?

21.Толпою устремляются они на душу праведника
и осуждают кровь неповинную.

22.Но Господь — защита моя,
и Бог мой — твердыня убежища моего,

23.и обратит на них беззаконие их,
и злодейством их истребит их,
истребит их Господь Бог наш.