- 1-6. - Враждебность, проявленная в отношении к пророку его согражданами, побуждает пророка просить им наказания от Бога. Даже страна иудейская вопиет к Богу на людей, из-за упорства которых она подвергается всевозможным опустошениям, причем сами виновники этих несчастий остаются безнаказанными. Ответ Господень не только не утешает его, а yтверждает, что его беды ещё увеличатся.
- 1-2. - Иеремия стоит здесь пред тою же загадкой, какая мучила Иова (Ср. (Иов 12:6); (Иов 21:7) и сл.).
- 4. Пророк жалуется здесь вероятно за продолжающуюся в Иудее засуху (ср. (Иер 14:1) и сл.). — Он не увидит, т. е. пророку не дождаться исполнения своих грозных предвещаний.
- 5. В наводнение — правильнее: в зарослях иорданских, где водятся львы (ср. (Иер 49:19); (Иер 50:44); (Зах 11:3).
- 6. Бог предвозвещает пророку, что даже его близкие родные будут стараться причинить ему зло.
- 7-13. - Все-таки ничего не случается без воли Божией. Рука Иеговы в настоящее время так тяготеет над Иудейскою страною, хотя Бог не перестает любить Свой, наказываемый Им, народ.
- 7. Дом Мой, удел Мой, т. е. страну и народ иудейский (ср. (Ос 8:1). — Отсюда и до 13-го стиха идет прекрасное стихотворение, в котором говорящим является Сам Иегова.
- 9. На птиц, отличающихся разноцветным блестящим оперением, обыкновенно нападают другие птицы (Tacit., Annal., VI,28; Sueton., Caisar, 81; Plinii hist. natur., X, 17).
- 10. Чужие пастыри, т. е. цари и князья причинили много бед Иудейскому государству в 9-й год правления царя Иоакима (4Цар 24:1) и сл.). В это время и сказана, очевидно, речь пророка.
- 14-17. - Но Господь все-таки приведет в осуществление Свой план о спасении Иудеи. Злые соседи иудеев (Моав, Аммон, Едом и др.) испытают ту же судьбу, что и иудеи, но потом, вместе с иудеями, будут восстановлены в своих уделах. Мало того. Они могут принять веру иудейскую и водвориться среди народа Божия. Это и необходимо, если они хотят быть спасены. Особые замечания. В противоположность мнению некоторых критиков о неподлинности этой главы следует принять во внимание, что предсказание 14–17 о пленении моавитян, аммонитян и др. Навуходоносором, по воле Божией, не пришло в исполнение. Если бы автором ХII-й гл. был иудей, живший после плена, то едва ли он поместил бы в книгу пророчество оставшееся неисполненным.
Ничего нет для сопоставления.