< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104

Глава 79

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец о изменившихся. Свидение Асафу

    Сей псалом содержит в надписи: «в конец» не только потому, что содержит пророчества, как мы говорили многократно, но и потому, что шет в виду конец благоденствия иудеев. В нем есть пророчество об осаждении и порабощении их вавилонянами, которые по сказании Феодорита, составляют конец и печать прежняго их благоденствия. Выражение: о изменииихся, где только находится в псалмах, везде означает изменение, или перемену обстоятельств. Далее в надписи псалма— «Свидение», потому что он свидетельствует, или возвещает о будущих бедствиях, быть может, для того чтобы чрез опасение оных иудеи сделались благоразумнее. Об Асафе мы говорили неоднократно.

  • 2.

    Пасый Израиля вонми!

    Израилем здесь называет или патpиapxa Иакова, потому что Бог обещал хранить его и быть с ним, или происходящей от Израиля народ; как мы сказали в предыдущем псалме, при изъяснении 52го стиха: и повел их (народ Израильский), как стадо в пустынь. А пасущий, означает пасшего, прошедшее время вместо настоящего.

    Другой говорит: Удивительную выразительность имеет слово: внемли. Нелепость, говорит, действий против нас не требует слова, или изъяснения, но только одного воззрения. Ибо довольно только внять и увидать, чтобы подвинуться на защиту против столь жестоких врагов наших. Для сего то и назвал Бога пастырем, а народ овцою, чтобы молча указать в нападающих на него волков и испросить у Бога попечения. Смотри и замечание на 20 стих 76го псалма. Слова Феодорита: Тебе, Владыко, на подобие пастыря о народе своем пекущемуся предлагаю принять мою молитву. Ты, который водил, как овцу, Иосифа, попавшегося братьям как волкам, и, освободив его от рук их, ввел в Египет и поставил выше враждовавших против него.

    Наставляяй, яко овча, Иосифа.

    Речение: Наставляяй — водящий здесь стоит вместо: водивший по замену времен—прошедшего настоящим. Иосифом здесь называет или его самого, так как он руководствовал его во всех его обстоятельствах, как пастырь водит овец своих; почему и написано: и Господь был с Иосифом (Быт 26:21), или Иосифом называет весь народ, так как Иосиф называется как бы отцом всего народа. Так в 15 стихе 76го псалма говорит об Иудеях: сынов Иакова и Иосифа, где и смотри изъяснение сих слов.

    Седяй на Херувимех, явися.

    См. Толкование на (Пс 79:3)

  • 3.

    Пред Ефремом и Вениамином и Манассием.

    Бог, повелев Моисею устроить два золотые обточенные херувима и поставить одного с правой стороны очистилища (иначе покрова кивота, а другого с левой, сказал ему: Я буду открываться тебе оттуда и буду говорить тебе с (сверху) очистилища между двумя херувимами, находящимися на кивоте свидетельства. Итак, Ты, Господи, который сидишь на Херувимах, явися! то есть, откройся, что Ты пришел на помощь тем Иудеям, которые остались в живых после угрозы вавилонян. Ибо их то назвал Ефремом, Вениамином и Манассием; вспомнив выше об Иосифе, Давид по связи воспоминает о двух любезнейших сынах его Ефреме и Манассии и возлюбленном брате Вениамине, как вместе с Иосифом от одной матери рожденном. А сими тремя, по словам Феодорита, называет весь народ, дабы ходатайством Иосифа преклонился Бог на милость к роду детей его и к роду брата его.

    Надобно при сем заметить, что хотя Манассия был старший сын Иосифа; однако Моисей всегда упоминает прежде о Ефреме младшем сыне Иосифа, как предпочтенном ему дедом его—Иаковом и получившем от него обильнейшее благословение, нежели Манассии; притом всегда присовокупляет к сынам Иосифа Вениамина, как потому что он единоутробен с Иосифом, так и потому что после Иосифа родился. А Моисею последовал в этом и Давид, почему и поставляет Ефрема впереди Манассии, а с ним соединяет и Вениамина. Поелику же колено Левиино определено на служение Богу, то посему на место оного назначено в военную службу колено Манассиино; почему и поставлено здесь последним, как составлявшее половину колена и как бы слабейшее Вениаминова; а равно и колено Вениаминово поставляется после колена Ефремова, как слабейшее его. С другой стороны три сии колена были отважнее прочих, посему и упоминаются здесь. А два сына Иосифа Ефрем и Манассия сделались родоначальниками из уважения к отцу их Иосифу.

