- 1. Вот благословение, которым Моисей, человек Божий,
благословил сынов Израилевых пред смертью своею. - 2. Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира,
воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых;
одесную Его огнь закона. - 3. Истинно Он любит народ [Свой];
все святые его в руке Твоей,
и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим. - 4. Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова.
- 5. И он был царь Израиля,
когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. - 6. Да живет Рувим и да не умирает,
и [Симеон] да не будет малочислен! - 7. Но об Иуде сказал сие:
услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его;
руками своими да защитит он себя,
и Ты будь помощником против врагов его. - 8. И о Левии сказал:
туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем,
которого Ты искусил в Массе,
с которым Ты препирался при водах Меривы, - 9. который говорит об отце своем и матери своей:
«я на них не смотрю»,
и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает;
ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, - 10. учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля,
возлагают курение пред лице Твое
и всесожжения на жертвенник Твой; - 11. благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи,
порази чресла восстающих на него и ненавидящих его,
чтобы они не могли стоять. - 12. О Вениамине сказал:
возлюбленный Господом обитает у Него безопасно,
[Бог] покровительствует ему всякий день,
и он покоится между раменами Его. - 13. Об Иосифе сказал:
да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба,
росою и дарами бездны, лежащей внизу, - 14. вожделенными плодами от солнца
и вожделенными произведениями луны, - 15. превосходнейшими произведениями гор древних
и вожделенными дарами холмов вечных, - 16. и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее;
благословение Явившегося в терновом кусте
да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих; - 17. крепость его как первородного тельца,
и роги его, как роги буйвола;
ими избодет он народы все до пределов земли:
это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины. - 18. О Завулоне сказал:
веселись, Завулон, в путях твоих,
и Иссахар, в шатрах твоих; - 19. созывают они народ на гору,
там заколают законные жертвы,
ибо они питаются богатством моря
и сокровищами, сокрытыми в песке. - 20. О Гаде сказал:
благословен распространивший Гада;
он покоится как лев и сокрушает и мышцу и голову; - 21. он избрал себе начаток земли,
там почтен уделом от законодателя,
и пришел с главами народа,
и исполнил правду Господа и суды с Израилем. - 22. О Дане сказал:
Дан молодой лев, который выбегает из Васана. - 23. О Неффалиме сказал:
Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа;
море и юг во владении его. - 24. Об Асире сказал:
благословен между сынами Асир,
он будет любим братьями своими,
и окунет в елей ногу свою; - 25. железо и медь — запоры твои;
как дни твои, будет умножаться богатство твое. - 26. Нет подобного Богу Израилеву,
Который по небесам принесся на помощь тебе
и во славе Своей на облаках; - 27. прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными;
Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй! - 28. Израиль живет безопасно, один;
око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином,
и небеса его каплют росу. - 29. Блажен ты, Израиль!
кто подобен тебе, народ, хранимый Господом,
Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей?
Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.
2.Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости и благости божественной во время путешествия евреев из Египта в Ханаан.3.Ср. Исх 19.5–8.5.«И он (Моисей) был (как бы) царь Израиля, когда (вокруг него) собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми».6.В еврейском тексте имя Симеона опущено. «Симеон не благословлен, — замечает св. Ефрем Сирин, — потому что был проклят отцом своим Иаковом за избиение сихемлян и, вместо того, чтобы покаяться в первом своем преступлении, приложил к сему новое преступление в лице Замврия, сына Салмона, подвергнув истреблению двадцать четыре тысячи (Чис 25:9), которые, — за грехи его, — поражены были язвою. Левий же, хотя и был проклят вместе с Симеоном, но приял благословение от Моисея, во-первых, за ревность левитов, которые поразили поклонившихся тельцу; во-вторых, за ревность левита Финееса, с какою он устремился на Замврия, сына Салмона, и убил его» (Толк. на кн. Втор., гл. XXXIII); наконец, в силу богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы. В греческом тексте перевода LXX имя Симеона не опущено.7.«Приведи его к народу его», как вождя и защитника, огражденного помощью свыше.8.«На святом муже Твоем (Аароне), которого Ты искусил (вместе с Моисеем) в Массе (Исх 17.1–7), с которым Ты препирался при водах Меривы» (Чис 20.1–13, 22–24).9-10.- Имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и в народе.12.В выражении «и Он покоится между раменами его» некоторые комментаторы видят предуказание на храм Иерусалимский, построенный в уделе Вениамина, на горе Мориа, между вершинами Сиона и Масличной горы.19.Под «сокровищами, сокрытыми в песке», разумеют: 1) богатство, добываемое путем земледелия; 2) богатство, добываемое путем изготовления стекла, известного с глубочайшей древности в Египте, Финикии и др. странах; 3) богатство, добываемое путем торговли пурпуровыми раковинами, встречавшимися на финикийском побережье.21.Гад «избрал себе начаток земли», т. е. (вместе с Рувимом и полуколеном Манассии) получил прежде других колен причитавшийся ему надел земли (в пределах первых завоеваний Израиля). «Там (в Восточном Заиорданье) почтен уделом от законодателя».
«И пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с Израилем», т. е. исполнил все то, что было предъявлено ему как непременное условие при даровании земельного надела (Чис 32:1); Втор 3.12–20; (Нав 4:12); Нав 22.1–9).22.Сравнение, выражающее силу и отвагу данитян.23.«Море и юг во владении его». Под именем моря нужно разуметь море Киннерет, т. е. Гениссаретское озеро. В слове «юг» многие из комментаторов видят указание на роскошный южный климат и богатую растительность окрестностей Гениссаретского озера.24-25.- «Окунет в елей ногу свою; железо и медь — запоры твои» Образное указание на материальное благоденствие Асира: «богатство его будет умножаться с каждым днем».28.Ср. (Чис 23:9) «Израиль живет безопасно, один», находясь «под мышцами» божественного Промысла (ст. 27, 29).



