- 1.
Воспойте Господеви песнь нову; яко дивна (дела) сотвори Господь.
О словах: воспойте Господу новую песнь, мы сказали в начале 95-го псалма, где и смотри. Господь сотворил чудные дела; ибо что может быть удивительнее того, что Бог сделался человеком, сделав и другие чудные дела, между которыми и то, что Он пострадал, о каковых написано в святом Евангелии? Посему-то и говорит, что за сии новые и чудные дела требуется новой песни.
Слова Кирилла: Поистине удивительное дело уничтожение смерти и оживотворение по прежнему рода человеческого. Ибо не один избавлен, как при Моисее один Израиль; напротив того спасена вся земля.
Спасе его десница Его и мышца святая Его.
Божие, говорит, заступление возвратило Ему рабов Его, которые были в плену у диавола; и таковое заступление называет десницею (правою рукою), как способное, и мышцею, как могущественное. И в 43-м псалме сказано: но десница Твоя и мышца Твоя. В некоторых списках читается: Спасла его (αυτον) десница Его, т. е. погибшего человека; так как и это удивительно, что Владыка всего спас своими страданиями преступника и погибшего раба.
У Феодорита, Кирилла, Афанасия, Евceвия и Евфимия пишется: спасла ему, а у других спасла его.
Слова Божественного Кирилла: Возвратил и привел к своему Отцу поднебесную Христос, Который есть десница Отца, Творец всего и строитель. Тоже почти говорит Афанасий. Феодорита: Многократно мы говорили, что рукою называет действие: а десницею—доброе действие. Он говорит, что действие силы Его есть спасение людей. По безмерному своему человеколюбию своею корыстью почитает жизнь людей, почему и не сказал: спасла их десница Его, но спасла ему (или εαυτω); ибо, освободив их от заблуждения, состоящего в почитании идолов, и показав высоту царства своего, доставил спасение. И еще Кирилл: Всеукрепляющая десница Отца спасла для него и для Отца; что же спасла? Явно, что всю поднебесную. Евсевия: Итак, спасает ему—Богу десница Его ведомых ею к блаженству. Ибо не всякий спасаемый спасется для Господа Бога, но только тот, кто освобождается от зол и страстей здравым разумом и принимает познание истины с благочестием.
- 2.
Сказа (явил) Господь спасение свое.
Явил, говорит, Господь миpy спасение, т. е. вочеловечение или спасительную свою волю. Ибо не для того Отец послал, говорит, в мир Сына, чтобы Он осудил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Иоан 3:17).
Пред языки откры правду свою.
Это служит к изъяснению прежде сказанных слов; так как по всей земли разнесся голос Апостолов, проповедавших у всех народов доставленное Господом спасение и оправдание, как мы сказали прежде в 95-м псалме. Впрочем можно понимать это и иначе, что Господь явил спасение свое пророкам и открыл правду свою народам.
Слова Афанасия: Спасение значит Спаситель; так Он назван и Симеоном: видели очи мои спасение Твое. Кирилла: Спасением и правдою называет Христа; ибо Бог Отец и спас нас чрез Него и в Нем и оправдал верою, изгнав, по словам Афанасия, князя века сего, и оправдав нас бывших никогда под властью его. Дидима: Иначе невозможно было бы cиe таинство видеть, если бы благодать Господня не открыла его.
- 3.
Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву.
Дав, говорит, некогда Аврааму обещание помиловать род его и утвердив клятвою то, что Он будет верен в своем обещании, Бог после того вспомнил обещанную Им cию милость и cию верную истину, т. е. привел ее в действие при новом Иакове, иначе в доме нового Израиля; так как христиане называются Иаковом, как полагающие препону, как запинатели злому диаволу и низлагающие и побеждающие его, по словам Дидима. Ибо Иаков значит запинатель. Христиане называются также и Израилем, как видящие Бога умными, или душевными очами, сколько то для них возможно; поелику и Израиль значит: ум, видящий Бога.
Исихия: Сказав об Иакове, он не довольствовался сим, но еще прибавил и дом Израиля, дабы сим без сомнения показать, что Тот, Который исполнил настоящее пророчество, был тот самый, который назвал Иакова Израилем; потому что боролся с Ним желая предъизобразить таинство воплощения; так как плоти свойственна борьба и сплетение.
Видеша вcи концы земли спасение Бога нашего.
Увидали, говорит, все пределы земли, т. е. находящиеся в них люди, соделанное Христом спасение, которое открыто им, как сказано выше, чрез Апостолов.
Исихия: Господь пришел к Иудеям, как к своим; но поелику они закрыли глаза свои, то вместо их увидели спасение Бога пределы земли, все народы, хотя и не видели прежде. Кирилла: То есть никто не остался непричастным спасению чрез Христа, ибо, как я сказал, призвана чрез веру вся земля. Афанасия: Никакое место не исключено из участвования в царстве Христовом. Евсевия: Те, которые, миновав землю, возвысились над нею удалением себя от вещественного и земного мудрования и исканием горнего, помышлением о сем, и которые называются здесь концами земли, увидали cпaceниe и Виновника оного—Бога—Слово, которое есть cпaceниe от Бога.
- 4.
Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте (на псалтири).
О восклицании мы сказали в 94-м псалме, что оно значит победную песнь. Итак восхвалите, говорит, все сущие на земле христиане Бога победными песнями, как победившего диавола; и воспойте Ему песнь новую за произведенные Им новые вещи, и радуйтесь, как освободившиеся от рабства диаволу; причем и пойте в доказательство и обнаружение внутренней вашей радости.
- 5.
Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте.
Под гуслями в приложении к высшему значению мы должны разуметь деятельную добродетель, а под голосом псалма — созерцательную. Итак прославьте, говорит, христиане Христа, по изъяснению божественного Кирилла, деятельностью и созерцанием.
Слова Феодорита: Обратим и мы уста наши в словесные гусли, зубы—в струны, губы—в медный инструмент, а вместо бряцала всякого рода—язык быстродвижный пусть составляет стройный голос бряцаний. Ум пусть движет языком, как некий певец, искусно производящий движение его. Таковые гусли для Бога приятнее бездушных; о чем свидетельствует сам Он, вопия чрез пророка: удали от Меня голос песней твоих, и звука органов твоих не послушаю (Ам 5:23). Феодорита: Cиe: воскликните Господу вся земля, сию, говорю, песнь мы обыкновенно восклицая и взывая в таинственное время (быть может во время священной литургии в день пасхи) приносим Богу, поя и воспевая и со всяким благодушием ликуя.
- 6.
В трубах кованных и гласом трубы рожаны.
Вострубите пред Царем Господом. Вострубите, говорит, христиане трубами, то есть, голосами святых Евангелий, которые называются трубами во множественном числе, как четверочисленные, и в единственном—трубою, потому что хотя и называются Евангелиями, поколику их написали четыре евангелиста, но, по соглашению и силе, составляют одно Евангелие, по словам Исихия. Сии Евангелия назвал кованными трубами, как искованные (составленные) Святым Духом; они же названы им и роговою трубою, потому что исполнены жизни и доставляют вечную жизнь, подобно тому, как и роговая труба составляется из рога животного. Или под трубами кованными понимай содержащиеся в Евангелии заповеди Господни, а равно те же заповеди и под трубою роговою, поколику они доставляют жизнь вечную.
По словам Феодорита, трубою божественное Писание часто называет и взывание, как в следующем месте: когда раздаешь милостыню, не труби пред собою, т. е. не возвещай о ней; кованными трубами называет медные, а роговыми сделанные из рогов и таковые обыкновенно употребляли евреи в праздники о победах. Итак трубы наши суть божественные апостолы, пророки и учители. Афанасия: Посредством труб скованных из меди выражает пламенность и силу евангельской проповеди, а роговой—царственность; поколику цари помазывались из рога; притом и роговою трубою возвещали о вступлении на царство. Нисского: Труба законная есть слово; почему и в праздник водружения кущей узаконило возвышать голос трубами, т. е. голоса пророков, которые закон называет роговыми; так как устроение их зависит от истинного единорога. Евсевия: Слова Апостолов нашего Спасителя называются кованными трубами, по причине испытанности и пламенности веры их, а роговыми по причине деятельности. Ибо роговые трубы делаются из бычачьих рогов; а бык есть животное рабочее: и об Апостолах Павел говорит: или о волах Бог печется? или конечно для нас так говорится?
- 7.
Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вcи живущии на ней.
Пойте, говорит, победные песни царю Христу, победителю диавола, и вследствие сего да поколеблется море, т. е. пусть восплещет море от радости, как мы сказали и в 95-м псалме, изъясняя слова: да веселятся небеса и радуется земля, да подвинется море и полнота его; итак прочитай содержащееся там изъяснение. То что наполняет море, по мнению некоторых, есть рыбы, наполняющие море, о которых говорится в виде олицетворения, что они подвинулись от радости своей.
Слова Афанасия: Морем означает настоящую жизнь по причине горечи обыкновенных в ней забот. Итак она подвинулась с прежнего своего состояния, т. е. в идолопоклонстве, Феодорита: Особенно можно видеть исполнение сего пророчества на многолюдных городах в которых множество благочестивых народов в царствах уподобляется волнующемуся морю. Таков же голос и поющих.
- 8.
Реки восплещут рукою вкупе.
Реки, говорит, будут совокупно рукоплескать, как бы они были разумные люди, радующиеся друг о друге. И бездушные реки почти будут радоваться в пришествие всемирной радости— Христа. Но, по словам Кирилла, в высшем значении реки сии суть учители, которые, по Феодориту, источают годную к питью воду своим учением. О них-то сказал Христос: кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живыя (Иоан 7:38). Или реками называет собрания христиан, которые ежедневно все вместе на подобие рек текут, по словам Дидима, в церквах.
Афанасий: Реки, говорит, суть святые руководители в таинствах, ревность которых в проповеди выражает совокупным плеском. Кирилл: Богодухновенное Писание имеет обыкновение иногда уподоблять святых пророков, апостолов и евангелистов источникам и рекам; и сверх сих наставников святых церквей, предшествующих народам в божественном слове, и сведущих во священных истинах и имеющих способность тайноводствовать. Итак когда услышишь о сих святых реках, что они плещут рукою, представляй это вместо: возвеселятся, усладятся, возрадуются и будут праздновать; по какой причине? По той, что Господь спас поднебесную. Исихий: Реками можем назвать действия Духа; они называются рукоплещущими; потому что во время пришествия Христова совокупились в одно; можем также сказать, что чувственные реки стали рукоплескать и торжествовать по принятии Иорданом, во время крещения Христа. Ибо это была совокупная радость рек и всех вод.
Горы возрадуются.
См. Толкование на (Пс 97:9)
- 9.
От лица Господня, яко грядет.
Даже самые горы возрадуются, говорит, о пришествии Господа, как сказано и в 95-м псалме: тогда возрадуются все, деревья дубравные. В высшем значении горами, по словам Исихия, называются пророки, по высоте зрения их; пророки будут радоваться, потому что увидят пророчества свои исполнившимися на Христе.
Слова Кирилла: Горами почитаются мысленные и высокие силы, которые весьма радуются о спасенных Христом; также и те, которые имеют мысль возвышенную и радуются в ожидании воздаяний за труды. То же говорит и Афанасий: Горы суть ангельские силы; ибо радость бывает на небеси о кающемся грешнике.
Яко идет cyдиmи земли, судити вселенней в правду и людем правостию.
Все это изъяснено в конце 95-го псалма. Но там сказано: и народы истиною своею, а здесь: народы правотою; из чего следует то, что истина и правота означают одно и тоже; потому что кто истинен, тот и прав, и наоборот кто прав, тот и истинен.
Феодорита: Первое пришествие Христово сопровождалось великою милостью; а второе будет сопровождаться правдою. Ибо все предстанем на суд Христов, дабы получить каждому свое, смотря по тому, что кто сделал живя в теле, доброе или худое (2 Кор 5:10).
Ничего нет для сопоставления. - 3.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > Псалтирь > Глава 97