- 1.
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд
Под женою, облеченною в солнце, некоторые всецело разумели Пресвятую Богородицу, потерпевшую еще прежде, чем познан был ее Божественный Сын. Но как Господь наш родился за долго пред сим, то великий Мефодий, считая сказанное несоответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь. Не излишне привести здесь и самые слова блаженного Мефодия, который в сказанной беседе от лица девы Проклы говорит: «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь; и что для нас одежда, то для нее свет, и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нее звезды, - звезды лучшие и светлейшие. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею веру банею очищаемых и освобождаемых от тления. Она болит, перерождая душевных в духовных и видом и образом преобразуя их по подобию Христову». И далее: «Не следует считать под вновь рождаемым Самого Христа, ибо за долго до откровения Иоаннова исполнилась тайна воплощения Божественного Слова. Иоанн же говорит и пророчествует о настоящем и будущем». За сим продолжает: «Итак, самая необходимость заставляет признать, что болящая и рождающая искупленных есть Церковь, как свидетельствует у Исаии Дух: прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже npiити труду, чревоболения избеже, и породи мужеск пол (Исаия 66, 7). От кого убежала? - Во всяком случае, от змея, чтобы родить людей - умный Сион мужескаго пола. - Далее: «Итак в каждом из нас духовно раждается Христос; а посему Церковь повивает пеленами и болезнует, пока не вообразится в нас родившийся Христос, чтобы каждый, соединившись со Христом, соделался Христом». Таким образом, Церковь оделась солнцем правды Христом. «Ибо законный свет ночного светила луны имеет под ногами и мiрскую жизнь, подобно луне изменяющуюся». - Глава ея увенчана венцом Апостольских догматов и добродетелей. - Тот же Мефодий говорит: «поелику от луны зависит влажность, то ею означается, иносказательно называемое морем, крещение, спасительное для рождаемых и пагубное для демонов».
Толкование на Апокалипсис.
- 2.
Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения
Утверждаем, что Церковь болит о каждом из возрождаемых водою и духом пока, как сказал Божественный Апостол, не вообразится в них Христос. Ибо отверженцы суть те, которые отпадают от истинного света и за неверие претерпевают сопутствующую их жизни смерть.
Толкование на Апокалипсис.
- 3.
И другое знамение явилось на небе. Вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим
И явися ино знамение на небеси. Под небом, думаем, здесь разумеется воздух; змий же чермный созданный (Пс 103:26) на то, чтоб, как написано у Иова, был поруган Ангелами Божьими (Иов 40:14). Чермен он, хотя и ниспал из Ангелов, или по предрасположенности к убийству и веселию о крови, или же по огневидности Ангельскаго существа. - Семь глав - это семь лукавейших сил его, противоположных действиям духовным, или семь духов, в Евангелии о которых Христос сказал, что они поселяются в человеке, имеющем сердце, выметенное и незанятое добрыми мыслями и делами (Лук 11:25) или семь лукавств, о которых говорит Соломон, что находятся они в сердце врага, громким голосом лицемерно умоляющего ему повинующихся (Пр. 26, 25). - Десять рогов означают или десять грехов, противоположных десяти заповедям закона, или разделения царства, которые для него, радующегося о несогласиях и распрях, доставляют украшение. - Семь венцов на головах его, ибо побеждающие дьявольские действия приобретают победные венцы там, где трудами и усилиями получают победу. О сем блаженный Мефодий говорит так: «Великий, чермный, семиглавый и увлекший третью частью звезд змей, который стоял, строя козни и наблюдая с целью пожрать чадо болящей, есть дьявол». И потом: «Но не получает и обманывается он в уловлении, когда возрождаемые восхищаются на высоту». И немного далее: «Третьею частью звезд названы погрешившие относительно одного Лица Пресвятой Троицы. Пустыня, войдя в которую питается - есть церковь, свободная от зла и находящаяся вне повреждения. Тысячи же, говорит, обнимают совершенное и полное число». После сего по порядку рассуждает о венцах его. Подвизавшаяся сперва на дьявола и умертвившая семь глав Церковь потом получит и наследует семь венцов добродетели.
Толкование на Апокалипсис.
- 4.