    Афанасий говорит, что в шествии 12 колен—впереди кивота шли три колена: Иудово, Иссахарово и Завулоново; сзади кивота последовали три колена: Ефремово, Вениаминово и Манассиино. В золотых и обточенных херувимах была слава Божия и шла впереди их во время путешествия. Итак Ты, говорит, Бог—слово изображаемое очистилищем, сущий на херувимах, т. е. имеющий Божественную власть, предходящий кивоту, покажись впереди нас воюющим против врагов и обращающим в тыл противников. Исихий в высшем значении сказал, что пасущий Израиля есть никто иной, как Христос, который сказал: Я есмь пастырь добрый, который пасет Израиля, т. е. имеющих ум зрящий Бога, и водит Иосифа, т. е. язычников; так как Иосиф, по переводу, значит приложение Господне, а к иудеям приложились язычники. Далее Бог сидит на херувимах, т. е. имеющих множество знания, ибо это значит имя Херувимов. А они суть те, которые просветились, по словам пророка, светом познания. Сего то сидящего на подобие царя на херувимах, лик святых молит, чтоб явился и был впереди тех, которые приносят плод добродетели, подобно Ефрему, так как Ефрем в переводе значит плодоносие, и чтобы находился впереди тех, которые чрез правые дела сделались правою рукою Божиею по образу Вениамина, так как Вениамин значит сын десницы и также чтоб находился впереди забывших образы зол, а равно и действия их подобно Манассии, так как Манассия значит забвение (у Никиты).

    Воздвигни силу Твою и npииди во еже спасти нас.

    Восстань, говорит, Господи, и подвинь всю сверхъестественную силу Твою на заступление и помощь нашу, каковая сила Твоя ныне некоторым образом спит по причине великого долготерпения. Мы сказали во многих местах, что древнее Пиcaниe заимствует название действий Божиих от действий человеческих, говоря грубее, чтобы грубые умом евреи могли понимать, о чем смотри (Пс 6:2). т. е. слова: Господи! не яростию Твоею обличи меня, где мы о сем сказали довольно.

    Слова Кирилла: Это сказано пророчески, а сбылось на нас достигших последних веков; ибо в последние времена века сего единородное Слово Божие сделалось человеком. Здесь пророк молится, чтобы Господь совершил восход свой на небеса и взял или возвратил к себе снова тех, которые отвратились было я находились в отчаянии. Опять говорит: когда возсиял для них Сын, которого называют лицем Отца, ибо Он есть образ и начертание ипостаси Его и в Нем и единственно в Нем выражается вполне красота Бога и Отца; то мы обратились к Богу живому и истинному от суетного нашего жития, отцами нам преданного. Далее под сидением на херувимах надобно разуметь успокоение в вышних силах, а под пришествием к нам—домостроительство и неизреченное истощание.

  • 4.

    Боже, обрати ны, просвети (яви) лице Твое и спасемся!

    Обрати, говорит, нас, Господи, от печали к радости или от бегства от врагов наших к сопротивлению им, или из рабства в свободу, или с чужой земли в свое отечество, или обрати нас к Тебе и к твоим хотениям Твоим содействием. Ибо обратитесь ко Мне, говорит Господь, и обращусь к вам (Зах. 1,3); и только яви лице Твое, и сего достаточно для нашего спасения. Это выражение переносное, взято от того подобия, что когда полководец и победитель является на брань, войско его ободряется, а противники бегут и бывают побеждаемы. Так и ты, говорит, Господи, как только явишься, мы возымеем смелость и враги наши обратятся в бегство и будут побеждены.

  • 5.

    Господи Боже сил! доколе гневаешися на молитву раб Твоих?

    Глагол: гневаться, употребил вместо: не призираешь, предыдущим выражая последующее; ибо следствием гнева бывает то, что не смотрят на прошения оскорбителей своих. Доколе, говорит, Господи, Царь сил не смотришь на прошение молитвы, которые приносим Тебе.

