< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116

Глава 91

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Псалом песни в день субботный.

    Содержание: Под субботством, или субботою, можно разуметь будущее наследие, потому что за здешними трудами последует упокоение, когда приимем награды свои. Поэтому, Пророк и восхваляет тот будущий покой.

  • 2.

    Благо есть исповедатися Господеви. Имеет в виду хвалу, и дает обещание повторять ее непрестанно день и ночь за соделанное Единородным. Что же соделал Он? Не то ли, что уготовал нам воскресение?

  • 3.

    Возвещати заутра милость Твою, утром возвещать милость Твою, а ночью непреложность Твою.

  • 4.

    В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. Десятострунным псалтирем называется тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, поскольку в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность.

  • 5.

    Яко возвеселил мя ecu Господи в творении Твоем. Взирая на создания Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении побуждаю уста к песнопению.

  • 6.

    Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! Песнословя дела Твои и глубину помышлений Твоих, изумляюсь тому, что соделано Тобою по домостроительству. А неразумные не понимают глубины таинства.

  • 7.

    Муж безумен не познает. В разных словах выражает одно и тоже; потому что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать об этом.

  • 8.

    Внегда прозябоша грешницы яко трава. Не разумеющие таинства, говорит, уподобятся траве, т.е. не имея глубины, они скоро падут и посохнут.

  • 11.

    И вознесется яко единорога рог Мой. Когда враги будут рассеяны и погибнут, тогда рог Мой, т. е. уготованное царство, соделается славным. А мы, ведущие Тебя, увидев истребление врагов Твоих, возвеличимся и превознесемся Тобою, как освободившиеся от прелести многобожия и поклоняющиеся Тебе истинному Богу. Ибо Псалмопевец и здесь опять упомянул о единороге, чтобы единым рогом навести на мысль об едином Боге. Как это животное получило от природы один рог: так и питомцы благочестия покланяются единому Божеству. И старость моя в елеи мастите. После понесенных мною трудов, как бы елеем воспользуюсь тогда для царского священия, — и это будет для меня наградою за долговременные труды.

  • 12.

    И воззре око мое на враги моя. В ряду с прочими благами будет для меня и то, что соделаюсь зрителем падения злоумышлявших на душу мою.

  • 14.

    Насаждени в дому Господни. Эти уподобленные оным кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служить Божественный храм. Во дворех Бога нашего процветут, т. е. в горних обителях, который называет и дворами Господними.

  • 15.

    Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Сказано: благоприемлюще — вместо: блаженствуя; ибо воздано им будет благами, ихже око не виде, и ухо не слыша ((1 Кор 2:9)).

  • 16.

    Яко прав Господь Бог наш. Когда в горних обителях насладятся уготованными благами, тогда возвестят, что праведен и правь Господь, Который соделал, что беззаконные и нечестивые посохли как трава, а праведных и благочестивых насадил в горних селениях, подобно кедрам и финикам. И несть неправды у Бога, потому что Он недоступен злу.

2-3.- "Благо есть славить". Прославление Бога, составление и воспевание Ему хвалебно-благодарственных песней, доставляет писателю душевную отраду. Он полон религиозно-восторженного чувства, и выражение последнего в словах и песнях - есть его жизнь и счастье. "Возвещать утром... и... в ночи" - постоянно, целый день быть полным такого настроения.

5-13.- Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводит к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а "рог праведника" вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана.

14."Насажденными в доме Господнем" являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч.