- 1-9. - Все языческие приметы и самое языческое служение богам, в особенности поклонение разным истуканам, в высшей степени бессмысленно. С иронией пророк говорит о том, как делаются эти истуканы.
- 1. Дом Израилев — т. е. находящиеся в плену северные колена (ср. (Иер 3:11) и сл. (Иер 7:12).
- 2. Пути язычников — образ жизни язычников и особенно их религия. — Знамения небесные — некоторые необыкновенные явления в мире небесных светил.
- 3. Уставы — т. е. основные положения веры. (Об идолах ср. (Ис 40:19) и сл. (Ис 41:7); (Ис 44:12) и сл.)
- 5. Как обточенный столп — точнее: как пугало для птиц в огороде. (Ср. (Ис 46:7) и (Ис 41:23).
- 9. Фарсис — см. (Ис 23:1) — Уфаз — Офир (Таргум, Феодотион).
- 10-16. - В противоположность ничтожеству идолов пророк изображает величие Иеговы, пред которым все идолы падают.
- 13. О хранилищах ветра см. (Иов 37:22)
- 17-25. - Пророк предвидит нападение вавилонян на Иерусалим, падение города и отведение народа иудейского в плен. Роптать против такого решения Иеговы не следует, потому что иудеи сами виновны в своей погибели. Притом нельзя смотреть на поражение иудеев как на окончательное.
- 17. Здесь пророк, очевидно, обращается к жителям Иерусалима.
- 19. Моя скорбь — т. е. она заслужена мною. Пророк говорит от лица лучшей части иудейского народа.
- 24. Народ умоляет Бога об уменьшении меры заслуженного им наказания. Особые замечания. Отдел с 1 по 16-й ст. является вполне самостоятельным, тогда как 17–25 ст. по форме и содержание явно примыкают к предыдущим изречениям из времен Иосии и Иоакима и, может быть, образуют заключение к храмовой речи, заключающейся в VI–IX гл. — В тексте LXX не имеются 6, 7, 8 и 10 ст. Довольно сильно различие между подлинным текстом и текстом LXX и в отделе с 17 по 25 ст.
Ничего нет для сопоставления.