  • 6.

    Напитаеши нас хлебом слезным и напоиши нас слезами в меру.

    И здесь подразумевается общее наречие: доколе; доколе, говорит, будешь давать нам в пищу хлеб со слезами, и вино в питие также со слезами? Сими словами иудеи показывают, что ж пищу и питие свое они употребляли со слезами. Или это можно разуметь и иначе, что вместо пищи и питая Ты дашь нам есть и пить слезы. А выражение: в меру, значит: по мере грехов наших. Так, по словам Феодорита, Ты дашь нам слезы, Акила и Симмах перевели: напитал и напоил.

    А если и во время пищи плакали, то когда же имели покой? Это можно понимать я о труде и рыдании при добродетели, как питательном. И кающийся ест и пьет слезы мерою, а не всегда; ибо за оными следует приятное успокоение. Слова Феодорита: Это сделал, когда воздал наказание соразмерно грехам. Так говорит и Господь: какою мерою мерите, будет возмерено и вам. Эту меру видел и пророк Захария, предсказывая о погибели Вавилона. Ибо он сказал, что видел двух жен, имевших крылья удода и несших меру, которую повелено было им отнесть в Вавилон (Зах. 5,9); а чрез них мы познаем праведность суда Божия. Феодора: Выражение: в меру, значит полноту. Так, говорить, наполняем питие слезами, как дающие что нибудь мерою и наполняющие ее совершенно для полноты меры.

  • 7.

    Положил ecи нас в пререкание соседом нашим и врази наши подражниша ны.

    Пререканием Давид называет поношение и уничижение, которое иудеи терпели от вавилонян. То же самое говорит и в предыдущем псалме так: Мы были в поношение соседам нашим, нас передразнивают в поругание живущие окрест нас (Псал 78:4).

    Слова Кирилла: Положены сыны Израилевы в пререкание соседам и в передразнивание врагам; каким образом? Изнемогая и будучи попираемы и падши под ноги врагов своих.

  • 8.

    Господи Боже сил! обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся.

    Те, же самые слова сказал и выше, а повторил их дважды, показывая сим напряженность и усиление своей молитвы и прошения к Богу.

    Того же: В высшем значении желая увидать пришествие Христово, они взывают так к Богу всех: Наконец мы все помилованы явлением Христовым, подавшим нам вечное спасение. Феодорита: Явлением называет пришествие с плотию. Ибо Ты силен, Господь сил, невидимо вызывая их тогда из плена и спасая своим домостроительством язычников.

  • 9.

    Виноград из Египта принесл ecи.

    Здесь Давид вычисляет прежние благодеяния, которые Бог оказал иудеям; он повествует, как Он перенес род иудейский из Египта в Палестину и какие произвел для него чудеса, чтобы сим повествованием убедить Бога не презирать и теперь иудеев, для которых в древности произвел такие чудеса. Притом сим псалмом пророк дает нам пример как должно умилостивлять Бога и какие должно употреблять слова для умилостивления его. Далее изображает род иудейский подобием винограда по причине нежности и живости цвета его, так как подобия лучше впечатлеваются в воображении и памятуются.

    Изгнал ecи языки и насадил ecи и.

    О сих народах, что их было семь, мы сказали в 77 псалме при изъяснении слов: и изгнал от лица их народы (ст. 55). Продолжая подобие с мыслью о винограде, Давид говорит: Ты посадил его, вместо: Ты водворил его на земли, хотя они, преогорчив Бога, и извержены были после, т. е. иудеи.

  • 10.

    Путесотворил ecи пред ними и насадил ecи корения его; и исполни землю.

    Ты, говорит, Господи, путь устроил пред виноградом сим—Израилем, потому что извергнул из того места, в которое он пришел, другие народы, бывшие как бы терном и преткновениями на пути; или что дал ему закон, из которого он мог видеть, где ему ходить. А выражение: посадил корни его, показывает прочность утверждения его. Под корнями понимай первые из двенадцати колен, или вообще царство еврейское. Виноград сей Израильский наполнил землю; не всю вселенную, но только одну землю обетованную и другую, какою завладели иудеи.

  • 11.

    Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия.

    Горами, по словам Феодорита, Давид называет соседственные с Иepycaлимом народы. Сень винограда Израиля есть власть и царствование его, распространившееся на тамошние народы; а кедры суть высокие и имевшие у тех народов преимущества начальники; ветви же винограда—Израиля были владыки Иудовы, поставленные и над сими народами. Далее назвал князей тамошних народов кедрами Божиими потому, что их возвышение было от Бога. Мы находим, что и во время Давида и Соломона многие народы были покорены и платили дань Иудеям.

    По словам Божественнаго Афанасия: Тень винограда—Израиля есть законное служение, потому что закон имеет тень будущих благ. Горы, на которых совершались дела законной тени, были Силом и Cион, на которых и Скиния была водружена. Ветви винограда сего суть пророки из народа возвысившееся на высоту и почивавшие как бы на некиих кедрах—горних, разумных и небесных сил. Лозами и отраслями винограда называет все множество народа, которое владело от реки Евфрата до Индийского моря. Григория Богослова: Итак, Давид оплакивает народ иудейский, называя его неким виноградом, переселенным из Египта—мрачного нечестия и возрастшим до красоты и величия веры, так что покрыл всю землю, и малая сия отрасль сделалась благолозным виноградом, и столь обширным, что доходит до рек, простирается до моря, расширяется далее и далее за пределы, покрывает горы величием славы, превышает кедры, и даже горы и кедры Божии, какие бы горы и кедры ни надлежало здесь разуметь. Григория Нисского: Отрасли возрастающая суть высоты добродетелей, распространяющиеся на подобие ветви до высоты Ангельской. Зеленые листья суть многообразный мир добродетелей цветущих содействием Духа.

  • 12.

    Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя.

    По словам Феодорита, Аванаая и Кирилла отраслями винограда—Израиля называет племена народа, произрастпия от иудеев. Под морем разумеет индийское море; потому что до него простирались пределы царства Иудейского. Отпрыски суть пришельцы, т. е. те, которые приходили к иудеям из язычников и, принимая Богопознание, насаждались чрез оное между евреями. Реками называет Месопотамский Евфрат, где употребил множественное число вместо единственного по свойству еврейского языка, как и в другом месте сказал: Господь извел воду из камня и низвел, как реки, воды (Псал 77:16). А во 2 книге Царств написано в единственном (2 Цар 8:3).

  • 13.

    Вскую низложил ecи onлот его, и обимают и ecи мимоходящии путем?

    Для чего, говорит, Господи, Ты разрушил теперь ограду Израиля, т. е. Божественный надзор Твой, охранявши его, и безопасность, по словам Феодорита, и промышление? И обрывают и повреждают его все народы, проходящие по пути. На сей плачевный вопрос иудеев ответствует чрез Исаию небесный земледелатель Бог: «Я отнял ограду его, потому что ожидал, что он принесет плод, но он произрастил терны» (Ис 5:4).

    Или, по словам Афанасия, оплотом его была стража святых Ангелов, которую устранил от них (от иудеев) Бог. Он предается в пажить нечистым духам, которые и поедают души их, лишая их совершенно мысленного благоплодия. Слова Феодорита: Что для винограда оплот, то промысл Божий для тех, которые удостоились его. Мимопроходящими по пути называет врагов; ибо как путешественники без опасения обрывают виноград неогражденный и неохраняемый и похищают плод с него, так и лишившийся попечения Божия делается удоболовим для любящих неправду.

  • 14.

    Озоба и вепрь от дубравы.

    По словам Феодорита вепрем здесь называется вавилонский царь Навуходоносор, потому что он на подобие свиньи находил удовольствие в грязи сластей и в других нечистотах. А дубрава или роща есть Вавилон, как сгущенный на подобие рощи от множества жителей его, как бесплодный для добродетелей и как служивший жилищем мысленным зверям, т. е. страстям, или злым духам.

    И уединенный (одинокий) дикий (зверь) пояде и.

