- 1. Вот постановления и законы,
которые вы должны стараться исполнять в земле,
которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение,
во все дни, которые вы будете жить на той земле. - 2. Истребите все места,
где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим,
на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; - 3. и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их,
и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их,
и истребите имя их от места того. - 4. Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего;
- 5. но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш,
из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его
там, обращайтесь и туда приходите, - 6. и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши,
и десятины ваши, и возношение рук ваших,
и обеты ваши, и добровольные приношения ваши,
[и мирные жертвы ваши,]
и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; - 7. и ешьте там пред Господом, Богом вашим,
и веселитесь вы и семейства ваши
о всем, что делалось руками вашими,
чем благословил тебя Господь, Бог твой. - 8. Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем,
каждый, что ему кажется правильным; - 9. ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел,
который Господь, Бог твой, дает тебе. - 10. Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле,
которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел,
и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас,
и будете жить безопасно, - 11. тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш,
чтобы пребывать имени Его там,
туда приносите всё, что я заповедую вам [сегодня]:
всесожжения ваши и жертвы ваши,
десятины ваши и возношение рук ваших,
и все, избранное по обетам вашим,
что вы обещали Господу [Богу вашему]; - 12. и веселитесь пред Господом, Богом вашим,
вы и сыны ваши, и дочери ваши,
и рабы ваши, и рабыни ваши,
и левит, который посреди жилищ ваших,
ибо нет ему части и удела с вами. - 13. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте,
которое ты увидишь; - 14. но на том только месте,
которое изберет Господь [Бог твой] в одном из колен твоих,
приноси всесожжения твои
и делай все, что заповедую тебе [сегодня]. - 15. Впрочем, когда только пожелает душа твоя,
можешь заколать и есть,
по благословению Господа, Бога твоего,
мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих:
нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; - 16. только крови не ешьте:
на землю выливайте ее, как воду. - 17. Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины
хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего,
и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего,
и всех обетов твоих, которые ты обещал,
и добровольных приношений твоих,
и возношения рук твоих; - 18. но ешь сие [только] пред Господом, Богом твоим,
на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, —
ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя,
и левит, [и пришелец,] который в жилищах твоих,
и веселись пред Господом, Богом твоим,
о всем, что делалось руками твоими. - 19. Смотри, не оставляй левита во все дни,
[которые будешь жить] на земле твоей. - 20. Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои,
как Он говорил тебе,
и ты скажешь: «поем я мяса»,
потому что душа твоя пожелает есть мяса, —
тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. - 21. Если далеко будет от тебя то место,
которое изберет Господь, Бог твой,
чтобы пребывать имени Его там,
то заколай из крупного и мелкого скота твоего,
который дал тебе Господь [Бог твой],
как я повелел тебе,
и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей; - 22. но ешь их так, как едят серну и оленя;
нечистый как и чистый [у тебя] могут есть сие; - 23. только строго наблюдай, чтобы не есть крови,
потому что кровь есть душа:
не ешь души вместе с мясом; - 24. не ешь ее:
выливай ее на землю, как воду; - 25. не ешь ее,
дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя [во веки],
если будешь делать [доброе и] справедливое
пред очами Господа [Бога твоего]. - 26. Только святыни твои, какие будут у тебя,
и обеты твои приноси, и приходи на то место,
которое изберет Господь [Бог твой,
чтобы призываемо было там имя Его]; - 27. и совершай всесожжения твои,
мясо и кровь, на жертвеннике Господа, Бога твоего;
но кровь других жертв твоих должна быть проливаема
у жертвенника Господа, Бога твоего,
а мясо ешь. - 28. Слушай и исполняй все слова сии,
которые заповедую тебе,
дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век,
если будешь делать доброе и угодное
пред очами Господа, Бога твоего. - 29. Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы,
к которым ты идешь, чтобы взять их во владение,
и ты, взяв их, поселишься в земле их; - 30. тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им,
по истреблении их от лица твоего,
и не искал богов их, говоря:
«как служили народы сии богам своим, так буду и я делать»; - 31. не делай так Господу, Богу твоему,
ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он,
они делают богам своим:
они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим. - 32. Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить;
не прибавляй к тому и не убавляй от того.
