- 1. Прежде всего Иов был настолько целомудрен, что избегал прелюбодейных помыслов. Он условился с глазами ("завет положил"), через посредство которых проникает в душу развращение (Быт 3:6); Притч 23.33), не бросать нечистых взоров на девицу (Притч 6.25; (Сир 9:5,8).
- 2-4. - Побуждением подавлять грех в зародыше служила мысль о наказании ("участь", "наследие"; ср. (Иов 20:29); (Иов 27:13) за нецеломудрие (Быт 39:9), которое при представлении о Боге, как всеведущем Судии (ст. 4; ср. (Пс 39:2), являлось неизбежным.
- 5-6. - Иову чужда была далее неправда в виде скрытой, замаскированной лжи (евр. "шаве"; ср. (Иов 11:11); синодальное - "суета") и обмана (евр. "мирма"). Подобных пороков не может усмотреть за ним самый беспристрастный суд ("пусть взвесят на весах"; ср. (Дан 5:27); он выйдет с него непорочным (ср. (Иов 1:1); (Иов 2:3).
- 7-8. - За уклонение от пути указанной Богом правды (Иов 23:11), начинающееся с пожелания глаз (Быт 3:6); (1Ин 2:16), увлекающих душу на путь греха (Притч 23.33), которая в свою очередь воздействует на руки, заставляя их осквернить себя чем-нибудь нечистым ("пристало к рукам моим"; ср. (Втор 13:18), в данном случае приобретением чужой собственности, Иов готов понести заслуженное наказание. Его посевами должен воспользоваться другой (ст. 8: ср. (Иов 5:5); Лев 26.16; (Втор 28:30) и д. ), а все вообще принадлежавшие ему произведения земли должны быть истреблены. Синодальное выражение "отрасли" передает еврейское слово "цеецаим", которое означает, во-первых, "потомки" (Иов 5:25); (Иов 21:8); (Иов 27:14), во-вторых, "произведения земли" (Ис 34:1); (Ис 42:5). Судя по контексту, здесь оно употреблено в последнем смысле.
- 9-10. - Избегавший прелюбодейных помыслов (ст. I), Иов тем более не виновен в самом прелюбодеянии. Его сердце не прельщалось женою ближнего и он не изыскивал хитрых средств ("строил ковы"; ср. Притч 7.7), чтобы осквернить его семейный очаг. Наказанием за это должна была служить утрата собственной жены, превращение ее в рабыню - наложницу другого: "мелет на другого" (ср. (Исх 11:5); (Ис 47:2).
- 11-12. - Неизбежность такого наказания объясняется тем, что прелюбодеяние - преступление (евр. "зимма" - грех плоти; Лев 18.17; Лев 19.29), подлежащее возмездию по суду Бога (Лев 20.10). По своим последствиям оно - всепожирающий, не знающий границ ("поядающий до истребления", - до "аваддона"; ср. (Иов 26:6) огонь (ср. Притч 6.26-9; (Сир 9:9), сопровождающийся расстройством всего достояния прелюбодея (Притч 5.9; Притч 6.35).
- 13-15. - Иов никогда не злоупотреблял правами сильного по отношению к своим слугам и служанкам, - не отказывал им в справедливом суде. Побуждением к этому служила боязнь божественного наказания. При всем своем неравенстве, различии в положении, господин и слуга - одинаковые творения Божии, а дети одного Отца небесного, братья между собою (Мал 2:10); (Еф 6:9). И Бог не оставил бы без отмщения обидчика своих детей.
- 16-20. - Не отказывая в помощи разного рода нуждающимся (ср. (Иов 22:7), не истощая терпения просящей о помощи вдовы несбыточными обещаниями ("томить глаза"; ср. (1Цар 2:33), Иов был покровителем сирот, вдов и бедных. С первыми он делился хлебом, являлся их отцом, вторым с самого раннего периода своей жизни заменял сына и третьих согревал от холода, доставляя одежду (ср. (Иов 29:13).
- 21. Тем более Иов не был притеснителем сирот ("поднимать руку"; ср. (Ис 10:32); (Ис 11:15); (Ис 19:16); (Зах 2:13), хотя и мог это делать, надеясь на безнаказанность со стороны судей ("когда видел помощь себе у ворот"; ср. (Иов 29:7), у которых пользовался влиянием (Ibid., ст. 8 и д. ).
