- 1. "Святые", т. е. ангелы (Иов 15:15); (Пс 88:7-8); (Дан 8:13) нечисты в очах Божиих (Иов 4:18); следовательно, они не могут допустить мысли о безгрешности низшего по сравнению с собою существа - человека. Поэтому ни один из них не поручится и за него, Иова, за его невинность, незаслуженность наказаний. У Иова нет защитников ни среди людей (Иов 4:7-9), ни среди небожителей.
- 2. Если же, несмотря на это, он будет роптать, проявлять нетерпеливость, то его постигнет участь глупца, призывающего на себя своим ропотом божественный гнев (ср. (Еккл 10:4). Дальнейшее (ст. 8) описание "глупца" теми же чертами, что и нечестивого (Пс 36:35-6), дает понять, что под глупцом Елифаз разумеет грешника.
- 3. Примеры гибели нечестивых известны Елифазу. Неоднократно наблюдая ее, он имел возможность предсказать ожидающее грешника несчастье ("проклял день его") даже в то время, когда еще не было на лице очевидных признаков бедствия, - когда "грешник укоренялся" (ср. (Пс 36:35-36), находился в поре силы, могущества.
- 4-5. - Проявлением его благоденствия, счастья служат дети и имущество (Иов 21:8) и д. ). Но первые с течением времени подвергаются наказанию со стороны представителей правосудия ("будут бить у ворот", - (Быт 34:20); (Втор 22:24); Притч 22.22; (Ам 5:10), второе расхищается: жатвою, защищенною от разграбления изгородью из терна ("из-за терна возьмет ее") пользуются неимущие, голодные (ср. (Пс 36:25), а всем имуществом - "жаждущие", т. е. такие или иные грабители (Иов 18:19).
- 6-7. - Наблюдаемые Елифазом случаи гибели грешника дают ему право установить то общее положение, что причина страданий и бедствий - не вне человека, а в нем самом. Его природа такова ("человек рождается на страдание"), что он совершает преступление, за которым неизбежно следует возмездие. Данное свойство так же неотъемлемо у человека, как у искры - свойство подниматься вверх (евр. "решеф" употребляется и переводится в различных, значениях: в (Пс 77:48) - словом "молния", в (Пс 75:4) - "стрелы"; "решеф". (Втор 32:24) и (Авв 3:5) LXX, Онкелос, Акила и Симмах передают словом "птица". Последнее значение усвояют данному выражению греческое и славянское чтение настоящего стиха: "птенцы суповы", т. е. "коршуна").
- 8. Если в природе человека коренится склонность к греху, то Иову не составляет особенного труда сознаться в своей греховности пред Богом и просить у Него прощения. Так рассуждения 6-7 ст. подготовляют положение 8: вместо того, чтобы роптать, Иов должен смириться и обратиться к Богу.
- 9-16. - Ближайшим побуждением к такому обращение, обеспечивающим его успех, является мысль, с одной стороны, о благости и милосердии Божием по отношению к несчастным, а с другой - о тех наказаниях, которыми Господь поражает всех гордых, противящихся Ему.
- 10-11. - Господь, орошающий водами землю (Пс 103:10-13); (Пс 146:8); (Иер 14:22) и превращающий пораженные засухой местности в продородные (ср. (Пс 106:35-36), превращает людские страдания и горесть в радость (1Цар 2:7-8).
- 12-14. - Бог - отмститель гордых, уповающих на свою силу. Он обращает в ничто их намерения и предприятия, так что "руки их не довершают предприятия", буквально с еврейского: "не сделают ничего прочного". (Еврейское слово "тушийа", переведенное в настоящем случае выражением "предприятие", в трех других местах кн. Иова передается различно: в (Иов 6:13) - "опора", в (Иов 11:6) - "следовало бы понести", в (Иов 12:6) - "премудрость". Производимое экзегетами от арабского глагола "йаса" - "твердо стоять, быть постоянным", "тушийа" означает: "твердость, постоянство, прочное счастье, успех"). Нечестивые гибнут от собственного лукавства (ст. 12-13; ср. (2Цар 17:1-7,14,23); (1Кор 3:20), их успешно начатые дела встречают впоследствии неустранимые препятствия, влекущие за собою гибель (ст. 14; ср (Втор 28:29); (Пс 34:5); (Иер 23:12).
- 15-16. - Господь - защитник угнетенных и бедных (ст. 15; ср. (Пс 56:5); (Пс 63:4), спасающий их от вреда, наносимого им сильным словом и делом (ср. (Пс 106:42).
- 17-27. - Применение мыслей 9-16 ст. к Иову.
- 17-18. - Из связи второй половины ст. 17 с первою видно, что Бог вразумляет человека наказаниями. Вразумление состоит в том, что наказуемый не раздражается, подобно глупцу (ст. 2), а приходит к сознанию своей греховности, смиряется пред Богом. Результатом этого и является блаженство, счастье вразумляемого. Бог смиренных возвышает и спасает; подобный же удел ожидает и вразумившегося. Бог, нанесший ему раны, Сам и исцелит их (ст. 18 ср. (Втор 32:39); (Плач 3:32); (Ос 6:1). Имея в виду спасительные последствия вразумления, Иов не должен противиться постигшим его бедствиям (Притч 3.11; (Евр 12:5), роптать и раздражаться, как это делал до сих пор.
- 19. Если Иов последует совету Елифаза, то Господь спасет его от бедствий неограниченное число раз ("шесть-семь" - Притч 6.16; Притч 30.15,18).
- 20-23. - Господь избавит его от смерти, причиняемой голодом и мечом; от вреда, наносимого языком клеветников (21 ст. ср. 15-16; (Пс 56:5); (Пс 63:4); (Сир 28:20) и д., (Сир 51:3); от враждебных отношений неодушевленной и одушевленной природы: камни не будут вредить плодородию его полей (4Цар 3:19); (Ис 5:2), а дикие звери ему самому и его стадам (Лев 26.22; (Втор 32:24); (3Цар 20:36); (4Цар 2:24); (Иез 5:17); (Иез 14:21); (Ос 2:20).
- 24-26. - Иов будет награжден благами характера положительного.
- 24. Не тревожимый ни людьми, ни внешнею природою, он будет наслаждаться миром: "шатер твой в безопасности" и избытком во всем: "будешь смотреть за домом твоим и не согрешишь", точнее, "не найдешь недостатка", так как евр. "лотехета", переведенное выражением "не согрешишь", происходит от глагола "хата" - "иметь недостаток", "промахиваться" (Суд 10.16; Притч 19.2).
- 25-26. - Взамен умерших детей у него будет многочисленное, как трава (Пс 143:12), потомство, и сам он умрет в глубокой старости, пресыщенный днями.
Ничего нет для сопоставления.