    Давид здесь под именем одинокого дикого, т. е. дикого кабана разумеет того же Навуходоносора; одинокого, как пришедшего на иудеев войною без других помощников; дикого, как употреблявшего против евреев зверскость и бесчеловечие; так как одинокий есть кабан, который ходит один, от чего и называется одинокий; он не соединяется с другими зверями по причине чрезмерной дикости своей, и дикий кабан особенно вреден для винограда. Феодорит и другие лесным вепрем называют Салманассара, царя Ассирийского, который еще до Навуходоносора поработил Самарян, поелику и он повредил отчасти евреям. Но Навуходоносор совершенно после истребил их.

    Слова вел. Василия: Виноградом могут быть и человеческие души, оградою— ограждение заповедями, и охранение Ангелами. Итак, каждый из нас, имеющий святого Ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, да не окажется чрез истязание за грехи заслуживающим отнятие ограды, и да не лишится остенения и охранения от святых сил, которые, во все время своего пребывании при охраняемых ими, сберегают их в целости. Ибо когда Бог ограждает нас неизреченными некиими вспомогательными средствами, тогда мы не бываем проходимы и подобны пути для нечистых духов и готовы на расхищение. Но душа, лишившись сей защиты, подлежит расхищению от врагов, т. е. враждебных действий и попранию говорящего с хвастовством: что, обойдя поднебесную, вот я пришел; потому что от бесплодной души отступает Дух Святый, падают ограды—Ангельские пособия, входят странники проходящие мимо нас— приводящее к (пагубному) познанию грехов—силы. Она отдается в пищу нечистым демонам, которые и поедают ее, лишая ее умственного благоплодия. И страсти, возобладав ею, повреждают ее на подобие бессловесного вепря, устремляющегося к мерзостям и валяющегося в сих. Это и в псалме сказано о винограднике повреждаемом одиноким и диким вепрем, отличающимся злобою и лукавством и исполненным скверного гpеxa. Слова Феодорита: Виноград весьма повреждает свинья, хотя бы она была общая и домашняя, а особенно дикая и живущая в горах, а если будет из числа диких и одинокая, то она еще более вредна. Ибо таковые звери бывают сильны, каковы и волки, ибо одинокие и сами по себе живущие причиняют больше вреда в высшей степени.

  • 15.

    Ст. 15-16 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей. И соверши и, его же насади десница Твоя.

    Боже, говорит, т. е. Царь горних сил, обрати, т. е. исправь, или обрати виноград Израиля от скорби к радости и из рабства в свободу, как мы изъяснили выше в 3м стихе; посети виноград сей, вместо: уврачуй его, как изнемогший и сокрушенный; соверши его в прежнем благополучии; ибо сей виноград насадила и утвердила десница Твоя, т. е. сила Твоя.

    Другой говорит: С великою трогательностью и жалостью сказано: посети виноград сей. Ибо Ты, говорит, земледелатель сего винограда, видишь опустошение его, как бы недостаточно было слово к изображению повреждения, если бы он не был посещен. И как Ты, по словам Исаии посадил его, т. е. посадил его здесь, то и соверши его снова, т. е. делай его готовым ко спасению чрез Сына человеческого. Кто же это Сын человеческий, как не сам Господь наш, как Он сам Себя называет в Евангелии? Слова Исихия: Поелику ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то по необходимости просит, чтоб обратил его Христос.

    И на сына человечеснаго (призри), егоже укрепил ecи Себе.

    И здесь должно подразумевать общий глагол: призри. Призри, говорит, Господи, на сына человеческого, где сыном человеческим иудеи называют Зоровавеля, который укреплен Богом при царе Дарии; почему он победил двух юношей вопросом своим, доказав, что женщины и истина побеждают все: так, говорит, женщины побеждают все, а наиболее побеждает истина (2 Ездр. 3,12). Почему, заслужив мудрым своим предложением удивление, он получил от царя позволение пойти в Иерусалим и построить снова храм и город. А мы христиане Сыном человеческим называем восприятого Богом—Словом человека, т. е. по словам Феодорита, Владыку Христа. Ибо Бог—Слово укрепил в самом Себе т. е. в Божественной ипостаси человеческую природу, и, сообщив ей Божескую свою крепость, сделал ее сильною против диавола. Это есть молитва к принявшему в соединение с собою человеческое естество, о восприятии сего смешения, чтобы он ускорил воспринять и укрепить его.