- 22. Насильник, пусть он лишится органа насилия, - руки.
- 23. Насилие было для Иова невозможно: от него удерживался он страхом пред величием Божиим.
- 24-25. - Щедрый благотворитель (ст. 17-20), Иов был чужд корыстолюбия, не считал земные сокровища величайшим благом, основою своего благосостояния (ср. (Иов 22:25); (Пс 61:11); (1Тим 6:17). Поэтому ему была несвойственна радость при умножении богатств.
- 26-27. - Чуждый служению золоту (Кол 3:5), Иов тем более не может быть обвиняем в настоящем идолопоклонстве, поклонении сияющим, как золото и серебро, солнцу и луне. Он "не прельщался" (ср. (Втор 4:19); (Втор 11:16) их величественным видом и в знак почтения к ним "не целовал руки своей". "Целование руки" - знак почитания у древних. Лукиан представляет индийцев, поклоняющихся солнцу, την χεϊρα κυσαντες περι ορχησεως... Inter adorandum, - замечает Плиний, - dexteram ad osculum referimus.
- 28. Обоготворение твари, перенесение на нее тех почестей, которые должны быть воздаваемы только одному Богу, является отречением от Него, подлежащим наказанию преступлением (ср. (Втор 4:24); (Втор 6:15); (Нав 24:19); (Ис 13:3); (Ис 48:11).
- 29-30. - Верхом добродетелей Иова было доброжелательство по отношению к врагам, исключавшее злорадство при виде их несчастий (Притч 24.17) и пожелание зла при виде благоденствия. Всего этого, особенно призывания на недруга смерти (ст. 30), он избегал, как греха.
- 31-32. - Доброжелательство к врагам было проявлением свойственного Иову человеколюбия, простиравшегося на совершенно чуждых ему лиц (странников) и выражавшегося в широком гостеприимстве. Свидетелями этого являются "люди шатра его", - слуги, говорящие, что не было человека, который бы не насытился от его блюд.
- 33-34. - Благочестие и нравственность Иова не были показными. Если бы он, в действительности порочный, скрывал, как Адам (евр. "кеадам"; синод, "человек"), свои проступки (Быт 3:12), то боязнь быть обличенным, вызвать презрение сограждан заставила бы его скрываться, не позволила бы выйти за двери своего шатра (ср. (Быт 3:8-10). Но он пользовался почетом и уважением, принимал участие в решении общественных дел (Иов 29:7-10,21-25), следовательно, ему было чуждо лицемерие.
- 35. Защитительная речь Иова относится ко всему ранее им сказанному о своей невинности, как скрепляющая, удостоверяющая письмо подпись. "Вот мое желание" = еврейскому: "ген тавп", - "вот мой тав", последняя буква еврейского алфавита, употребляемая для засвидетельствования чего-нибудь (Иез 9:4). Представив доказательства своей невинности, Иов желает, чтобы его соперник, т. е. Бог, явился на суд с ним с обвинительным документом. Вместо: "чтобы защитник мой составил запись", буквально с еврейского должно перевести: "и пусть соперник мой напишет свою обвинительную запись".
- 36. В сознании своей правоты Иов не может допустить мысли, чтобы эта "обвинительная запись" доказала его виновность. Наоборот, она послужила бы свидетельством его невинности: восстановила бы его достоинство ("носил на плечах"; ср. (Ис 9:5) и честь ("возлагал бы ее, как венец"; ср. (Зах 6:11).
- 37. Поэтому Иов отвечал бы Богу, не как робкий, трепещущий при мысли о наказании Адам, а как князь, т. е. смело и безбоязненно ("приблизился к Нему, как князь").
- 38-40. - Если все сказанное Иовом неверно, если он величайший грешник, наказания которого требует неодушевленная природа (Иов 20:27); (Авв 2:11) и д. ), - истощенная его жадностью почва (ср. (Пс 64:11); если он делал невыносимою жизнь ее прежних владельцев (ср. (Иов 22:8), то пусть на него во всей силе падет проклятие, поразившее первого человека (ст. 40; ср. (Быт 3:18). Пусть он будет, подобно ему, отвергнут Богом.
Ничего нет для сопоставления.