- 1-5. - Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь.
- 1. Гроза с сопровождающими ее громом и молниею - предвестники предстоящего явления Бога (Исх 19:9,16-17), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха (Ис 6:5); (Иез 2:1); (Дан 10:7-8).
- 2. Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром (Пс 28:1), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуя.
- 3. Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли.
- 4. За молнией следует гром, и "он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан", т. е. за громом вновь - молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются.
- 5. Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер ("дивно", ср. (Пс 64:6); (Пс 64:14); (Дан 8:24), величие Бога (ср. Пс XXVIII) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений.
- 6-8. - К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, - между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол "хатам" - "полагать печать" в (Иов 9:7); (Откр 20:2-3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс 103:20-2).
- 9. Зима - время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими "гахедер", - из внутренней части юга (Иов 9:9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Хадрах (Зах 9:1) называется в Талмуде "землею юга", - с юга (Ис 21:1); (Зах 9:14) или юго-востока (Ос 13:15), вторая приходит от "миммезарим", - от севера.
- 10. Под влиянием холодных ветров ("от дуновения Божия"; ср. (Исх 15:10) появляется лед, и поверхность воды делается плотною ("сжимается"), - затвердевает.
- 11-13. - Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального "или в благоволение" должно стоять: "или для Своей земли": дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли.
- 14-18. - Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами (Иез 28:8), то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?
- 19. Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. (Иов 9:33). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: "но желает ли человек быть уничтоженным?" (буквальное чтение второй половины стиха).
- 21. Правильное чтение данного стиха такое: "и теперь нельзя глядеть на Его свет, когда он ярко блестит в небесах после того, как пронесся ветер и расчистил их". Если человек не выносит солнечного света, то не будет ли он ослеплен, стараясь проникнуть в тайны божественной премудрости? Одно из соображений в пользу мысли о необходимости предать себя в руки Господа.
- 22. Вместо "светлая погода" в буквальное переводе с еврейского должно читаться: "золото приходит с севера". Людям известно месторождение золота, оно добывается на севере (Геродот, III, 116; Плиний, VI, 11, 33). Но что касается премудрости Божией, божественных определений о человеке, знание которых дороже обладания золотом (Иов 28:12-16), то они недоступны смертным - "окрест Бога страшное великолепие".
- 23. Хотя определения Господа непостижимы, но они безусловно справедливы. Так вынуждается Иов вручить свою судьбу Богу, смиренно подчиниться Его воле.
- 24. И не только Иов, но и все люди, даже мудрые должны преклониться пред неисповедимыми путями Божьими. "Бог не смотрит ни на кого из мудрых" (вторая половина стиха), их мудрость не может отвратить Его определений.
Ничего нет для сопоставления.