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю
Под сим, думаем разумеется нечто двоякое: или первое его падение с неба, последним движением зависти (ибо первое было превозношение), увлекшее на землю преступивших с ним Ангелов, или, по сокрушении главы его, движение хвоста, отвлекающее от небесного мудрования и сопребывания нетвердых, которые по просвещению во Святом Крещении образно названы звездами. Так и Давид пророчествовал об Антиохе, что он имеет быть образом пришествия антихриста.
Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца
И змий стояше пред женою. - Ибо отступник всегда вооружается против церкви, усиленно домогаясь сделать возрождаемых своею пищею, а более, чрез церковь, воздвигая гонение на самого Христа, как главу ея, присвояющаго Себе, что принадлежит верным. Потому и говорит: Савле, Савле, что Мя гониши? (Деян 9:4)
Толкование на Апокалипсис.
- 5.
И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным
И роди сына мужеска. - В лице крещаемых церковь непрестанно рождает Христа, как, по Апостолу, в них изображаемаго даже до полнаго возраста Христова (Еф. 4, 13). - Мужеского пола сын - это чада церкви, неослабленныя похотями, чрез них крепкими, подобно железу, руками сильных Римлян пасет народы Христос Бог. Будет пасти и по воскресении из мертвых, поставляя крепких в вере судиями над слабыми и немощными сосудами - язычниками, которые по неверию не вместили таинственного и нового вина.
И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его
Восхищаются Святые и ныне во время искушений, чтоб не были побеждены угнетениями свыше сил; восхищены будут и тогда на облаках на воздух, и пребудут с Богом, и Его престолом, т. е. высшими Ангельскими силами (1 Сол. 4, 17).
Толкование на Апокалипсис.
- 6.
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
А жена бежа в пустыню. - Когда, говорит, действующий в антихристе дьявол вооружится чрез него на церковь, тогда избранные и достойнейшие, презрев гражданские доблести, суеты и мирские удовольствия, побегут, по словам великого Мефодия, в пустыню, чуждую всякой злобы и плодоносную для всех добродетелей и там избегут приражений воюющих демонов и злых людей. Не лишено вероятности и то, что и чувственная пустыня, как прежде мучеников, спасет убегающих от наветов отступника и лжехриста в горах, пещерах и пропастях земных. - Три с половиною года, означаемые тысяча двумя стами шестьюдесятью днями, есть время, в продолжение которого будет владычествовать отступление. - От него да избавит нас великий Подвигоположник, не попускающий быть искушаемыми сверх сил (1 Кор 10:13), и да дарует нам крепкий помысел, неослабевающий и непреодолимый противными приражениями, чтобы, законно подвизавшись против начальств и властей тьмы, украсились мы венцом правды и удостоились почестей и наград победы. Ибо Ему, чрез немощных обращающему в бегство сильных воздушных князей, подобает победа и держава со Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Толкование на Апокалипсис.
- 7.
Ст. 7-8 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе
Cиe можно отнести и к первому диавольскому за гордость и зависть низвержению из Ангельского чина, а также и поражению его Владычным крестом, когда, говорит Господь, князь миpa сего был осужден и изгнан из прежнего владычества (Иоан 12:31), Божественные Ангелы с Архистратигом Михаилом, не терпя гордости и превозношения, прежде всего правильно извергли его из своего сообщества, как подтверждает сие и Иезекииль: он извержен был Херувимами из среды огненных камней (Иез. 28, 16), т. е., полагаю, из среды Ангельских чинов за найденные в нем беззакония и неправды. В пришествие же Христово служащие ему после искушения Ангелы снова им возгнушались, как обесчещенным рабом. Да будет же известно, как думали Отцы, что по устроении чувственного мiра за гордость и зависть он так низвержен, что, говорит Апостол, ему вверено было прежнее начальство воздушное (еф. 6, 12). И Папий говорит: «некоторым из них, т. е. из прежних Божественных Ангелов позволил владеть и управлять устроением земли и поручил начальствовать хорошо, но, - говорит далее, - случилось, что они ни во что обратили свой чин».
Толкование на Апокалипсис.
- 8.
