- 1.
Ст. 1-3 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змея древнего, который есть дiавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
Здесь рассказывает о низвержении диавола, бывшем во время страданий Владыки, когда его, считавшего себя сильным, связал всемогущий Христос, Бог наш, и, избавив от власти его нас, - его добычу, осудил ввергнуть в бездну. Сие видно из того, что бесы просили Его не посылать в бездну. А что он был связан, о сем свидетельствует уничтожение идолослужения, разрушение идольских капищ, оскудение жертвенных кровей и всемирное распространение и познание Божественной воли. Великий Ириней говорит, что в пришествие Христово дiавол в первый раз узнал, что он осужден в бездну и в геенну огненную. Посему, под сказанным выше можно, думаю, разуметь осуждение Христом дiавола. - Представляя же Ангела служащим сему осуждению, показывает, что по силе дiавол менее даже служебных сил, и напрасно, потому восставал против власти Владеющего всем. - Ужем, для разумения нашего, назвал действие, связующее и удерживающее силу его. - Тысячу лет благоразумнее понимать не как таковое именно количество лет, но считать их или за многие годы, или за число совершенное; ибо многими только по количеству, но не удесятеренными сотнями считаются и те тысячи, о которых сказал Давид: слово, еже заповеда о тысящи родов (Пс 104:8). Многие годы может означать сие число, дабы Евангелие было проповедано во всем мiре и укоренились в нем семена благочестия; может означать и совершенное число, потому что, оставивши в них детскую, подзаконную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова. Итак, тысячей лет называется время от воплощения до пришествия антихристова. Так ли сие, как истолковали мы, или сказанная тысяча лет есть десять раз сто, как думают некоторые, или даже меньше сего, сие известно одному Богу, знающему до какого времени полезно нам Его долготерпение и продолжение нашей жизни. По истечении же сего времени всю вселенную смутит антихрист, вмещающий в себе действие злоначального Велiара, изливая на людей подонки его ядоносной злобы, ибо знает он о неизбежности своего наказания. - Нас же от дел его да спасет всемилостивый Бог, да избавит от уготованного ему и ангелам его наказания и да покажет причастниками вечных благ, уготованных пролившим кровь за непокорность дiаволу. И Ему подобает милость к надеющимся на Него, а от всех Ангельских Святых сил и сущих на земле людей благодарение и поклонение со Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- 2.
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
См. Толкование на (Откр 20:1)
- 3.
и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
См. Толкование на (Откр 20:1)
- 4.
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет
Уже Святым Апостолам даны учительные престолы, с которых просвещены были народы; они даны им будут, по Божественному обещанию, и в будущем веке для осуждения отринувших Евангельскую проповедь, как говорит о сем Давид: тамо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню: яко тамо седоша престоли на суд (Пс 121:4). И прочим Святым Мученикам, пострадавшим за Христа и отвергнувшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, дан будет суд, т. е. власть судить, которою и до ныне судят они, как знаем, демонов, так как вместе со Христом прославляются даже до кончины настоящего века, почитаются благочестивыми царями и князьями и обнаруживают богодарованную силу против всякого вообще телесного недуга и демонского действия. - А что дiавол, антихрист и лжепророк общи друг с другом как действиями, так и именами, сие видно из того, что каждый из них называется зверем. Ибо как змiй или сатана является имеющим семь глав и десять рогов с таким же числом венцов, так и зверь, выходящий из моря, т. е. антихрист, является одетым подобным же образом; к погублению прельщаемых одну с ними волю, деятельность, силу и разум обнаруживает и лжепророк. Освободившиеся от сей погибели будут царствовать предуказанным образом вместе со Христом до второго Его пришествия, после которого еще более получат Божественных обетований.
- 5.
Ст. 5-6 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и два умерщвления, т. е. смерти: первая жизнь, за преступление заповеди, временная и плотская, вторая же, по соблюдении Божественных заповедей, - обещанная Святым жизнь вечная. Соответственно сему есть и два рода смерти: одна плотская и временная, а другая, посылаемая в будущем в наказание за грехи, вечная, т. е. геенна огненная. Имеем также различие и между мертвыми: одних, о которых сказал Исаiя, что они живота не имут (Ис 26:14) и которые своими делами привносят зловоние и умерщвление, нужно избегать; других же, умерщвляющих во Христе помышления плоти, сраспинающихся Христу и мертвых для мiра, должно восхвалять. Явные и достойные сожаления суть мертвецы те, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в греховной мертвенности. Они не оживут с Ним, пока не пройдет тысяча лет, т. е. совершенное число лет, продолжающееся, как выше упомянуто, с первого Его пришествия до славного явлениiя второго, но, как родившиеся от земли, а не от Духа, в землю и возвратятся, ибо их смерть - начало их будущих мучений. А принимавшие участие в первом воскресении, т. е. в восстании от умерщвляющих помышлений и мертвых деяний, суть блаженны, ибо они не испытают второй смерти или безконечных мучений, но, как видим мы, в продолжении понимаемой нами тысячи лет, даже до разрешения сатаны и обольщения им всех народов, будут священствовать и царствовать со Христом не как лишаемые тогда царства, но как, по истечении временного и наступления вечного, получившие его несомненно и твердо. - Не значительно время, которое пройдет по разрешении дiавола до его осуждения и наказания в геенне. А посему слова: «будут иереи Богу и Христу» следует разуметь как повторение прежнего, ибо видимые ныне на опыте и в течении вещей чудеса Святых были только еще будущими, когда было явлено сие Евангелисту. - Итак, есть две смерти, столько же следует принимать и воскресений. Первая есть смерть телесная, посланная в наказание за человеческое преслушание, вторая мука вечная. Первое воскресение есть возрождение от мертвых дел, а второе - переход тела из тления в нетление.