    Слова Феодорита: Здесь предсказывание о прозябении от него (винограда) Владыки Христа: ибо просит, чтобы виноград удостоился попечения ради того храма, который будет взят из него, и который ясно назван здесь Сыном человеческим. Итак, пророческое сие слово учит, чтобы те, которые взяты в плен оружием, молили Бога всех о даровании винограду никоторой пощады ради имеющего произрасти из него спасительного корня. Ибо так и сам Господь называет Себя, говоря: Я есмь виноград истинный, и Отец мой делатель есть. Как человек Он есть виноград, а, как Бог, то и земледелатель, Сеющий доброе семя на поле своем. По истине сей виноград распростер ветви свои до моря и отрасли свои до рек, ибо нет места, нет под всем небом, где бы не были утверждены для сего винограда Божественные точила (тиски).

  • 16.

    И соверши и, его же насади десница Твоя.

    См. Толкование на (Пс 79:15)

  • 17.

    Пожжен огнем и раскопан.

    Здесь скрыт глагол: есть. А виноград выражает землю, или город Иерусалим; потому что вавилоняне не только сожгли Иерусалим огнем, но и разрыли его, как повествует о том четвертая книга Царств.

    От запрещения (грозы) лица Твоего погибнут.

    Запрещением Давид называет здесь гнев: гнев твой, говорит, Господи, истребит евреев, попуская вавилонянам произвесть сие погубление их; потому что если бы Ты не принял от винограда Израильского ограды, т. е. посещения и промысла Твоего, то вавилоняне не преодолели и не истребили бы его.

    Другой говорит, что это должно разуметь и о сжегших Иерусалим вавилонянах. Ибо по Твоему, говорит, мановению обратятся в бегство и погибнут; ибо когда Ты намерен наказать их, Тебе не нужно трудиться, но довольно одной только угрозы, чтоб истребить всех.

  • 18.

    Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея.

    И это евреи понимают о Зоровавеле так: пусть приидет сила Твоя, Господи, на мужа десницы Твоей, т. е. приближенного к деснице Твоей и друга ее—Зоровавеля. А мы — христиане относим и сие к восприятому в соединение с Богом Словом человеку, т. е. ко Христу. Давид просит здесь, чтобы пришли знамения и чудеса (которые называются рукою Божиею и перстом Божиим) на мужа десницы Отца; а десница у Отца есть Сын, как Творец всего, по словам Афанасия.

    И на сына человеческого, его же укрепил ecи Себе!

    Те же самые слова, которые Давид сказал выше, он говорит здесь в виде повторения. Далее Сыном человеческим называет Христа, как Сам Христос называл Себя сим именем по причине видимой плоти, которую воспринял от Девы, которая была дщерь человеческая.

    Слова Дидима: Сына человеческого, которого Ты укрепил Себе, не восхотев, чтоб Он имел состав телесный от семени мужеского; ибо сей святый плод составился чрез наитие Святаго Духа на Деву и силу Всевышнего, Который и приготовил виноградную лозу к приношению плода.

  • 19.

    И не отступим от Тебе.

    Евреи под водительством Зоровавеля сказывают, что они не отступили от Бога; а мы — христиане говорим, что под руководством Христа мы не отступили от Бога, но соединились с Ним. Ибо Давид написал сии слова от лица христиан.

    И Божественный Афанасий говорит: никогда не отступим от Тебя мы, которые сделались участниками в Твоей жизни и прозваны Твоим именем, т. е. наречены христианами.

    Оживиши ны, и имя Твое призовем.

    Ты, говорит, Господи, оживотворишь Иудеев вторым построением города их; а нас христиан оживотворишь обновлением достоинства души, производимым чрез святое крещение. Ибо и Иудеи погублены врагами их вавилонянами; и мы христиане умерщвлены мысленными вавилонянами—демонами.

    Далее сказал: мы призовем имя Твое, т. е. мы не будем именовать другого бога, кроме Тебя. Впрочем слова сии собственно, и особенно относятся ко Христу, который оживотворил нас, почему и говорил: Я есмь жизнь (Иоан 14:6); и Его именем мы прозываемся (называемся), будучи называемы, как говорит Исихий, от всех христианами.

Ничего нет для сопоставления.