Глава 99

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-2 Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии.

    Пойте, говорит, христиане, победную песнь, или состоящую в восклицании, Христу за соделанную Им победу над невидимыми врагами—демонами. Работайте Христу, освободившему вас от работы и плена демонского; притом работайте Христу с веселием, или с радостью, как избавившиеся чрез Него от владычества и удостоившиеся иметь, но словам Феодорита, такового Владыку.

    Кирилла: Т. е. не будьте печальны и мрачны, или ленивы к добрым делам, напротив того усердны и веселы и полны радости об уготованной святым надежде. Ибо, по словам Афанасия, рабство у людей производит пагубный страх, а служение Господу чистый страх, от которого рождается в душе веселие. И, по словам Евсевия, служение Ему подобно служению свету, жизни, истина, правда и освящение; ибо всем сим называется Господь. Итак не почитайте служение Ему мрачным, ни печальным и болезненным, напротив того оно исполнено радости и веселия. Феодорита: Царство Бога и Спасителя нашего не имеет, говорит, сходства с горьким владычеством диавола, но оно есть кроткое и человеколюбивое владычество Его. Итак с радостью приступайте к сему служению; а если, говорит Евceвий, кто не служит Ему с веселием, тот да не дерзает представляться пред лице Его, входя в церковь Его с неумытыми ногами.

    Внидите пред ним в радости.

    См. Толкование на (Пс 99:3)

  • 2.

    Работайте Господеви в веселии. Внидите пред ним в радости.

    См. Толкование на (Пс 99:1), (Пс 99:3)

  • 3.

    Уведите, яко Господь той есть Бог наш.

    Искренно, говорит, и с радостью служите Христу, как Богу и узнайте, как из предсказавших о Нем пророков, так и из чудных Его дел, что Господь Иисус—Он есть Бог наш.

    Слова Дидима: Вхождение пред лице Господа противоположно отхождению от лица Его. Итак, как Каин, отшедши от лица Господа, не место переменил, в котором было лице Бога, и перешел на другое место, но удалился от правых мыслей о Боге, и таким образом удалился от лица Его, возлюбив безумие и безбожие, так что уже не имел представления, или мыслей о явлении Бога: так и вшествие ко Господу означает умное представление Его присутствия, как написано: жив Господь, пред лицем Которого я предстал ныне (слова Илии).

    Той сотвори нас, а не мы.

    Хотя, говорит, и родители производят, или рождают детей своих, но это Бог творит; Он виновник их, а родители суть содействующие только причины, как служащие первоначальному повелению Божию. Посему много таких родителей, которые желают иметь детей, но не могут. Так когда Рахиль сказала Иакову: дай мне, детей, а если нет, то умру, патриарх Иаков, как мудрый, в ответе своем, выразил как несомненную истину следующую: разве я Бог, который лишил тебя плода чрева? (Быт. 80,1). Как то весьма верно изъяснил Евсевий.

    Слова Евсевия: И Иов и Давид, не смотря на то, что они рождены от отца и матери, оба говорят: руки Твои сотворили меня и создали меня. И к Иеремии Бог говорит: прежде нежели Я создал тебя во чреве, знаю тебя. Кирилла: Кто имеет естественную власть над всем, тот есть Бог: ибо ничто из тварей не имеет, как я сказал, естественной власти, но все рабски служит сотворившему и мы не сами себя создали и не само по себе появилось на земле разумное животное, но создано от Бога.

    Мы же людие Его, и овцы пажити Его.

    Это сказано и в 94-м псалме, хотя там написано: народ паствы и овцы руки; впрочем cиe не составляет большого различия между ними.

    Слова Феодорита: Он не только Владыка наш, но и Пастырь, доставляющий нам хорошую пажить. А мы народ Его, как царя, и овцы как пастыря. По словам Евсевия: Народом называются лучшие и умнейшие, а овцами занимающее место в числе неразумных и несведущих в божественных писаниях. Исихия: Чьи мы овцы? Знай что Единородного, как говорящего: овцы Мои слушаются голоса Моего; мы народ Того, который пророческим гласом говорит нам: и будете Мне в народ и Я буду вам в Бога (Иep. 11,4). Итак Господь, Он есть Бог, ибо Сын называется тем и другим, как и Отец. Афанасия: Как Бог и Творец всех, Он призывает и усвояет себе всех. Ибо Бог спасает и людей и скоты, одних, как народ свой, а других, как овец пажити своей.

  • 4.

    Внидите во врата Его во исповпдании, во дворы Его в пениих.

    По словам Евсевия, во первых входят во внешние врата дома, а потом уже в дворы Его; так во первых должно исповедоваться во грехах своих, потом воспевать Бога, дабы чрез исповедание очистился язык, и таким образом приносил чистую песнь Богу. Здесь врата и дворы Христовы суть все находящиеся в разных местах земли, по словам Феодорита, церкви, поколику они составляют дом Его. Сказано также о дворах и в 83-м псалме: желает и изнемогает душа моя во дворы Господни.

    Слова Дидима: Врата Господа суть различные добродетели, о которых и в других местах сказано: отворите мне врата правды, дабы пройдя врата Его, мы могли благодарно исповедоваться Богу и в дворах Его, т. е. вошедши в богословие посредством песней.

    Исповедайтеся Ему, хвалите имя Его.

    И здесь Давид говорит почти то же самое, что сказал выше, для распространения и большего поощрения христиан к прославлению Христа. Или под исповеданием разумеет здесь благодарение: благодарите, говорит, христиане Христа, как получившие столько благодеяний от Него, и прославляйте имя Избавителя нашего и Господа.

  • 5.

    Яко благ Господь; в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.

    Хвалите, говорит, имя Христово; потому что Он благ, как сострадательный. Милость Его вечна, а не временна, какова человеческая; а равно и истина слов Христовых никогда не изменится, так что она была не только в древнем Иудейском народе, но и перешла в новый христианский народ.

    Слова Евсевия: Исповедывайтесь как врачу, обнажая душевные раны чрез исповедание грехов. И это делайте смело как изучившиеся несомненному учению о Нем, что Он благ и во век милость его. Исихия: Как благ, т. е. сострадателен и человеколюбив, Он дал в настоящем веке милость дабы, если, по нерадению и впадем в заблуждение, мы могли возвратиться к Нему чрез Его человеколюбие. Ибо истина Божия начавшись от нынешнего рода, откроется и в будущем роде, когда воздаст каждому по делам его. Ибо это есть непреодолимая и неложная истина.

Ничего нет для сопоставления.