- 1. Если будет тяжба между людьми,
то пусть приведут их в суд и рассудят их,
правого пусть оправдают, а виновного осудят; - 2. и если виновный достоин будет побоев,
то судья пусть прикажет положить его и бить при себе,
смотря по вине его, по счету; - 3. сорок ударов можно дать ему, а не более,
чтобы от многих ударов
брат твой не был обезображен пред глазами твоими. - 4. Не заграждай рта волу, когда он молотит.
- 5. Если братья живут вместе
и один из них умрет, не имея у себя сына,
то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого,
но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену,
и жить с нею, — - 6. и первенец, которого она родит,
останется с именем брата его умершего,
чтоб имя его не изгладилось в Израиле. - 7. Если же он не захочет взять невестку свою,
то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет:
«деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле,
не хочет жениться на мне»; - 8. тогда старейшины города его
должны призвать его и уговаривать его,
и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», - 9. тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин,
и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его,
и скажет: «так поступают с человеком,
который не созидает дома брату своему [у Израиля]»; - 10. и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.
- 11. Когда дерутся между собою мужчины,
и жена одного [из них] подойдет,
чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его,
и протянув руку свою, схватит его за срамный уд, - 12. то отсеки руку ее: да не пощадит [ее] глаз твой.
- 13. В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;
- 14. в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;
- 15. гиря у тебя должна быть точная и правильная,
и ефа у тебя должна быть точная и правильная,
чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь Бог твой дает тебе [в удел]; - 16. ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду.
- 17. Помни, как поступил с тобою Амалик
на пути, когда вы шли из Египта: - 18. как он встретил тебя на пути,
и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился,
и не побоялся он Бога; - 19. итак, когда Господь Бог твой
успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле,
которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею,
изгладь память Амалика из поднебесной;
не забудь.
1.Об организации суда см. Втор 16.18–20; Втор 17.8–13.3.В предупреждение увлечения со стороны палача раввины позднейшего времени постановили, что высшей мерой телесного наказания должны быть 39 ударов. На этом основании и Ап. Павел, будучи неоднократно присуждаем еврейским судом к телесному наказанию, подвергался «сорока ударам без одного» (2Кор 11:24).4.«Высший смысл этого ясно показал нам божественный апостол (1Кор 9.9–11). Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю, и с трудом обмолачивает снопы» (блаж. Феодор., Толк. на кн. Втор., вопр. 31).
См. пр. к (Втор 14:21)5-10.- Исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетным брата, так называемый левиратный (levif — деверь) брак, имевший своей целью поддержание «имени почившего в израиле».
За неимением брата, бездетную вдову должен был взять ближайший родственник.
Делая левиратное постановление, Моисей вводил не новый закон, а только сообщал юридическую силу древнему обычаю, существовавшему у евреев и некоторых других народов. Первый библейский пример левиратного брака встречаем в семействе сына патриарха Иакова — Иуды (Быт 38:1). Правда, Моисей несколько ослабляет обязательность исполнения древнего обычая, но обставляет это отступление такими формальностями, которые имеют характер косвенного побуждения к тому, чтобы эти отступления не были слишком частыми (ср. блаж. Феодорита вопр. 32 на кн. Втор.).11-12.- Помимо своей безнравственности, запрещаемый прием борьбы опасен для здоровья и может оказаться вредным для потомства потерпевшего.13-16.- Номинальный вес гири и номинальный объем ефы должны соответствовать их фактической величине.17-19.- См. Исх 17.8–16. Позднее, амаликитяне были разбиты Саулом (1Цар 15.1–8) и окончательно уничтожены при Езекии (1Пар 4.41–43).