но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе
См. Толкование на (Откр 12:7)
- 9.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его извержены с ним
И вложен бысть змий великий на землю. - И правильно! Ибо небо не потерпело земного мудрования, так как свет не имеет общего с тьмою. - Хотя слово «сатана» и поставлено с членом, как бы для различения от диавола, но, не смотря на то, оба слова «диавол» и «сатана» суть наименования одного и того же. Дiаволом он называется потому, что лжет и клевещет на добродетели и любящих их, а также людям на самого Бога, как напр., Адаму представил Бога завистливым (Быт 3:4). Да будет же известно, что ниспадение дiавола после креста не было таким местным, как первое, по немощи, падение Праотцев, ибо он сам сказал великому Антонию, что тогда у врага совсем не стало оружия (Пс 9:7). Итак, падение его заключается в разрушении лукавых начинаний и замыслов и после свержения с небес всецелом лишении прежнего владычества. У блаженного Иустина Философа и мученика сказано, что по пришествии Христовом и осуждении в геенну стал он еще большим хулителем, хотя и ранее хулил Бога, но не так бесстыдно. Посему истинно о нем говорится, что по упорству во зле сердце его ожесте, аки камень (Иов 14:15). Если же лукавейшим сделало его ожидание наказания, то, терпя мучения, каким образом посредством огненного испытания может очиститься от скверн греховных или он сам или его делатели? А не получив сего, как будет, по толкованию суемудрых еретиков, ожидать конца своим мучениям?
Толкование на Апокалипсис.
- 10.
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь
Яко низложен бысть клеветник бpaтии нашея. Оболгание или клевета диавола на людей дает, как сказано, название, ему свойственное. - Ангелы же радуются о низвержении его, ибо кая часть верну с неверным (2 Кор 6:15)?
Толкование на Апокалипсис.
- 11.
Ст. 11-12 Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени.
И тии победиша его кровью Агнца. - Обвиняемые, говорит, Святые и им оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа. - А что горнии силы радуются о падении его и скорбят о замыслах на возлюбивших земное, так сие очень правдоподобно, или богоподражательно. - Горе живущим на земли и на мори, т. е. живущим не на небе, но на земле. Так как из сущих на земле многие побеждают и победят врага, по близости наказания весьма ныне ярящагося на подвизающихся, то и необходимо сострадать и оплакивать мудрствующих земное и обуреваемых в море житейском.
Толкование на Апокалипсис.
- 12.
Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени
См. Толкование на (Откр 12:11)
- 13.
Ст. 13-14 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени
Когда диавол, боровшийся со Христом, после Крещения был побежден, и вооружившийся на Святых Апостолов был посрамлен, уразумев, что чрез смерть они получили жизнь, и когда был осужден жить на земле, вращаться на ней подобно змию и питаться ею, т. е. земными мудрованиями и помышлениями, тогда снова начал преследовать Церковь, неослабленную удовольствиями и рождавшую мужеский пол, - людей Божиих. Но с первых времен ей даны любовь к Богу и ближнему, охраняющий и содействующий промысл ради нас Распятаго и два, означаемые крыльями орла, Завета, дабы перенесясь ими на высоту в пустыню, она воспиталась в жительстве чуждом всякого удовольствия. И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время - три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной - горах, пропастях и пещерах.
Толкование на Апокалипсис.
- 14.
И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени
См. Толкование на (Откр 12:13)
- 15.
Ст. 15-16 И пустил змий из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей
И испусти змий за женою из уст своих воду яко реку. Когда, говорит, Церковь побежит в места безводные и недоступные для входа прелестника, тогда, чтобы ее поразить, выйдет во след ее вода на подобие реки; иначе: выйдет множество или злых демонов, или различных искушений. - Земля же, говорится, помогала ей, удерживая стремление лукавых или дальностью расстояния, или безводием и засухою, или смиренномудрием святых, которые, говоря от сердца: «аз есмь земля и пепел» (Быт 18:27), тем самым расторгают все диавольския сети: ибо, как открыто Ангелом божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение.
Толкование на Апокалипсис.
- 16.
Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей
См. Толкование на (Откр 12:15)
- 17.
И разсвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божiи и имеющими свидетельство Иисуса Христа
И иде брань сотворити со оставшими. - А когда лучшие и избранные церковные учители и презревшие землю удалятся по причине бедствий в пустыню, тогда антихрист, хотя и обманется в них, воздвигнет брань против воинствующих Христу в мире, чтобы восторжествовать над ними, найдя легко уловляемыми их, как бы посыпанных земным прахом и увлеченных житейскими делами. Но и из сих многие победят его, ибо искренно возлюбили Христа.
Толкование на Апокалипсис.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Андрей Кесарийский > Откровение Иоанна Богослова > Глава 12
Глава 12
Ничего нет для сопоставления.