3.«Столб» (массеба) деревянное цилиндрическое изваяние в честь Астарты, «роща» (русск.) или «дубрава» (слав.), евр. ашера — ветвистые деревья (ср. (Ос 4:13) с жертвенниками в честь той же богини. «Истребить имя их от места того», чтобы уничтожить само воспоминание о бывшем здесь идолопоклонстве. Так поступили, напр., рувимляне, изменив имена городов Нево и Ваал-Меон (Чис 32:38).5.Т. е. туда, где будет иметь пребывание скиния и впоследствии — храм.6-14.- 17 – 19, 26 – 27. Принося в указанном месте свои жертвы, евреи должны здесь же съедать и десятины плодов, и первенцев скота, и обетные и добровольные приношения, приглашая к трапезе левитов и пришельцев.
По закону, десятины поступали в пользу левитов (Лев 27.30–33; Чис 18.20–32), первенцы мужского пола принадлежали Богу (Исх 13.1–2,11–16); и наконец обеты, по самому свойству своему, должны принадлежать Господу. Между тем, в настоящем случае и о десятинах, и о первенцах, и об обетах говорится, что они должны быть съедаемы самим приносящим при участии левитов и бедняков. Очевидно, что в настоящем случае разумеются не обычные десятины, первенцы и обеты. Комментаторы предполагают, что кроме вышеотмеченной десятины, поступавшей в пользу левитов (Лев 27.30–33), существовала так называемая вторая десятина, которую евреи должны были посвящать на дела благотворительности. Из Втор 14.22–29 видно, что эту десятину можно было приносить к скинии натурой, или (в том случае, когда скиния отстояла далеко) деньгами, а деньги употреблять на дела благотворения. Через два года в третий вторую десятину можно было съедать дома (а не при скинии), приглашая к трапезе левитов и бедняков (блаж. Феод. Толк. на кн. Втор., вв. 10, 13).15-16.- и 20 – 25. В пустыне запрещалось закалать чистое животное иначе, как при скинии, т. е. в жертву Господу (Лев 18.1); по вступлении же в землю обетования израильтяне получали право, «когда только пожелает душа их, — закалать (где угодно) и есть мясо» чистых животных, данное им «по благословению Господню». Подобная трапеза не имела характера жертвы: «нечистый и чистый» могли есть её, как едят (мясо) серны и оленя (ст. 15).
«Только крови не ешьте, — замечает законодатель, — на землю выливайте ее, как воду, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (ст. 16, 23). Во внимание к потребности усиленного питания ослабленной грехом природы человека, евреи получают подтверждение своего права (Быт 9:3) есть мясо, но вместе с тем получают и то предостережение, которое дано было Богом при благословении мясной пищи (Быт 9:5). Кровь, как условие жизненности телесного организма (в Лев 17.14 читаем «душа всякого тeла есть кровь его») и вместе как символ принципа жизни вообще, — должна быть священной в глазах еврея. В установлениях о ветхозаветных жертвах крови жертвенных животных усвояется очищающее значение: «душа тела в крови, — говорить Господь, — и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев 17.11). Очищает, разумеется не сама по себе, а в силу того нравственного настроения, которое должен был испытывать приносивший жертву раскаявшийся грешник и, — особенно, в силу своего преобразовательного отношения к искупительной крови новозаветного Агнца.
По мнению блаж. Феодорита, запрещение вкушать кровь чистых животных «врачует в израильтянах склонный к убийствам нрав их. В самом деле, если есть кровь бессловесных животных значило «есть душу», то тем более законопреступно разлучать с телом разумную душу» (Толк. на кн. Втор., вопр. 11). В кн. (Быт 9:6) вслед за 5 ст. знаменательно стоит: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9:6).