- 6.
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
См. Толкование на (Откр 20:5)
- 7.
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морской.
Некоторые, почему, не знаю, указанное тысячелетие исчисляли за три с половиною года, прошедших от крещения Христова до Его вознесения на небо, после чего, дiавол, думали, был разрешен. Другие же говорили, что по истечении шести тысяч лет дано будет первое воскресение одним умершим Святым, чтобы в продолжение тысячи лет насладились они удовольствием и славою на той самой земле, на которой показали терпение, а что уже после сего будет всеобщее воскресение не только праведных, но и грешников. Но так как ни одного из сих толкований Церковь не приняла, то совершенно излишне о них и говорить. Мы же, следуя словам Господа, сказавшего Саддукеям о праведниках, что они яко Ангели Божии на небеси суть (Матф. 22, 30) и словам Апостола, что несть царство Божiе брашно и питие (Рим 14:17) принимаем и считаем тысячу лет за время Евангельской проповеди. Ибо говорили и ранее, что нет необходимости считать сие тысячелетие за точное число лет; но как в сказанном в Песнях Песней (8, 11-12): «муж принесет в плоде его тысячу сребреник. Виноград же мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его», обозначается не сие число, а изобилие и избыток урожая, так и здесь - совершеннейшее плодоношение веры.
После сего придет человек беззакония, сын погибели (2 Сол. 2, 3), да, по Апостолу, суд приимут все не веровавшие истине, но благоволившие в неправде (2 Сол. 2, 12), и по слову Владыки, сказавшего: Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того npиемлeme (Иоан 5:43). Тогда, как сказано, освобожденный из своего заключения сатана прельстит все народы и для опустошения вселенной поднимет на брань Гога и Магога. - Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дiавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с Еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог - возвышенного или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что npиидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9). Некоторые из толковников сии слова Пророка относили к битве Ассириян с Сеннахиримом при Езекии. Но событие это случилось за много лет до Иезекиилева пророчества. Иные относят к поражению народов, напавших на жителей Иерусалима, когда они, после Вавилонского плена, хотели обновить и укрепить стены города по повелению сперва Кира Персидского, а потом Дария. Относят и к войскам Антиоха, побежденным Маккавеями. Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Сие можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, - что в сем, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего.
- 8.
Ст. 8-10 И вышли на широту земли, и окружили стан Святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. А дiавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Как дикие звери из ущелий, так, говорит, и предводительствуемые дiаволом и его бесами разойдутся из своих мест по всей земле, чтобы пленить и разрушить стан Святых, т. е. Христову Церковь, - водруженную на четырех концах вселенной, не понимая того, что не только один Ангел, но, по слову Псаломскому, многие ополчатся окрест боящихся Бога (Пс 33:8). При этом захотят покорить и овладеть новым Иерусалимом, городом возлюбленным, из которого чрез Апостолов Божественный закон распространился по всей земле (Лук 24:47). Здесь, сказано, антихрист сядет во храме Божiем или Иудейском, прежде Божественном, но потом за дерзновение против Христа разрушенном и, как ожидают богоборные Иудеи, имеющем быть восстановленным антихристом, или присвояя себе чуждое и, как сказал Апостол, показующи себе, яко Бог есть (2 Сол. 2, 4), на самом деле сядет в Божественном храме - Церкви Вселенской. Но, прибавляет, не надолго! Ибо пожрет их и указанные народы огнь, сошедший с неба, будет ли то видимый, как при Илiи, двух пятидесятников (4 Цар 1:10) или славное пришествие Христово поразит их духом уст Его, и вождя их дiавола вместе с антихристом ввергнет в озеро огненное, где они мучимы будут во веки веков. - Мы же, научившись от Христа Спасителя молиться о том, чтобы не подвергаться искушению (Матф 6:13), будем, познавши немощь свою, непрестанно и усердно просить Его, чтобы нам избавиться от предсказанного испытания, не видеть ни пришествия антихриста, ни движения предглаголанных народов и ни смертоносной беды, понуждающей к отступлению от спасительной веры. Но сохраняя, по возможности, неповрежденным и неуязвимым свидетельство совести и добрыми делами показуя пламень любви к искупившему нас своею честною кровью Христу, утверждаемые богатыми щедротами Божиими, будем ожидать получения и наслаждения вечными благами, которые да получим в Самом Спасителе и Искупителе нашем Христе. С ним Отцу со Святым и Животворящим Духом, слава, держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- 9.
И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
См. Толкование на (Откр 20:8)
- 10.
а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
См. Толкование на (Откр 20:8)
- 11.
И увидел я великий белый престол, и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля: и не нашлось им места.
Белым престолом обозначается Божие упокоение, которое Он сотворит в прославленных добродетелями Святых, восседая на них, как на престоле. - Бежание неба и земли означает их прохождение и обновление на мучения, так как в них не найдется места для изменения. Ибо, если тварь ради нас подверглась тлению, то, по свидетельству Апостола, вместе с нами свободится она от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим 8:21), будучи обновляема в блистательнейшем виде, но не подвергаясь окончательному уничтожению, как о сем думали блаженный Антипатр и другие Святые. Блаженный Ириней говорит так: «Не истребляется и не уничтожается ни состав, ни существо твари (ибо верен и истинен устроивший ее), но преходит образ мiра сего, т. е. то, в чем было преступление, ибо в сем обветшал человек, а потому, по Божественному о всем предведению, и образ сей был только на время». Великий Мефодий в слове о воскресении об этом говорит следующее: «Неудобоприятно такое иных рассуждение, что все до основания погибнет и что не будет ни земли, ни воздуха, ни неба; ибо хотя для очищения и обновления весь мiр и воспламенится, будучи потопляем огнем, однако не дойдет он до окончательной погибели и истребления». И ниже продолжает: «и Павел ясно свидетельствует, говоря: чаяние бо твари, откровения сынов Божиих чает, Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании. Яко и сама тварь свободится от работы ucmления и т. д. (Рим. 8, 19-21). И ранее сего Святый Давид, воспевая Господу, сказал: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:30). И Исаiя говорит: будет небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их, но радость и веселие обрящут на ней (Ис. 65, 17-18). И верно, что в преизбытке бесконечной радости, при множестве наград, забудут о бывших при подвигах страданиях, борьбы и болезнях! Он же говорит в другом месте: «якоже бо небо ново, и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, тако станет семя ваше, и имя ваше» (Ис 66:22). Итак, ради нас бывшая тварь вместе с нами же последовательно изменится к лучшему, не переходя, как мы по смерти, в небытие.
- 12.
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Мертвецами называем или всех людей, как потерпевших умерщвление тела, или же умерщвленных прегрешениями. - Великими и малыми называет или, как сказали выше, по возрасту, или же потому, что наказаны будут неодинаково, но сообразно с большим или меньшим совершением мертвенных деяний. Или великие суть праведники, а малые - грешники, поистине непотребные по скверности и малоценности души их ради грехов. Раскрытые книги означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть книга жизни, в которой написаны имена Святых.
- 13.
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
Всякое тело, на что разложилось, из того же самого будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю. Смерть и ад не животные одушевленные, как утверждают некоторые, но смерть есть отделение души от тела, ад же - место, нами невидимое, т. е. неизвестное и незнаемое, приемлющее души наши, отходящие отсюда. - Мертвы души, совершившие мертвые деяния, а души праведных, сказал некий мудрец, находятся в руке Божiей и не прикоснется их мука (Прем. Солом. 3, 1).
- 14.
Ст. 14-15 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
А что ад и смерть ввержены в озеро огненное, сие означает или то же, что и написанное: последний враг испразднится смерть (1 Кор. 15, 26), или что в огонь будут осуждены лукавые демоны, виновные в тяжкой и злой смерти греха, имеющие ад своим убежищем и отсылающие туда для осуждения им покоряющихся. Ибо как городом называются жители его, так смертью и адом - их виновники или их обитатели. Все бывшее от Бога - добро зело, а потому огонь сей будет пожирать и истреблять только то, что не таково, ибо написано, что Бог смерти не сотвори (Прем. Сол 1:13). - А что не будет больше смерти или тления, сие означает, что будут царствовать нетление и бессмертие. - Не следует дивиться тому, что все, ненаписанные в книге живота, ввержены будут в озеро огненное: ибо как многи обители у Бога и Отца для спасаемых, так многоразличны способы и места мучений, которыми будут испытываемы не удостоившиеся написания в книге жизни, а именно: одни будут жесточайшие и острейшие, а другие - умеренные.
- 15.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
См. Толкование на(Откр 20:14)
Ничего нет для сопоставления. - 3.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Андрей Кесарийский > Откровение Иоанна Богослова > Глава 20